В Киеве прошла презентация книги журналиста Юрия Крикуна об именитом велогонщике, чей мировой рекорд в командной гонке на 100 километров почти 19-летней(!) давности не побит до сих пор
За рулем велосипеда он «намотал» более 450 тысяч километров. Взял да и объехал десять с половиной раз вокруг земного шара! Но за этими впечатляющими цифрами и красивыми фразами стоят многолетний каждодневный труд, травмы, радость побед и горечь поражений именитого велогонщика Василия Жданова. В 1985 году в Ереване при 40-градусной жаре ради успеха команды он закончил гонку почти в бессознательном состоянии и за сто километров пути потерял в весе 12 килограммов. «Состояние крайне тяжелое. Полное обезвоживание организма. Уровень гемоглобина значительно выше нормы. Требуется длительное стационарное лечение», — вердикт врачей звучал, как приговор Но уже спустя три недели Василий Жданов вместе со своими партнерами по сборной СССР стал чемпионом мира, установив при этом рекорд планеты.
- Неужели стоило так рисковать здоровьем, пусть даже ради великой победы?
- Чувство, которое я пережил после победы на мировом первенстве в Италии, наверное, не испытаю уже никогда, — рассказывает Василий Жданов. — Такое понятие, как честь Родины, было для нас чем-то большим, чем просто слова. А разве можно забыть 1987 год, когда 9 мая, в День Победы, в Берлине мне удалось выиграть пролог 40-й велогонки Мира! Произошло это на глазах лидера ГДР Эриха Хонеккера. Как только выяснилось, что я показал лучший результат, советский посол, сидевший на гостевой трибуне, вскочил как мальчишка. Более того, духовой оркестр одной из советских танковых частей, прибывший поддержать нас, ни к селу ни к городу — видать, от переизбытка чувств — «врезал» легендарную Катюшу. Такого «провала» своих вождь немецкого народа снести не смог. Не дожидаясь церемонии награждения, он встал, впервые при прощании не подал руки советскому послу и удалился.
- Простите за цинизм, но одними лишь чувствами и эмоциями сыт не будешь.
- Если вы о деньгах, то никаких баснословных сумм мы не получали. К примеру, за успех в Италии в 1985 году и установленный там рекорд мира, кстати, не побитый до сих пор (100-километровую дистанцию Жданов и его партнеры по сборной СССР Зиновьев, Климов и Сумников проехали со средней скоростью 57(!) километров в час. — Авт. ), каждый из нас получил по 1300 рублей. Да сегодня какой-нибудь сопливый новичок за эти деньги даже велотуфли не обует.
Хотя тогда мы были рады и таким деньгам. Ведь родимый Госкомспорт без зазрения совести присваивал себе все честно заработанные спортсменами призовые, в лучшем случае выплачивая каждому после гонки по 100 инвалютных рублей. Ну разве не обидно: на глазах королевы-матери и принцессы Дианы выигрываю в Англии престижную гонку Молочный тур. А вместо 12 800 фунтов стерлингов, причитающихся победителю, мне достается медаль, молочная кружка, символизирующая здоровый образ жизни, и уважение советского народа.
- И поэтому, завершив спортивную карьеру, вы решили уйти в бизнес?
- Я по натуре — трудоголик. Когда закончился спорт, я остался пусть и не на обочине жизни, но и без пригласительного билета на ее праздник. Чем я только не занимался, даже «купи-продай» прошел. К счастью, быстро понял, что слово «спекуляция» не для меня. В Курске открыл производство по изготовлению блоков для сооружения ферм. Позже с компаньоном занялся строительством домов. Мы возвели десять домов, три из которых элитные. Сейчас занимаюсь недвижимостью в Украине и продвижением на рынке нашей страны пищевых добавок одной известной фирмы.
Правда, душа все равно принадлежит спорту. В середине 90-х я даже был главным тренером сборной Украины по велоспорту, возил наших ребят на Олимпиаду в Атланту. За пару лет потратил около 40 тысяч долларов, кровью и потом заработанных во время выступлений в профессиональных западных командах, и решил, что хватит. Так, чего доброго, и своих детей по миру пустишь. Хотя и сейчас помогаю перспективному гонщику, чемпиону мира среди юниоров Саше Квачуку, которого тренирует мой многолетний наставник Виталий Гаврилович Резван.
- А сами-то еще на велосипед садитесь?
- А как же! Несколько раз в неделю в любую погоду проезжаю по 40--50 километров.
- За рулем автомобиля вы так же бесстрашны?
- У меня никогда не было тяги к технике. Что-то починить или разобрать — не для меня. Исключение составляют только велосипеды и автомобили. Какие только авто я не покупал: и «Ладу», и «Опель», и «Сеат» и «Мерседес». Но окончательно остановился на «БМВ». Лихачу на трассе все реже. Велоспорт научил меня с уважением относиться к ленте шоссе. На моих машинах, к примеру, никогда не будет магнитофона. Мне важно слышать в пути все звуки — от работы двигателя до «настроения» трассы.
- Кстати, в детстве мальчишки мечтают стать футболистами, а вы вдруг в велогонщики подались.
