Культура и искусство

Александр масляков: «я не принимаю никаких подарков! У меня же не «поле чудес»

0:00 — 13 февраля 2004 eye 412

Спустя год в Киеве снова возобновились съемки украинской лиги КВН. Теперь веселые и находчивые перекочевали на «Новый канал»

Первую фестивальную игру зрители увидят на «Новом» уже в марте. В ней приняли участие 15 команд из разных городов Украины. Борьбу за право выступить в российской лиге продолжили 12 из них. Они будут соревноваться в шести играх, которые покажут в течение года. За участие в украинской лиге каждая команда заплатила по три тысячи гривен. «Новый канал» покажет выступления и российской высшей лиги. Чтобы максимально охватить аудиторию, повторы выступлений будут на ICTV и Первом национальном. Руководит процессом, как и сорок лет назад, бессменный ведущий КВН Александр Масляков. Он приехал в Киев за несколько дней до «большой» игры, присутствовал на всех репетициях и вносил свои коррективы: некоторые «шутки» советовал не произносить, а некоторые сделать более лаконичными, отшлифовать реплики. В перерыве между репетициями Александр Васильевич пообщался с «ТелеФАКТАМИ».

«Условия игр в Киеве максимально приближены к боевым»

-- Почему ни одна из украинских команд не попала в высшую лигу КВН?

-- Мне кажется, в последнее время украинские команды выступают не так блистательно, как раньше. Количество команд растет, но в высшую лигу они не попадают. В силу разных причин. Часто талантливые ребята не могут найти спонсора и достать деньги на проезд, проживание и питание, не говоря уже о хороших костюмах и записях фонограмм. Одна николаевская команда, чтобы сэкономить, приехала в Москву на стареньком микроавтобусе, ребята жили по восемь человек в одном номере самой дешевой гостиницы. Мы решили упростить им задачу и вернуть КВН на киевскую землю. Чтобы украинская волна обрела силу и мощь, мы пытаемся помочь талантливым командам. Пускай ребята сначала разберутся между собой, потом выйдут на другую, высшую, ступеньку.

Мы проведем, как минимум, сезон высшей украинской лиги КВН. Это экспериментальные игры. Во-первых, команды по желанию будут выступать на украинском языке. Во-вторых, ведущих будет два. Правда, я буду поблизости, постараюсь приезжать на каждую игру. А стартовую игру удачно провели Миша Гуликов из команды «Запорожье--Кривой Рог-транзит» и Гарик Мартиросян, капитан команды «Новые армяне». На следующей игре будет другая пара ведущих. Наверное, кто-то из Харьковского авиационного института. Ведущие будут меняться постоянно. Не будет и традиционного жюри. В первой игре в так называемом «центре управления полетами» заседали ребята из команды «Уральские пельмени», к ним присоединился бывший капитан легендарной команды ХАИ, а сейчас редактор КВН Андрей Чивурин, и я поддался на их уговоры. В этой роли мне пришлось выступать впервые. Так что это тоже один из экспериментов.

-- А с телеканалами тоже экспериментируете?

-- Можно и так сказать. Мы расстались с «1+1». Муж и жена иногда расходятся, а если в семье оба занимаются творчеством, то сами знаете, как недолго это длится, развод почти всегда неизбежен. Поработав с «1+1», мы решили пойти еще на один эксперимент -- теперь будем сотрудничать с «Новым каналом». Тем более, что «Новый канал» очень заинтересовался КВН.

-- Готовите молодые команды к большой игре?

-- А почему бы и нет?! Условия игр в Киеве максимально приближены к боевым, все по-настоящему. Из Москвы приехала команда профессиональных операторов, режиссеров, специалистов по свету и оформлению сцены. Привезли дорогие декорации. Столько техники Октябрьский дворец еще не видел. Мы беспокоимся не только о том, чтобы зритель в зале получил удовольствие, но и чтобы картинка в телевизоре была красивой. Если команда, сыгравшая на этой сцене, попадет в высшую лигу, она уже будет готова к новому витку кавээновского роста.

«О том, чего говорить не стоит, мы договариваемся с ребятами заранее»

-- Бракуете шутки?

