Спорт

Двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике владимир куц: «жил для семьи — не получилось. Ставил рекорды — теперь никому не нужен… »

0:00 — 7 февраля 2004 eye 1209

Сегодня легендарному бегуну исполнилось бы 77 лет

Спортивная карьера Владимира Куца, как и вся его жизнь, была недолгой, но полной и фантастической славы, и драматизма. Пятьдесят лет назад Куц первым из советских легкоатлетов-стайеров выиграл чемпионат Европы, первым из наших бегунов стал олимпийским чемпионом. Игры 1956 года в Мельбурне назвали «Олимпиадой Владимира Куца». О популярности двукратного олимпийского чемпиона, многократного рекордсмена мира в беге на длинные дистанции в те годы ходили легенды. В 1956 и 1957 годах его признавали лучшим спортсменом мира.

Владимир Куц покинул беговую дорожку в 32 года из-за болезни ног. А через 16 лет его не стало.

Семь фактов из жизни Владимира Куца

«У меня за спиной шесть классов средней школы»

1. Владимир Куц осенью 1945 года ушел служить на Балтийский флот. На беговую дорожку он впервые вышел во время соревнований в честь Дня Победы. Он и понятия не имел, как надо тренироваться, какие упражнения выполнять на разминке. Просто стартовал и финишировал. Бежал, как бежится.

Зимой 1954 года в Ленинграде судьба свела его с тренером Григорием Никифоровым — человеком, который создал для будущего чемпиона индивидуальную систему подготовки. На чемпионате Европы в Берне Куц в пух и прах разбил «железного чеха» Эмиля Затопека и установил свой первый мировой рекорд. Тогда он и встретил свою будущую жену.

- Я работала в газете «Советский флот», и мне поручили взять интервью у морского офицера Владимира Куца, — рассказывала первая жена Куца Раиса Андреевна.  — Задание оказалось не из легких. Сначала он отказал, однако через некоторое время пригласил меня в ресторан. Потом он улетел на матч Великобритания — СССР. Звонил мне оттуда. По возвращении сказал прямо: «У меня за спиной шесть классов сельской школы, у тебя — университет. Вот и думай!» Я ему ответила: «Будем учиться вместе». Писала с ним диктанты, учила правильному произношению. У него постоянно проскальзывали украинские словечки. Я даже составила ему что-то похожее на словарь.

2. На Олимпиаду 1956 года в Мельбурне Куц прилетел в ранге мирового рекордсмена на дистанции 10 тысяч метров. Однако за три дня до открытия Игр произошел инцидент, едва не оставивший Куца за бортом соревнований. Куц был заядлым автолюбителем. Прибыв в Мельбурн, он уговорил австралийца дать ему прокатиться на машине в пределах олимпийской деревни. Автомобиль рванул с места и… врезался в столб. Вечером того же дня газеты вовсю трубили о том, что Владимир Куц попал в аварию и выбыл из борьбы. Чтобы опровергнуть эти слухи, ему пришлось лично явиться на танцы в олимпийский концертный зал и продемонстрировать всем, что здоров.

3. В Мельбурне бесспорными фаворитами в забеге на 10 тысяч метров были Куц и Гордон Пири. Большинство специалистов отдавали предпочтение англичанину. Но победил советский атлет, поразивший всех «рваной» манерой бега. Вот как вспоминал об этом сам чемпион: «На полной скорости я перехожу с первой дорожки на вторую, затем на третью. Пири следует за мной. Он согласен на все, даже на зигзаги, только не на лидирование».

А потом Куц сделал то, чего до него никто на Олимпиадах не делал. Он просто остановился, прекратил бег. И Пири пришлось стать лидером. Но затем Куц, следуя своей хитрой тактике, снова обошел его. И после очередного рывка Пири сдался. На финише он едва держался на ногах от усталости. «Куц убил меня своей быстротой и сменой темпа, — сказал потом Гордон Пири.  — Он, безусловно, величайший бегун, и я никогда не смог бы победить его».

Победа на «десятке» стоила Куцу очень дорого: врачи обнаружили у него в моче кровь. Но через пять дней ему предстояло выйти на старт пятикилометровой дистанции. Врачи посоветовали отказаться от забега. Но чиновники уговорили Куца выйти на старт, пообещав за победу генеральскую пенсию. Он не просто поучаствовал, а стал двукратным олимпийским чемпионом, установив второй олимпийский рекорд.

