Спорт

Лучший российский бомбардир в нхл александр могильный: «когда я бежал в америку, больше всего опасался за родителей. Боялся никогда их больше не увидеть»

0:00 — 26 февраля 2004 eye 1690

На днях выдающемуся хоккеисту исполнилось 35 лет

Александр Могильный по праву считается одним из лучших представителей советской хоккейной школы. В конце 80-х годов тройке молодых талантливейших нападающих Могильный — Федоров — Буре прочили великое будущее. Но вскоре все трое оказались за океаном, стали звездами НХЛ. Правда, поодиночке, каждый сам по себе. Первым покорять хоккейную Америку отправился Могильный. Для этого ему пришлось просто-напросто сбежать из страны. Как знать, что было бы с родными, да и с самим спортсменом, случись это в 70-х или в начале 80-х годов. В 1989-м младший лейтенант Александр Могильный был назван дезертиром.

В Советском Союзе Могильного считали предателем родины

Александр Могильный родился в Хабаровске. Это сейчас там есть суперсовременная хоккейная арена, а местный «Амур» выступает в российской суперлиге. Во времена же Советского Союза о дальневосточном хоккее никто ничего не знал. Не мудрено, что уже в 15 лет талантливый форвард уехал в Москву, в армейскую хоккейную школу. Спустя несколько лет Могильный был уже игроком основного состава легендарного ЦСКА. В 98 играх за армейский клуб нападающий забросил 38 шайб, сделал 20 результативных передач. В феврале 1988 года Александр Могильный в составе сборной СССР стал самым молодым советским хоккеистом, выигравшим «золото» Олимпийских игр. В том же году клуб НХЛ «Баффало Сэйбрс» выбрал Могильного в пятом круге драфта. В то время советские хоккеисты еще не имели возможности уехать из страны. Тем не менее в НХЛ хоккеистов из СССР на всякий случай все же распределяли по командам.

В конце декабря 1988-го — начале января 1989-го на Аляске проходил чемпионат мира среди молодежных команд. Там, в Анкоридже, и состоялась первая встреча Могильного с представителями «Баффало». В то время Александр уже всерьез подумывал о побеге. И если бы не обещание руководства армейского клуба предоставить ему квартиру в Москве, куда Александр мечтал перевезти свою семью, хоккеист, скорее всего, уже тогда остался бы в Америке. Ведь помимо того, что в США ему светил, по советским меркам, просто фантастический контракт, у него накопились серьезные проблемы в СССР. Еще во время Олимпийских игр в Калгари Могильный испортил отношения с главным тренером сборной Советского Союза и московского ЦСКА Виктором Тихоновым. Конфликт с наставником обострился еще больше, когда Александр проигнорировал предложение Тихонова стать лейтенантом Советской Армии. Могильного не взяли в турне ЦСКА по Японии, а затем он вообще был на несколько недель отстранен от игр своей команды и лишен звания мастера спорта за то, что подрался на площадке с игроком московского «Спартака».

1 мая 1989 года в Стокгольме завершился 53-й чемпионат мира, на котором сборная СССР вернула себе звание лучшей команды планеты. Через несколько дней, когда советская делегация уже ждала самолета на Москву, хозяин гостиницы, в которой останавливалась команда, позвонил в аэропорт и сообщил, что получил анонимный звонок с информацией о бегстве Александра Могильного. А в американских СМИ первые сообщения о побеге советского хоккеиста появились только после того, как уже весь Советский Союз знал о его дерзком поступке.

«Тогда я очень боялся, — вспоминает Александр Могильный.  — Не столько за себя, сколько за родителей. Ведь в советские времена решение бежать в Америку могло привести к самым непредсказуемым последствиям. Я понимал, что рискую никогда больше не увидеть близких мне людей. Но мне было тогда всего 20 лет, так хотелось что-то изменить в своей жизни. Бывая за рубежом, я все никак не мог понять, почему простые люди в «странах загнивающего капитализма» могут себе позволить много того, о чем советские люди и мечтать не могли. Впрочем, не это главное. Тогда мне просто хотелось рискнуть, попробовать свои силы в НХЛ».

В своем первом матче в НХЛ беглец из СССР отличился уже на 20-й секунде игры

9 мая 1989 года Могильный попросил политическое убежище в США. Решение удовлетворить просьбу хоккеиста было принято американцами сразу после того, как из Москвы поступили сведения об открытии уголовного дела о дезертирстве из Советской Армии младшего лейтенанта Александра Могильного. В СССР известие о побеге хоккеиста восприняли неоднозначно. В стране происходило много перемен, и некоторые спортсмены стали уезжать за рубеж на весьма законных основаниях. Но в данном случае это ведь был, собственно говоря, побег из армии, и Могильного считали предателем родины. Советские СМИ подняли шумиху, но вскоре, видимо, по указке свыше, о хоккеисте забыли. Вспомнили лишь, когда примеру Могильного последовал Сергей Федоров.

