Происшествия

Не пожелавшего брать на себя чужую кражу 25-летнего жителя черновцов милиционеры пинали ногами, били по голове проволокой, бутылками с водой

0:00 — 9 января 2004 eye 529

После возбуждения уголовного дела местная милиция делала все возможное, чтобы защитить честь мундира и избежать суда

Фраза «моя милиция меня бережет», к сожалению, уже давно употребляется в народе только с сарказмом. А виноваты в формировании негативного имиджа органов МВД их же сотрудники, ведь некоторые из них мало чем отличаются от… бандитов. Яркий пример тому -- жуткий случай, произошедший в Черновцах.

Он готов был на все, лишь бы перестали бить…

Все началось с кражи компьютера, произошедшей в ночь на Пасху в позапрошлом году. Через несколько дней подозрение в совершении этого преступления пало на 27-летнего жителя Черновцов Андрея. У милиции не было против него ни одной улики, однако поведение парня показалось подозрительным хозяйке компьютера, а тот факт, что он был ранее судим за кражу, дознаватели уголовного розыска (капитан горотдела милиции Руслан Бартюк, младший лейтенант Владимир Сергий и младший сержант Сергей Скворцов) сочли вполне достаточным основанием, чтобы ворваться к Андрею в квартиру, надеть на него наручники и доставить в горотдел милиции. Там же, не оформляя документов о задержании, Андрею учинили «допрос с пристрастием». Сначала били руками, стараясь не оставлять следов, а затем парня «месили» ногами и резиновой дубинкой.

Через несколько часов парень «сломался» и написал заявление о том, что компьютер украл его знакомый -- 25-летний Анатолий. Позже Андрей рассказал, что просто не выдержал пыток и был готов на все, лишь бы его перестали бить. Анатолий не был судим, а значит, милиция ему быстрее поверит и не будет бить -- так считал Андрей. К сожалению, он жестоко ошибался. Указанная Андреем кандидатура как нельзя лучше подходила на роль подозреваемого -- во-первых, Анатолий был знаком с хозяйкой компьютера и время от времени заходил в ее квартиру, а, во-вторых, разбирался в бытовой технике, подрабатывая ее ремонтом.

На следующее утро Бартюк, Сергий и Скворцов приехали к Анатолию домой и, выманив его во двор, якобы для разговора, затолкали в машину и отвезли в горотдел. Его били еще с большей жестокостью, чем Андрея. Руки Анатолия были скованы наручниками, а чтобы он не кричал и не мешал работать милиционерам в соседних кабинетах, дознаватели зажимали его рот руками. Несколько раз избитый терял от боли сознание, но упрямо «не сознавался». Дело в том, что у него было алиби: в ночь, когда украли компьютер, Анатолий с друзьями находился в селе и вернулся в Черновцы лишь на следующий день после обеда. Однако на этот факт никто и не думал обращать внимания. Анатолий никогда раньше не попадал в руки правоохранителей, поэтому у него не возникла мысль, что лучше, наверное, было бы взять на себя кражу, чтобы сберечь здоровье, а уже потом попытаться доказать свою невиновность. Он продолжал твердить, что не крал компьютер, и вошедшие в азарт милиционеры применили к нему весь арсенал пыток, имевшийся у них в запасе. Трудно поверить, что подобные «допросы» дознаватели не проводили и раньше, настолько изощренными были истязания.

Анатолия бросали на пол, блокировали плечи и голову ножками стула и пинали ногами по пяткам. После этого поднимали и били по голове резиновой дубинкой и наполненными водой полуторалитровыми пластмассовыми бутылками. После этого один из мучителей обхватывал голову парня руками, а двое других, взяв пружинистую проволоку, отгибали ее, будто линейку, и «стреляли» Анатолию в голову, норовя попасть в кровоподтеки, оставленные дубинкой и бутылками. Волосы на пораженных участках головы вскоре выпали и не отросли до сих пор…

«Один из дознавателей запечатлел пытки на фотокамере»

В конце концов Анатолий не выдержал и «сознался» в краже. Избитый до потери сознания, он наивно надеялся, что после этого его перестанут бить. Но ему дали лишь короткую передышку, после чего истязания продолжились. Теперь милиционеров интересовал вопрос, где находится украденный компьютер. Очевидно, они даже в мыслях не допускали, что парень под жестокими пытками оговорил себя, и считали, что «раскололи» настоящего вора. Побои продолжились, и Анатолий «сознался», что украл компьютер вместе со своим знакомым Алексеем, а тот отнес его на рынок. Он специально назвал Калиновский рынок, где работает его мать, надеясь попасть туда, чтобы попросить у нее помощи. Но это не удалось.

