18-летняя студентка, страдающая тугоухостью, читает по губам и настолько хорошо говорит, что о ее недостатке никто не догадывается
«Вы знаете английский? -- спросила меня Наташа. -- Почему бы нам не говорить на английском?» Девушка легко переходит с украинского на русский, с английского на немецкий. О том, что она не слышит без слухового аппарата, не догадываются ни ее одногруппники, ни преподаватели. Наталья учится на отделении западной филологии и перевода в Киевском университете Тараса Шевченко. В ее зачетной книжке по всем предметам стоит «отлично».
-- Как тебе удается общаться, не выдавая свой недостаток?
-- Это заслуга моих родителей. Они оба глухие -- мама вообще не слышит, у отца тугоухость. Папа и мама познакомились в интернате, общались жестами, а когда я родилась, решили: вырастят меня говорящей и отведут в обычную школу. Они очень боялись отдавать меня в интернат, потому что знают, как трудно потом устроить свою жизнь. Ведь хотя в интернате детей учат говорить и читать по губам, они не общаются со слышащими, а между собой используют язык жестов. Когда отец поступил в техникум, чувствовал себя изгоем и даже плакал дома -- так тяжело было влиться в новый коллектив. И дело не только в том, что он некрасиво говорил. Он из изолированного мирка попал в огромный мир, в котором для него было много непонятного. Школьная программа в интернате слабее, а в техникуме, институте ко всем одинаковые требования.
До трех лет родители Наташи надеялись, что у нее есть слух. Ведь у глухих родителей может родиться слышащий малыш. Девочка просыпалась от шума, реагировала на звук. Но на самом деле она воспринимала вибрации. Не зная об этом, многие родители не сразу понимают, что у ребенка проблемы со слухом. А если с малышом с первых месяцев заниматься по специальным методикам, он начнет говорить одновременно со своими сверстниками.
-- Со мной занимались бабушки и дедушки, у них нормальный слух, -- продолжает Наташа. -- Рядом со мной и мама стала лучше говорить. Ведь глухой человек разговаривает слишком громко, монотонно, картавит. Мама обзавелась специальными книгами, она сама занималась и постоянно мне громко на ухо называла предметы, действия. Бабушка, разговаривая со мной, все рисовала и писала. Глухие дети, с которыми так работают, к трем годам уже умеют читать. У меня хватало слуха, чтобы что-то расслышать. Я плохо и не всегда правильно повторяла слова. В три годика мама отвела меня в группу изучать английский. Тогда же врачи поставили мне диагноз -- тугоухость третей-четвертой степени.
-- Многие удивляются, как это глухого человека можно научить говорить, да еще и «слышать»? -- рассказывает председатель правления Ассоциации родителей детей-инвалидов с нарушениями слуха Елизавета Пушкарская. -- Если слух снижен, мы его не улучшим, зато можем развить у ребенка слуховосприятие. Часть функций органов слуха возьмут на себя другие органы чувств. Поэтому занятия с глухими малышами проводятся артистично, эмоционально. Педагог показывает то, о чем говорит, чтобы передать те ощущения, которые у нас вызывают разные понятия. Маленькая Наташа повторяла все за взрослыми, те же, разговаривая с ней, смотрели на нее, выговаривали слова четко, усиливали мимику. Маленькие дети повторяют действия взрослых, в том числе и движения губ. Малыши подмечают каждую мелочь, если акцентировать их внимание на своих губах, они уловят разницу даже между такими похожими звуками, как «ба», «ма», «па». Нет тотально глухих детей, какие-то частоты воспринимают все. Если усилить частоты с помощью слухового аппарата, то появится воздушная проводимость звука, а это позволит ребенку услышать большой спектр звуков. Современные мощные аппараты создают слуховое поле, которое воспринимает речь.
-- Когда ты поняла, что слышишь не так, как все?
-- Меня отдали в специализированную школу с углубленным изучением английского языка, и учителя знали о моей проблеме. Там со мной все общались как со слышащим ребенком. В третьем классе мы уже писали под диктовку, и я не могла понять, почему, когда учительница идет в конец класса, я ее не слышу, а мой сосед по парте продолжает писать. Несмотря на свой недостаток, я училась на «отлично» и школу окончила с золотой медалью. В 12 лет мне выдали первый слуховой аппарат. Я стала различать шепот и речь на большем расстоянии, отличать мужской и женский голоса. Ну а за то, что моя речь чистая, я должна благодарить и свою преподавательницу английского. В седьмом классе я стала отставать по иностранному языку. Мне пригласили репетитора. Эта женщина учила меня правильно произносить слова и использовала для этого самые разные приемы. Например, чтобы я усвоила английский звук «э», она бросала на землю мячик, тогда получался похожий звук. Она, как дирижер, руками показывала интонацию, когда ее нужно повысить или понизить.
В десятом классе Наташа стала изучать и немецкий язык. Сейчас в университете он у нее основной, а после третьего курса она собирается взяться еще за один иностранный -- итальянский или испанский. О проблеме со слухом Наташа почти никому не рассказывает, поэтому попросила изменить ее имя и не называть город, из которого она приехала. Свою тайну она доверила только близкой подруге и парню, с которым встречается. Если Наташа выйдет замуж за слышащего, у детей не будет проблем со слухом, считают врачи.
