Когда корреспонденты «ФАКТОВ» примчались на место взрыва -- на улицу Севастопольскую, 14, вокруг здания Дарницкого районного суда толпились сотрудники МЧС и милиции, бойцы спецподразделений. Кусок стены на первом и втором этажах, размером примерно 3 х 4 метра, вывалился наружу. В провале, из которого виднелась секция батареи парового отопления, работали люди в спецовках. Бойцы Центрального аварийно-спасательного отряда МЧС Украины, разбирая завал, укрепляли опасно провисшие бетонные перекрытия между этажами. (С улицы было видно, какие толстые стены у старого здания). Собаки-спасатели прогуливались на травке неподалеку -- видимо, их услуги, к счастью, здесь не понадобились.
-- Я услышала взрыв, находясь в своем кабинете, расположенном на другом конце коридора, -- рассказала «ФАКТАМ» заместитель председателя суда Любовь Леонтюк. -- Открыв дверь, увидела, что коридор полон дыма. Царила паника -- кроме 60 сотрудников суда, в разгар рабочего дня у нас было полно посетителей. Люди кричали, плакали. Что случилось? Может, пожар? Первый порыв был -- бежать на улицу. Но я взяла себя в руки, вернулась в кабинет и позвонила в милицию и на скорую помощь. Только после этого можно было подумать о себе.
Любовь Леонтюк показывает на обвалившуюся стену фасада:
-- Внизу находится туалет, общий для сотрудников и посетителей. В нем, говорят, и находился эпицентр взрыва. От него обрушились стены в 11-ом кабинете, где обычно сидят помощники и секретари, и в 9-ом -- кабинете судьи Сергея Сухомлинова, в котором он как раз находился вместе со студентом-практикантом. Обвалившись, стена накрыла собой юношу, а судью спасло лишь высокое кресло, подголовником прикрывшее его от падавших кирпичей. Еще очень сильно пострадала 18-летняя секретарь Ирочка, как раз в этот момент выходившая из зала суда. Наши судьи-мужчины вытащили пострадавших из завалов, вынесли их на руках к подъехавшим «скорым».
-- Какова, по-вашему, причина ЧП?
-- Не могу вам сказать. Никакие ремонтные работы у нас давно не велись. Разве что в помещении суда работал столяр, менявший деревянные двери в кабинетах, -- говорит Любовь Леонтюк. -- Некоторые из моих сотрудников позже припоминали, что незадолго до взрыва чувствовали запах карбида, но я лично ничего такого не ощущала. Знаю, что в пятницу одному из наших судей угрожали -- через секретаря, в устной форме. Но имеет ли этот инцидент какое-либо отношение к сегодняшнему взрыву, не знаю. Во всяком случае, кабинет подвергшегося угрозам судьи далеко от провала, он не пострадал. Еще кое-кто заметил у здания суда черный «Мерседес», у которого взрывом выбило два стекла. Удивительно, что, как только началась суматоха, автомобиль исчез.
-- Оказались ли в зоне разрушений судебные архивы? Может быть, какое-нибудь уголовное дело уже исчезло под шумок?
-- Нет-нет! В коридорах оказались разбросанными только бланки, но мы их уже собрали. А дела хранятся в уголовной канцелярии. Сегодня у нас слушались гражданские дела, ничего особенно «громкого» не было.
В четырехэтажном доме напротив (расстояние от здания суда -- метров 50) во многих квартирах повылетали стекла.
-- Я сидела в комнате, кушала, когда раздался взрыв. Мое окно буквально «сложилось» внутрь, -- рассказала нам жительница квартиры N 26 дома N 13 по ул. Севастопольской Людмила Ивановна. -- Глянула -- а в доме напротив ни стены, ни окна. Пять секунд тишины -- и потом истошный женский крик. Мое стекло, наверное, выбило кусками металлических решеток, сорванных с окон здания суда. Посмотрите, полно таких обломков валяется под нашим домом. Моя молодая соседка -- видите, у нее и рамы с «мясом» вырвало -- за пять минут до взрыва отошла от окна, у которого ухаживала за комнатными растениями. Хорошо, на улице было мало машин! Когда здесь слушается что-нибудь резонансное, то пройти между автомобилями невозможно.
Всего в больницу скорой медицинской помощи доставили одиннадцать пострадавших -- шестерых сотрудников суда и пятерых посетителей (семеро мужчин и четыре женщины). Среди них есть и студенты-юристы, и пожилой пенсионер.
-- В данной ситуации оперативно и четко сработали сотрудники столичной станции скорой помощи, -- сказал «ФАКТАМ» начальник Главного управления здравоохранения столицы Роман Макомела. -- К зданию суда выехали 13 карет. Несколько дежурили на месте, другие по дороге в больницу оказывали помощь пострадавшим. С уверенностью можно сказать, что смертельно опасных травм люди не получили. Из 11-ти травмированных трое пострадали наиболее серьезно. Но и они не требуют лечения в реанимационном отделении. У этих людей закрытые черепно-мозговые травмы, переломы конечностей, синяки, ссадины.
По словам пообщавшегося на месте ЧП с журналистами начальника городского управления милиции Александра Миленина, сейчас сотрудники правоохранительных органов опрашивают работников суда, одновременно отрабатывают несколько версий. Не исключено, что сработало самодельное взрывное устройство. Вывод о причинах взрыва можно будет сделать лишь после заключения экспертизы.
По горячим следам появилась версия, что взрыв стал следствием проведения газосварочных работ. В информационном центре Государственного комитета по охране труда «ФАКТАМ» сообщили, что разрешения на проведение газосварочных работ в помещении Дарницкого районного суда в Киевском территориальном управлении не выдавали и выезжавший на место ЧП инспектор территориального управления не обнаружил ни запаха аммиака, ни обломков сварочного оборудования. Из помещений здания суда и из газовых колодцев возле него были взяты пробы воздуха, которые переданы в лабораторию для анализа. По предварительным данным, ничто не указывает на то, что причиной взрыва могла стать утечка газа.
Материал подготовлен корреспондентами «ФАКТОВ» Марией ВАСИЛЬ, Виолеттой КИРТОКОЙ, Геннадием ПИОРО