Правда, милиционеры отвели Анатолия на рынок, но после получасового хождения между торговыми рядами (Анатолий не знал точно, где торгует мать) Бартюк понял, что задержанный пытается тянуть время, и дал команду возвращаться в горотдел. В этот раз милиционеры были не то что злыми, они пребывали в ярости, считая, что «вор» водит их за нос! За подобную наглость он, по их мнению, заслужил особого наказания. В служебном кабинете Скворцов поставил Анатолия на колени и прижал лицом к дивану. А Бартюк, спустив с задержанного брюки и трусы, засунул ему в задний проход… милицейскую дубинку и несколько раз провернул ее. Эту сцену снимал на фотокамере Сергий. «Мы вышлем фотографии на зону, где ты будешь сидеть, -- объяснил он Анатолию с ухмылкой. -- Догадываешься, что с тобой после этого сделают сокамерники?».

Когда Анатолий уже не в силах был вымолвить и слова, дознаватели бросили его в камеру для задержанных и отправились за Алексеем, пока тот «не продал украденный компьютер». Алексей четырежды побывал под следствием за кражи и угон автомобиля и прекрасно знал, как «беседуют» милиционеры с подозреваемыми, поэтому, когда ему объяснили, что сделают с ним то же, что с Анатолием, и продемонстрировали дубинку, Алексей решил не испытывать судьбу. Улучив момент, он бросился на шкаф и разбил головой стеклянную дверцу. Побоев Алексей не избежал, ему «врезали» как следует за порчу казенной мебели, но по сравнению с тем, что перенес Анатолий, он, можно сказать, отделался малой кровью.

Тем временем брошенному в камеру Анатолию становилось все хуже, он лежал, держась за живот и находился на грани потери сознания. Около семи часов вечера дознаватели отвезли его в больницу. В приемном отделении милиционеры объяснили, что нашли избитого парня на улице. Но когда увидели, что Анатолия отправили в реанимацию, а затем в операционную (у пациента диагностировали сотрясения мозга, тупую травму живота, разрыв передней стенки прямой кишки, разлитый каловый гнойный перитонит, а также многочисленные гематомы, кровоподтеки и ушибы по всему телу), сами инициировали судебно-медицинскую экспертизу. В этот раз Бартюк сказал врачам, что Анатолия задержали за кражу, но при входе в горотдел он попытался сбежать, споткнулся и… упал со ступенек. И судмедэкспертиза… подтвердила, что полученные увечья (включая разрыв прямой кишки!) возможны при падении со ступенек с высоты собственного роста.

… Когда сын не пришел домой ночевать, мать Анатолия узнала, что его задержали за кражу, и побежала в милицию. Но сына там уже не было, он находился в больнице. Женщина кинулась туда и увидела Анатолия, лежащего в палате с опухшей от побоев головой. Ему как раз сделали операцию -- провели санацию прямой кишки и с помощью трубочки вывели ее через живот. На вопрос, что случилось, Анатолий, не утаивая ничего, рассказал, что с ним сделали в милиции. В тот же день мать написала заявление в прокуратуру.

Следователя прокуратуры заподозрили в… разбойном нападении на магазин канцтоваров

-- Доследственной проверкой изложенных в заявлении фактов занялась городская прокуратура, -- рассказывает прокурор-криминалист прокуратуры Черновицкой области Игорь Галичанский. -- Была проведена еще одна судебно-медицинская экспертиза, а также служебное расследование действий дознавателей. Еще один эксперт осмотрел Анатолия и… подтвердил вывод своего коллеги: полученные травмы, дескать, возможны при падении со ступенек. А служебное расследование, проведенное отделом внутренней безопасности УМВД, не обнаружило в действиях милиционеров никаких нарушений. Уголовное дело, тем не менее, было возбуждено, и я решил направить Анатолия на судмедэкспертизу в Киев. Столичные медики признали выводы черновицких экспертов полностью несостоятельными и подтвердили показания Анатолия. Более того, если бы потерпевшему не была оказана своевременная медицинская помощь (ему сделали две операции), то, согласно заключению, через два дня он умер бы от полученных травм.