- Я тоже с футбола начинал. Но все изменила банка яблочного сока. Именно за такой приз мы, десяток пацанов, гоняли на велосипедах. После очередного заезда к нам подошел какой-то человек, оказалось, тренер по велоспорту, и пригласил к себе в группу. На следующий день в спортшколу пошли все, кроме меня. Когда же вечером ребята приехали домой на новеньких велосипедах, мне стало завидно. Утром отправился и я, но тренер меня не взял. Видно, понял, что я за птица. Обидно мне стало: хоть и яблочный, но все же чемпион! И тут подходит тренер старшей группы Валерий Быков и говорит: «Я тебя возьму. Завтра у нас соревнования — проверим тебя в деле». Я пришел и неожиданно обогнал всех. За победу получил новенький велосипед «Старт-шоссе» и две недели в секции не показывался. Но тут — проколол шины. Чтобы ее заменить, пришлось идти с повинной к тренеру. С того дня не пропустил ни одного занятия.
- В спорте высоких достижений вряд ли можно обойтись без травм
- Травм не счесть. Только на велогонке мира в 1986 году я «отметился» падениями на наждак шоссе в каждой из четырех стран, по которым мчался пелетон: дома — в Киеве, в Польше, Чехословакии и ГДР. Был весь в зеленке и йоде, которыми врачи пытались хоть как-то «закрасить» стесанные напрочь об асфальт оба бедра, плечи и спину. Трудно представить, но, по оценкам медиков, потери живой ткани тогда составляли у меня 25--27 процентов тела! Но я ехал. Правда, ночью меня укладывали спать на полотенце.
- А сколько сегодня стоит хороший гоночный велосипед?
- Порядка пяти тысяч долларов.
- И какую же скорость можно развить на этом «пятитысячнике»?
- На тренировках, отрабатывая скоростные качества, в упражнении «за машиной» мы разгонялись до 120 километров в час.
- Как велогонщик вы, понятное дело, придерживались определенного режима питания, в чем-то себе отказывали. Сейчас, наверное, наверстываете упущенное
- Скрывать нечего, покушать я люблю. Могу есть все — хоть черную икру, хоть китайских червей. Но из пищи культа не делаю. Гурманов не понимаю. Правда, не могу себе отказать во фруктах: съем хоть вагон.
- Вы всегда элегантно выглядите
- Не сочтите за нескромность, но со вкусом у меня — порядок. Помню, еще в сборной Союза я часто покупал вещи своим партнерам по команде, их женам, подругам, родителям и детям. Правда, «модником» себя не считаю, суперстилю предпочитаю удобство. Люблю «Boss», джинсы «Lewis», а в спортивных марках для меня лидер «Nike». Удобной одежде, кстати, отдают предпочтение моя жена и старшая дочь Лена. Только 11-летняя Настя у нас — барышня с большими запросами. Важнейшим же атрибутом внешнего вида мужчины считаю часы. По ним многое можно сказать о человеке. К примеру, в моем домашнем арсенале их никогда не бывает меньше двадцати.
- Раз уж речь зашла о семье Как вы познакомились со своей супругой?
- О, это целая детективная история! В сентябре 1987 года мы возвратились в Москву с соревнований из Франции. Но чтобы переночевать дома, в Харькове, пришлось за двойную цену купить билет у спекулянтов. В самолете я увидел красивую девушку-стюардессу с бездонными карими глазами. Правда, пока набирался смелости и собирался с мыслями, самолет уже приземлился в Харькове. Единственное, что я успел, так это с помощью своего друга известного велогонщика Саши Зиновьева узнать ее имя — Вита — и передать записку: «Завтра в 19 часов жду Вас в парке Шевченко».
Разумеется, на следующий день ни в 19, ни в 20 часов в парке Вита не появилась. Во-первых, как оказалось позже, в это время она «шла на посадку» в Ленинграде, а, во-вторых, никуда идти и не собиралась — мало ли ей записок писали. Словом, чудак в модных клетчатых брюках с огромным букетом роз так и простоял два часа у входа в парк, до последнего веря в чудо.
На выручку пришел еще один мой друг, кстати, автор книги о моей жизни в велоспорте, известный журналист Юрий Крикун. С помощью харьковских коллег он узнал, что фамилия небесной феи — Коток, возраст — 20 лет. Звонок столичного журналиста в харьковский авиаотряд с предложением написать очерк о «стюардессе по имени Вита», видимо, возымел действие. И в один из дней комсомолка Коток Вита была освобождена руководством от вечернего рейса. После содержательной беседы с журналистом она, конечно же, совершенно случайно, в сопровождении Юры оказалась у машины, за рулем которой сидел я. Спустя год мы сыграли свадьбу.
- Дочерей своих не хотите отдать в велоспорт?
- Чего-чего, а вот женский велоспорт не люблю. Лена и Настя ходят на плавание, занимаются бальными танцами.
- Василий, наверняка в вашей карьере были не только триумфы, но и неудачи, о которых сожалеете до сих пор?
- Самым большим провалом считаю сеульскую Олимпиаду 1988 года. Мы ехали в Корею фаворитами, а оказались первыми советскими велосипедистами, которые с 1972 года проиграли на Олимпийских играх нашу коронную командную гонку на 100 километров. Обидно было до слез. Хотя по-настоящему в своей жизни я плакал, наверное, только раз, когда в 1987 году меня, капитана сборной СССР, незаслуженно не взяли на чемпионат мира в Австрию. Плакал не от того, что не взяли, а потому, что видел тренерскую ошибку. Серебряные медали на том первенстве стали для команды слабым утешением. Сейчас же у меня могут выжать слезу только старые фильмы и наша жизнь. На безобразия, которыми полна действительность, я без боли смотреть не могу.