-- Для переводчика слух крайне важен. Если все узнают, что я почти не слышу, на мне будет стоять клеймо, -- говорит Наталья. -- Я не смогу найти себе работу, как бы хорошо не знала языки. Да и у однокурсников появится повод для насмешек.
-- Три года назад в Киев приезжали представители украинской диаспоры в Канаде, я пригласила Наташу переводить, -- рассказывает Елизавета Пушкарская. -- Она блестяще справилась со своей работой.
-- Конечно, я каждый день оказываюсь в ситуации, когда до меня кто-то не может докричаться, -- добавляет девушка. -- Особенно на улице, где огромное количество звуков. На этот случай у меня есть стандартный ответ: «Я задумалась». По телефону я могу говорить: подношу трубку к уху, на котором слуховой аппарат.
Цифровой аппарат, которым сейчас пользуется Наташа, ей купили всего три месяца назад. Он отсекает фоновый шум и вычленяет речь. Благодаря ему Наташа слышит музыку, даже различает скрипку, гитару, фортепьяно. Стоит этот аппарат почти девять тысяч гривен, деньги на него семья собирала четыре года. Старый аппарат Наташи перешел по наследству к младшему брату, у которого тоже снижен слух. Мальчик сейчас учится в начальной школе, родители помогают ему, как и Наташе.
-- Несмотря на то, что Максим почти не слышит, у него самый высокий коэффициент эрудиции в классе, -- говорит Наташа. -- Он занимается на «отлично». Если бы он учился по щадящей программе, у него просто не было бы возможности проявить свои способности.
-- Можно сказать, что Наташина мама состоялась как сурдопедагог, -- говорит Елизавета Пушкарская. -- Ее настольными книгами стали учебники по логопедии. Без участия родителей работа специалиста не будет настолько эффективной. Нужно изо дня в день видеть мир с позиции ребенка, ползать вместе с ним, повторять ему на ушко каждое его действие, называть все, на что он обратил внимание. Ребенок проснулся, взял в руки мишку, мама должна прикоснуться к ручке малыша, дотронуться до игрушки, называть ее, какой она формы, какого цвета. Чтобы ребенок воспринял информацию всеми органами чувств, нужно видеть во всем что-то необычное, восхищаться и удивляться вместе с ним. Это и кропотливая работа, потому что приходится сотни раз повторять самые простые вещи, и огромный душевный труд. К примеру, чтобы выучить абстрактные понятия -- например, «вчера», «сегодня», «завтра», -- мы около года каждый день работаем с календарем. Я беру календарь, показываю пальчиком ребенку, какой сегодня день. Затем переворачиваем листик назад -- это вчера, -- отрываем его и выбрасываем. Потом показываю ребенку «завтра». Так мы учим и названия дней недели, месяцев. За год ребенок осилит эту программу. Глухого малыша нужно нагружать информацией, заставлять думать. Получается замкнутый круг: мышление развивает речь, а она в свою очередь двигает мысль. Если ребенок растет в каких-то особенных условиях, например, общается только с глухими детьми, эта изоляция обедняет его мир. Такому малышу будет нелегко среди слышащих детей, но нужно помочь ему выстоять, преодолеть все трудности. В будущем это вернется сторицей, он не будет ограничен в выборе любимого дела, сможет создать семью, познать все радости жизни. В Украине, к сожалению, таких деток принято направлять в специализированные интернаты. Хотя в некоторых странах в массовых школах учатся дети со сниженным слухом. Для них создаются необходимые условия. Либо на занятиях присутствует сурдопереводчик, либо появляется бегущая строка над доской. Нашим родителям придется взять все трудности на себя. Но зато, когда малыш что-то выдаст, это будет наградой за их труд. Я занималась с одним глухим мальчиком, рисовала ему цепочку: волк-хищник, потому что тот ест мясо. Мальчик задумался и говорит: «Я тоже хищник».
Елизавета Пушкарская стала сурдопедагогом после личной трагедии. 28 лет назад ее двухлетнему сыну Алеше назначили лечение антибиотиками, за одну ночь у мальчика пропал слух. Через три месяца малыш перестал говорить даже те слова, которые выучил к тому времени. С тех пор женщина занимается реабилитацией детей, у которых нарушен слух. Елизавета Николаевна работала во всемирно известном центре реабилитации слуха и речи в Загребе «Суваг». Благодаря тому, что мама не смирилась с приговором медиков, Алексей учился в обычной школе, окончил два факультета в Киевском политехническом институте. Сейчас он работает, у него своя семья. Ну а Елизавета Николаевна возвращает к жизни семьи, в которые пришла такая беда:
-- Первые месяцы родители приходят с детьми печальные, поникшие. Мне приходится реабилитировать и их. Но я знаю, что когда ребенок начнет откликаться на нашу работу, мама и папа воспрянут духом.