-- Такие случаи бывают нередко, хотя у нас нет цензуры, кроме этических норм. Я считаю, что нельзя шутить над трагедиями. Если говорить о политике и политиках, нужно обращать внимание не на то, как человек выглядит, а на то, что он делает. Главное -- не зубоскалить, а шутить по делу, без грязи и злобы. Молодежь иногда заносит, ребята ударяются в пошлость, шутят, что называется, «ниже пояса», а это нельзя тиражировать на миллионную аудиторию. О том, чего говорить не стоит, мы договариваемся с ребятами заранее. Правда, бывает, команда сопротивляется, считает, что эта шутка таки пройдет в зале. Тогда я уступаю, но в глубине души чувствую, что этого не стоит делать. Ведь ничего хорошего, как правило, не получается.

-- А экспромты у ребят бывают?

-- Нет, это исключено. Если мы договариваемся, ребята держат слово.

-- Телеверсия очень отличается от игры на сцене?

-- Существенных отличий нет, хотя атмосферу зала передать невозможно. Вырезают обычно всякие мелочи: заминки, повторы куплетов песен, неудавшиеся шутки…

-- И над этим вы по-прежнему работаете всей семьей?

-- Я уже сорок лет существую на телеэкране, вел массу передач. Вот уже больше десяти лет занимаюсь только КВН. Жена пришла на телевидение на два года позже меня и тоже стала работать на КВН. Не избежал этой участи и наш сын. Ему просто некуда было деваться: он с шести лет сидит на КВНе и знает все его тонкости не хуже нас. Для нас с женой КВН -- это наша жизнь. Дома мы постоянно об этом говорим.

-- Мы увидим Маслякова-младшего в качестве ведущего КВН?

-- Об этом его надо спросить. Я пока не знаю, как он окончательно решит. Он ведь самостоятельный человек, женился, живет отдельно. Сын закончил институт, учится в аспирантуре, пишет кандидатскую, занимается еще какими-то делами…

-- Чем вы еще увлекаетесь?

-- Кроме КВН, у меня никаких увлечений нет. Правда, люблю поваляться с книжкой на диване.

«Петросян -- имя нарицательное. К сожалению, не только он пользуется шутками кавээнщиков»

-- А домашние хлопоты на кого взвалили?

-- Сами справляемся. КВН КВНом, а жить-то хочется нормально. Хочется, чтобы дом был в порядке, чтобы в нем было уютно и хозяевам, и гостям.

-- Кавээнщики бывают у вас в гостях?

-- Я не дружу домами ни с командами, ни с отдельными игроками. Это ведь уже другое поколение, и у нас не так уж много общего. Зато, насколько я знаю, ребята очень дружны между собой, влюбляются, женятся… На играх особая атмосфера. Не скрою, к некоторым командам я отношусь очень тепло и на сцене улыбаюсь всегда искренне. Я уже давно снял шляпу перед талантливыми ребятами. Когда на сцену выходит профессиональная команда, не могу сдержать радости. Предвкушаю хорошую игру.

-- Команды привозят вам подарки, сувениры?

-- Ну что вы? Какие подарки? У меня же не «Поле чудес». Я не принимаю никаких подарков. Очень-очень редко команда, приехавшая издалека, может оставить небольшой сувенир в память о своем городе. Но это единичные случаи.

-- Раньше вы страдали от своей популярности. А теперь?

-- Раньше я был мальчиком, который рано стал знаменитым, моя физиономия была известна многим. Но есть и оборотная сторона медали. Поэтому я довольно рано начал скрываться под очками и шарфиками.

-- В Киеве вас достают поклонники?

-- Нет. Но на всякий случай дежурную кепочку не снимаю. Меня узнают и в Москве, и в Киеве. За сорок лет и поклонники изменились: если раньше просили автографы, то сейчас как минимум фотографии или деньги. Бывает, идешь по улице, вдруг кто-то начинает молча тебя фотографировать из-за угла. Это не очень приятно.

-- А как с уже нашумевшим скандалом с Евгением Петросяном?

-- Петросян -- имя нарицательное. К сожалению, не только он пользуется шутками кавээнщиков. Как говорят ребята, это их «напрягает». Печально, что с такого рода плагиатом невозможно бороться. Артисты юмористического жанра часто говорят: «Сейчас я прочту монолог такого-то автора». Ну и читай себе на здоровье, подари удовольствие себе, но скажи, что это из КВН. Ведь у нас на сайте АМИКа есть все шутки команд, выбирай любую, но сошлись и шути напропалую.

-- Как будете отстаивать права кавээнщиков?

-- Ну, на баррикады мы не пойдем. Естественно, ребята постоянно высказывают свое «фэ», и я к ним присоединяюсь. А дальше события будут развиваться так, как подскажет совесть тем людям, которые передирают юмор у талантливых ребят и выдают его за свой.