Происшествия

Сотрудники гаи теперь не смогут отбирать водительские удостоверения у нарушителей правил дорожного движения

0:00 — 24 февраля 2004 eye 250

Если одобренный парламентом новый закон подпишет Президент, автоинспектора лишатся еще одного «козыря», а водители почувствуют себя на дороге практически независимыми

Как уже сообщали «ФАКТЫ», Верховная Рада Украины приняла на днях закон, запрещающий сотрудникам ГАИ изымать у водителей их удостоверения на месте нарушения Правил дорожного движения. Автоинспектор сможет теперь лишь составить протокол и отправить его затем в суд, «права» же останутся у провинившегося. Этот закон пополнил ряд революционных преобразований, принятых парламентом и касающихся взаимоотношений работников милиции и участников дорожного движения.

Временно изъять у водителя права недавно разрешалось даже за непристегнутый ремень безопасности

В апреле 2001 года Верховная Рада уже лишила многих полномочий сотрудников ГАИ, запретив, в частности, инспекторам снимать номерные знаки с автомобилей, штрафовать нарушителей на месте и рассматривать дела о многих дорожных административных правонарушениях, наделив таким правом местные суды. И вот теперь, если одобренный парламентом новый закон подпишет Президент, автоинспектора лишатся еще одного «козыря», а водители почувствуют себя на дороге практически независимыми.

Следует отметить, что принятый документ, предложенный депутатом Николаем Кравченко, состоит буквально из одного предложения, касающегося внесения изменений в Закон «О дорожном движении». Но как раз из-за этого предложения законодательный акт и лишился части 13 статьи 15 «Основные положения о допуске к управлению транспортными средствами».

Напомним, что в конце октября прошлого года руководство МВД Украины, ссылаясь на «пункт 13», издало приказ, позволявший инспекторам ГАИ не возвращать водителям-правонарушителям водительские удостоверения до принятия решения судом и уплате провинившемся штрафа. Временно лишиться «прав» можно было даже за непристегнутый ремень безопасности или парковку в неположенном месте. Недовольными подобным решением оказались не только водители, но и работники судов, которым ежедневно приходилось принимать от ГАИ и возвращать затем владельцам сотни (!) удостоверений. Через два месяца МВД Украины, получив протест Генеральной прокуратуры, признавшей такую практику противозаконной, отменило действие этой нормы приказа.

Однако к тому времени в парламенте уже был зарегистрирован законопроект, где предлагалось исключить часть 13 статьи 15 Закона «О дорожном движении», ставший своеобразным ответом народных депутатов Министерству внутренних дел. В прошлый четверг Верховная Рада не только одобрила проект в первом чтении, как было предусмотрено повесткой дня, но тут же приняла его во втором чтении и как закон в целом.

Повысить штрафы могут при нарушении шоферами микроавтобусов правил перевозки пассажиров

А вот несколько других законопроектов, вносящих изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (в сфере безопасности дорожного движения), народные депутаты, к радости водителей, не поддержали. В частности, были отклонены предложения повысить размеры штрафов за непристегнутый ремень безопасности или превышение скорости более чем на 20 км/час до 17--34 гривен, а более чем на 40 км/час -- до 51--85 гривен; в два раза могли возрасти штрафы за проезд на красный свет, нарушение правил проезда перекрестков, обгона, встречного разъезда, остановок транспортных средств.

Не согласились народные депутаты более строго (штраф 34--51 гривни вместо нынешних 8,5--17 гривен) наказывать водителей, не пропустивших пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах, а также шоферов, севших за руль выпившими (предлагался штраф 1190--2550 гривен с оплатным изъятием транспортного средства). Не поддержали парламентарии предложение вернуть сотрудникам ГАИ право штрафовать нарушителей на месте и отнести рассмотрение дел о нарушениях Правил дорожного движения к полномочиям органов внутренних дел. Это по-прежнему относится к компетенции местных судов.

Был отклонен и проект, который разрешал бы работникам ГАИ блокировать колеса автомобилей специальным устройством или временно доставлять машину на специальную площадку в случае нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на улицах, дорогах и железнодорожных переездах (такая статья 122-4 могла появиться в Админкодексе). Помимо блокировки колес, нарушителей предлагали еще и штрафовать на 170--340 (!) гривен или лишать водительских прав на срок от трех до шести месяцев.

Не согласилась Верховная Рада предусмотреть в законодательстве норму, согласно которой в случае неявки нарушителя в суд для рассмотрения дела, сумма штрафа могла увеличиться в 100(!) раз; а если водитель не платит штраф в установленном законом сроки, размер штрафа увеличивается в 10 раз.

Несмотря на такое проявление благосклонности депутатов к водителям, Верховная Рада все же приняла в первом чтении проект закона о повышении ответственности водителей маршруток за нарушения при перевозке пассажиров. Если законопроект будет окончательно утвержден, то шоферов маршрутных такси станут штрафовать, помимо прочего, и за управление транспортным средством с умышленно скрытым номерным знаком, перевозку пассажиров сверх количества мест для сидения, определенного в регистрационных документах или предусмотренного характеристикой транспортного средства. Штраф в таких случаях может составить от 34 до 85 гривен. Повторное совершение водителем указанных правонарушений может обойтись в 51--136 гривен с оплатным изъятием транспортного средства (или без такового).