Для руководства НХЛ приезд Могильного стал большой неожиданностью. Им предстояло принять решение: допустить советского беглеца к участию в своем чемпионате или указать нежданному гостю на дверь. С одной стороны, проявив лояльность к Могильному, боссы Лиги рисковали испортить отношения с советскими спортивными чиновниками. С другой — в то время все постепенно шло к тому, что некоторые игроки из СССР, решив массу юридических формальностей, таки могли отправиться за океан совершенно законно. НХЛ встала на сторону Могильного, что в СССР было принято в штыки. Правда, чуть позже руководители союзного спортивного ведомства поняли, что от продажи игроков в НХЛ можно иметь весьма неплохие доходы. Так что как такового конфликта из-за Могильного между сторонами не было.

Свою первую игру в НХЛ Александр Могильный провел 5 октября 1989 года. В поединке против «Квебек Нордикс» (этой команды уже не существует) Могильный отличился в своем первом выходе на лед, на 20-й секунде матча. Всего в «Баффало» Александр провел шесть сезонов. Но особняком на этом этапе его карьеры стоит чемпионат-1992/93, когда российский форвард записал на свой счет 76 заброшенных шайб и 51 результативную передачу. А если к этому добавить еще 7 голов в играх плей-офф, получается совершенно фантастический показатель результативности: 83 шайбы в 84 проведенных играх.

Два бывших соотечественника Могильного вымогали у него 150 тысяч долларов

Впрочем, начало заокеанской карьеры было для Могильного не таким уж и легким. Попав в чужую страну, Александр не знал ни языка, ни местных традиций. Зато сразу пришлось познакомиться с представителями русской мафии. И знакомство это оказалось отнюдь не из приятных. Два бандита — выходца из СССР — потребовали от хоккеиста 150 тысяч долларов наличными. Поначалу Могильный смирился было с таким поворотом событий, но по дороге в банк он решил признаться во всем своему агенту Майку Барнетту. Тот посоветовал обратиться в ФБР. В результате одного из вымогателей арестовали (второй попросту сбежал из страны). Благодаря показаниям Могильного тот рэкетир стал единственным преступником, против которого ФБР выдвинуло обвинение в вымогательстве денег у русского игрока НХЛ. А ведь, по сообщениям американских СМИ, русской мафии платили дань десятки хоккеистов из СССР, но никто из них не рискнул обратиться в органы правосудия.

Несмотря на то что в начале 90-х Советский Союз распался, разрешение побывать на родине Могильный получил лишь в 1994 году. Говорят, приезду хоккеиста в Россию помогло личное указание Бориса Ельцина. Прилетев в Москву, Александр признался, что даже в самолете ему не давала покоя мысль о том, что в аэропорту его могут встретить вовсе не друзья, а представители КГБ. «Такое впечатление, что я приехал не в Россию, а в совершенно другую страну, — отметил Могильный.  — Даже не думал, что за столь короткий промежуток времени здесь может все так измениться».

Он сыграл за национальную команду России в 1996 году на Кубке мира (этот турнир — своего рода преемник знаменитого Кубка Канады — проводится раз в восемь лет), после чего привлечь к играм за сборную его не смог даже Вячеслав Фетисов, собиравший всех лучших россиян для участия в Олимпийских играх 2002 года. «Я уже далек от своей лучшей формы. К тому же к концу сезона накапливается усталость после продолжительного сезона. Зачем же в таком состоянии ехать на чемпионат мира и занимать в сборной чье-то заслуженное место? И это не потому, что у меня американский паспорт. Душой я всегда останусь россиянином», — заявил знаменитый хоккеист.

За свою пятнадцатилетнюю карьеру в НХЛ Могильный выступал в четырех клубах. Он является лучшим бомбардиром среди всех представителей республик бывшего СССР. На его счету 458 заброшенных шайб в регулярном чемпионате (Павел Буре отличился 437 раз, Сергей Федоров — 419). В 1991 году Могильный повторил рекорд Дуга Смейла, забросив шайбу в ворота соперников на пятой секунде игры. По иронии судьбы, от клюшки Александра пострадал тогда «Торонто» — клуб, в котором россиянин выступает в последнее время.

О своей личной жизни Могильный никогда не рассказывал. Некоторые американские журналы за пару семейных снимков предлагали хоккеисту сотни тысяч долларов. Но уговорить Александра им так и не удалось. Единственное, что доподлинно известно: супруга Могильного — американка. «А что рассказывать? Могу вас заверить, что ничего необыкновенного ни в нашем знакомстве, ни в нашей совместной жизни нет», — таков дежурный ответ Александра на вопросы журналистов.