Виктор Кудинский: «Куц — человек кристально чистой души»

4. Это была вершина его спортивной карьеры. Почти год ему пришлось восстанавливать свои силы. В октябре 1957 года в Риме Куц установил мировой рекорд в беге на 5 тысяч метров, побить который удалось только следующему поколению стайеров. Его все чаще стало беспокоить здоровье, мучили боли в желудке и в ногах. В феврале 1957 года врачи заявили прямо: «Бросьте бег, если думаете жить». В 1959 году Куц официально заявил, что прекращает выступления на спортивной арене. После ухода из спорта Куц переключился на учебу: закончил Ленинградский институт физкультуры, чтобы в будущем стать тренером.

- Своему тренеру Владимиру Куцу я обязан многим,  — вспоминал в интервью «ФАКТАМ» его ученик, двукратный чемпион Европы в беге на длинные дистанции Виктор Кудинский.  — Именно Куц направил меня, как говорится, в беге на выносливость, научил терпению. Куц — это легенда, человек кристально чистой души. Меня раздражают публикации о том, что он, дескать, безбожно пил, мог, мол, за один день «убрать» пять бутылок водки. Да, Петрович любил выпить, но всегда знал норму. У него другие были проблемы. Так и не сложилась, например, личная жизнь, хотя он дважды пытался создать семью. Кстати, двух его жен звали Раями.

5.  — Это был один из самых щедрых людей, которых я знала, — вспоминала первая жена атлета Раиса Андреевна.  — Из загранпоездок он привозил себе галстук, а мне и сыну — просто море подарков. Часто дарил мне розы. Он их очень любил и сам выращивал на даче. А как он готовил! Такого вкусного украинского борща я больше никогда не ела.

- Я не встречал в своей жизни более бескорыстного человека, чем Куц, и абсолютно не практичного, — рассказывал «ФАКТАМ» знаменитый киевский бегун Виктор Кудинский.  — Помнится, меня поразил такой факт. Владимир Петрович был награжден Призом Колумба, учрежденным по завещанию американского миллиардера для пяти выдающихся спортсменов мира. Из советских атлетов Приз Колумба получили только Куц и Брумель. Приз на малахитовой подставке метровой высоты — точная копия каравеллы Колумба, выполненная из чистого золота с инкрустацией драгоценными камнями: изумрудами, бриллиантами, рубинами. Как-то я попросил показать этот приз. Оказалось, что Владимир Петрович «раскурочил» его: оторвал каравеллу и продал армянам как лом. Ему и в голову не пришло, что это бесценное произведение искусства, и что если бы была нужда в деньгах, приз можно было бы продать за немалые деньги.

6. В январе 1972 года после автомобильной аварии и связанным с ней нервным потрясением Владимир Петрович перенес правосторонний инсульт. Ходил с палочкой. В 1973 году он развелся с Раисой Тимофеевной — Раей номер два, как ее называли знакомые Куца.

- Владимир часто повторял, что судьба несправедливо с ним поступила, — рассказывала Раиса Тимофеевна.  — Начал пить. Я не могла смириться, боролась. Отбирала права, чтобы он не садился за руль. Пару раз приходилось забирать его из милиции. Даже ультиматум поставила: не больше 200 граммов в день. Из-за этого мы и разошлись. Однако то, что он выпивал якобы 15 бутылок водки за три дня, — полнейшая ерунда. Ему и пяти граммов было нельзя. Особенно после инсульта. Возможно, сказалась наследственность. Ведь его отец сгорел по пьянке, когда Вове было всего пять лет…

7. В последние годы за своим здоровьем Куц не следил. Располнел до 120 килограммов при «боевом весе» в 65. Так как он в то время получал приличную генеральскую пенсию (350 рублей), проблем с выпивкой и закуской никогда не возникало. Загулы олимпийского чемпиона не могли остановить ни его друзья, ни близкие. Как-то Куц сказал брату: «Ну, вот, браток, жил для семьи — не получилось. Ставил рекорды — теперь никому не нужен… » За месяц до смерти он попросил брата и его жену Галину: «Ребята, если со мной что случится, поставьте мне хороший памятник и напишите, что лежит здесь такой идиот. И посадите березку».

15 августа 1975 года Куц в очередной раз повздорил с бывшей женой (жившей в том же доме). Вернувшись в свою однокомнатную квартиру на Флотской улице, он крепко выпил, а затем проглотил с десяток таблеток снотворного и лег спать. Когда утром за ним зашел его ученик, чтобы разбудить на тренировку, Куц был уже мертв. В милицейском протоколе осталась запись: «Ушел из жизни при невыясненных обстоятельствах».