После этого отдел внутренней безопасности УМВД провел еще одно служебное расследование. И опять признал действия милиционеров законными. Возможно, именно поэтому Бартюк, Сергий и Скворцов на допросах вели себя очень спокойно и уверенно. Помню, на первом допросе Бартюк даже спросил меня как бы с удивлением: «Неужели вы действительно думаете, что я мог сделать такое?!» Впрочем, излишняя самоуверенность вовсе не помешала милиционерам попытаться затянуть и запутать следствие. К примеру, с самого начала Бартюк и Сергий заявили, что задерживали потерпевших не со Скворцовым, а с другим водителем. Причастность Скворцова установили следственным путем: я вытребовал из горотдела личные дела всех водителей, и Анатолий узнал его по фотографии. На протяжении всего следствия (даже после предъявления обвинения) дознаватели продолжали отстаивать версию о падении Анатолия со ступенек. Они даже отыскали свидетеля, ранее судимого, который утверждал, будто видел это собственными глазами!..

Чем больше уголовное дело обрастало доказательствами, тем активнее местная милиция пыталась любым способом защитить честь мундира. Так, через несколько дней после возбуждения уголовного дела следователя прокуратуры Игоря Галичанского, как раз закончившего допрашивать Анатолия, прямо возле прокуратуры попытались задержать… два наряда милиции. Его «заподозрили» в… попытке разбойного нападения на магазин канцтоваров. Предъявленное Галичанским удостоверение не произвело на милиционеров никакого впечатления -- оно, дескать, «липовое». Следователя отпустили лишь после личного вмешательства заместителя прокурора области, с которым Игорь Галичанский успел связаться по мобильному телефону.

Как только потерпевшего вызывали в суд, его задерживала милиция

-- Но под самым большим прессом находились, разумеется, потерпевшие, -- рассказывает заместитель прокурора Черновицкой области Владимир Паровой. -- Фактически уголовное дело держалось лишь на показаниях Анатолия. Запуганные Андрей и Алексей поначалу вообще не хотели идти с нами на контакт. Когда Андрея уже в третий раз вызвали в прокуратуру, позвонил его дядя и сообщил, что племянника… задержала милиция по подозрению в краже автомобильных колес. Пришлось ехать в горотдел милиции, где все подозрения мигом «отпали». Ощутив реальную защиту, Андрей наконец решился дать показания. Зато Алексею никак не удавалось попасть на судебное заседание. Дважды, как только потерпевшего вызывали в суд, его задерживала милиция. В третий раз следователь сам поехал за ним на автомобиле, а после суда отвез домой.

По словам пресс-секретаря прокуратуры Черновицкой области Александра Лебедева, Бартюк, Сергий и Скворцов отказались давать какие-либо показания на суде. И лишь поняв, что оправдание им не «светит», в последнем слове… во всем сознались и попросили у потерпевших прощения!!! В их искренность не поверил никто, все понимали, что таким способом преступники пытаются сократить срок заключения.

Садгирский районный суд Черновцов признал Бартюка, Сергия и Скворцова виновными в превышении служебных обязанностей, повлекшем тяжкие последствия, и приговорил Бартюка к четырем, а Сергия и Скворцова -- к трем с половиной годам лишения свободы. Статья 365 ч. 3 Уголовного кодекса Украины предусматривает от семи до десяти лет лишения свободы. Однако суд назначил наказание ниже низшего предела, поскольку подсудимые купили Анатолию однокомнатную «малосемейку» (в Черновцах она стоит 8--10 тысяч долларов), и он попросил не наказывать их строго.

Перед началом судебных слушаний отдел внутренней безопасности УМВД провел еще одно, третье, служебное расследование и признал действия дознавателей противоправными, подрывающими авторитет органов внутренних дел. Всех троих милиционеров уволили с работы. К административной ответственности были привлечены также два судмедэксперта, проводившие первичное освидетельствование Анатолия.

В деле черновицких милиционеров, пожалуй, можно было бы поставить точку. Однако, судя по всему, вскоре оно получит продолжение -- мать Анатолия собирается предъявить гражданский иск областному УМВД. Имея на руках приговор суда, добиться возмещения морального ущерба ей вряд ли будет сложно… Давать какие-либо комментарии средствам массовой информации потерпевшие отказываются, и их можно понять. Известно лишь, что Анатолий недавно устроился на работу в частную фирму и оформляет инвалидность второй группы. А настоящих воров, укравших компьютер, с которого началась эта страшная история, милиция так и не нашла…