Началась сырная неделя перед Великим постом
Любители вкусно поесть и от души повеселиться с нетерпением ждут Масленицы -- одного из самых сытных праздников. До Пасхи мясо есть уже нельзя, вот православный люд и отводит душу, угощаясь варениками с творогом и блинами.
По народным поверьям Масленица символизирует проводы зимы и ее вечных спутников -- холода, смерти и темноты. Кроме того, сырная неделя -- это торжественная встреча весны, несущей свет, тепло и радость.
С Масленицей в Украине связаны давние традиции: в каждой области они свои, но всегда это веселые и хмельные проводы зимы. Обычаи и обряды дали Масленице в Украине много названий -- Масниця, Масляна, Сиропусний тиждень, Пущення, Загальницi, Чорна недiля, Гижкове пущення, Крива недiля, Федорiв тиждень.
Как же наши предки проводили последние семь дней перед Великим постом? В первую очередь они вволю наедались молочными и рыбными блюдами. Главными были, конечно, вареники, облитые зажаркой или сметаной, и блины с разными начинками (мелко нарезанной соленой рыбкой, икоркой, творогом, смешанным с сухофруктами, маком, орехами и изюмом или с чесноком и сушеной зеленью). Кстати, перед праздником запасались как казенной водкой, так и самогоном. Ведь в эти дни в украинских селах изрядно выпивали. Особенно замужние женщины Всю неделю они «справляли колодку». В понедельник с самого утра молодухи собирались в корчме «колодкувати». Одна из товарок приносила небольшое полено (колодку), другая -- кусок холста, в который деревяшку пеленали. Это означало, что колодка «родилась». Женщины усаживались за стол и поздравляли друг друга с родинами, а во вторник -- с крестинами, в среду колодка женилась, в четверг -- умирала, в пятницу полено хоронили, а в субботу оплакивали. И все это за чаркой горилки! Пока колодку не похоронили, захмелевшие молодицы обходили с ней дворы, чтобы успеть «оковать» незамужних девчат и холостых парубков. Освободиться от колодки можно было, только дав выкуп -- водку и закуску.
Правда, раскошеливаться приходилось и женатым мужчинам. В четверг или пятницу они должны были торжественно привезти тещу к себе домой и попотчевать горилкой, чтобы доброй была и «щоб горло не пересихало». Мама жены угощала зятя блинками, но небескорыстно. Помимо водки, она могла потребовать от него гостинца -- мелких денег. Отказывать ей, конечно, не полагалось.
А на Гуцульщине был еще один обычай, связанный с проводами зимы. Опять-таки только замужние женщины собирались в корчме на посиделки, именуемые субутками. С собой приносили Федора -- пряник, обернутый куском полотна и увитый лентами. Этот пряник всячески величали и оберегали от мужчин, ведь нетронутый Федор -- залог богатства в доме. С пряником ходили по хатам, его полагалось принимать с почестями, как дорогого гостя. А еще с Федором было связано много суеверий: если в доме пряник, нельзя прясть, зажигать свет, стелить постель, на ночь Федора накрывали корытом. Существовало поверье: та хозяйка, которая всю Федорову неделю будет успевать засветло готовить ужин, первая окончит весенние работы.
Пока молодицы кутили, девушки вели себя тихо и скромно. На Масленой неделе девчата собирались на посиделки (вечорницї, досвїтки), чтобы вместе с подружками готовить себе приданое. Для посиделок арендовали хату у бедной вдовы или бездетной пары. Платили за помещение не деньгами, а хлебом, мукой, пшеном и постным маслом. На посиделки всегда заглядывали парубки. Сначала молодые люди вносили свою лепту за наем жилья (рубили дрова и носили воду), а потом старались всячески мешать девчатам работать. Парубки рассказывали сельские новости (кто купил дом, решил жениться, у кого родились дети, а кто поссорился) и подшучивали над девушками. Если на посиделки хотел прийти хлопец из другого села или улицы, он должен был выставить местным парням магарыч, иначе
Невозможно представить себе Масленицу без соломенной бабы. Чучело делали еще в начале недели. Его подпоясывали женским платком, украшали лентами и цветами и устанавливали на сельской площади или пустыре. Всю неделю Масленицу величали, а в воскресенье сжигали или кидали в речку. Вместе с Масленицей было принято сжигать или топить старые вещи. Считалось, что благодаря этому дом очищается от зла и нечистой силы.
В воскресенье молодежь играла в снежки, распевала песни и каталась на лошадях. По старому обычаю в воскресенье перед началом Великого поста нужно просить у людей прощения за обиды, нанесенные в течение всего года. Ходили даже на кладбище -- повиниться перед усопшими родственниками. Главное действо воскресной церковной службы -- обращение священника к прихожанам с просьбой, простить его за все вольные и невольные прегрешения. Батюшку, естественно, прощают: «Бог простит, как я прощаю», и просят благословить на пост.
Существовал еще один обычай: в Прощеное воскресенье вечером, перед сном, нужно было прополоскать рот самогоном, чтобы черт не вынул остатки скоромного вместе с зубами. Начинался Великий пост, люди с сожалением приговаривали: «Масляна, Масляна, яка ти мала, якби ж тебе сїм недїль, а посту одна »