Культура и искусство

Маричка из знаменитого фильма «тени забытых предков» лариса кадочникова: «дверь в квартиру сергея параджанова никогда не закрывалась. Однако он был страшно одинок… »

0:00 — 9 января 2004 eye 811

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося режиссера

Споры о гениальности Сергея Параджанова не прекращаются до сих пор. О нем написано много книг, воспоминаний. Некоторые подчас воспринимаются как сказка -- так трудно поверить в то, что такой удивительной человек жил среди нас… Сергея Параджанова с Киевом связывают долгие годы работы и родственные узы. Здесь живут его вторая жена Светлана Щербатюк и сын Сурен. Тут до сих пор работают его друзья-кинематографисты, с трепетом и любовью вспоминающие каждый миг, проведенный с этим удивительным человеком.

Фильм «Тени забытых предков», снятый Параджановым на Киностудии имени Александра Довженко, принес всемирную славу не только его режиссеру, но и самой киностудии. «Тени… » получили 101 (!) приз на международных кинофестивалях. А его главные герои Лариса Кадочникова и Иван Миколайчук сразу стали знаменитыми…

«Я пришла к Олегу Ефремову и заявила, что ухожу из «Современника» и буду сниматься у Параджанова»

«Вся его трагическая жизнь, как это ни странно, дала толчок к созданию гениального фильма «Тени забытых предков», -- рассказывает народная артистка Украины Лариса Кадочникова. -- Параджанов -- совершенно уникальная личность. Мы познакомились с ним, когда я работала в Москве в театре «Современник». Параджанов пригласил моего мужа Юрия Ильенко в качестве оператора на съемки фильма «Тени забытых предков». Сергей сдавал сценарий в Москве. Мы с Юрой шли на встречу с ним. Вдруг по улице Горького я увидела человека в черном костюме и черной шляпе, сидящего посреди улицы на черном чемодане. Это был Параджанов. Юрий Ильенко представил меня: «Это Лариса Кадочникова -- моя жена». Сергей вскочил и воскликнул: «О, это Маричка! Больше никого искать не буду… »

-- И вы сразу согласились?

-- Когда работаешь в таком театре, как «Современник», и играешь ведущие роли, даже мысли не возникает сниматься в кино. Но я прочитала сценарий, потом повесть Коцюбинского. Меня заинтересовала эта история -- любовь закарпатских Ромео и Джульетты. Я приехала на пробы в Киев, и меня утвердили. Надо было что-то решать. Картина должна была сниматься целый год, значит, надо было уходить из театра. Я была настроена категорически. Пришла к Олегу Ефремову и заявила, что ухожу из театра, еду сниматься в кино и, может быть, когда-нибудь вернусь. Он был, конечно, в шоке, но я уже все решила. Получается, что в Украину меня перетянул Параджанов. Сергей безумно любил эту страну! Хотя по национальности он армянин, а родился в Тбилиси, Украину считал своей второй родиной. Даже после тюрьмы вернулся в Украину и мечтал снять «Слово о полку Игореве».

-- Рассказывают, что с Параджановым было очень трудно работать…

-- Я столкнулась с совершенно потрясающей режиссурой Параджанова! Он был учеником великих Савченко и Довженко. Именно они приобщили его к поэтической режиссуре. Я же в «Современнике» привыкла к школе Станиславского, более реалистичной. Мне пришлось переучиваться. И Сергей мне в этом помогал. Он мыслил очень живописно. Мы могли снимать один кадр семнадцать раз! Сергей никогда не кричал, если кто-то чего-то не понимал. Мог, конечно, взвинтиться, как любой восточный человек, но до ссор не доходило.

-- Разве вы не собирались бросить съемки в «Тенях… »?

-- Это случилось, когда мы с Юрой посмотрели первый отснятый материал. Мне показалось, что он сделан слишком красиво, что в нем не хватает жесткости. Я сказала мужу: «Что-то мне это не нравится. Может, уйдем из картины?» Слава Богу, мы не сделали этой грандиозной ошибки, потому что в любом случае картина была бы гениальной. Но тогда я еще была под сильным влиянием Олега Ефремова и «Современника». Помню, Параджанов, узнав о нашем недовольстве, сказал: «Юра, ты можешь уходить, но Кадочникову я не отпущу!» Когда мы посмотрели следующий отснятый материал и от красоты у меня аж захватило дух, все наши сомнения отпали. Параджанов был счастлив! После этого у нас никогда не было конфликтов, мы любили друг друга, как единая семья. Даже за грибами ходили вместе.

-- В перерыве между съемками?

-- Мы снимали избы в селе Жабье на Верховине. Потрясающе живописное место. Вставали рано утром, шли в Карпаты собирать грибы. Был грибной год, поэтому приносили целыми мешками. Потом начинались съемки. После съемок все шли к Параджанову. И так все время. Это был замкнутый цикл.

-- Говорят, Параджанов обожал шумные компании…

-- До сих пор, возвращаясь из Театра имени Леси Украинки троллейбусом домой, я, проезжая мимо площади Победы, всегда смотрю на дом, где жил Параджанов. Мне кажется, что и сейчас, поднимись я на шестой этаж, откроется дверь и меня приветливо встретит Сергей. Его дом всегда был полон гостей: милиционер, дворник, журналист, писатель, какая-то знаменитость… К нему можно было зайти в любое время суток. И для тебя накроют стол, выслушают, подскажут.

Помню, осенью Параджанов килограммами покупал красные перцы. Выкладывал их на большое блюдо, рядом на тарелке -- острые сыры, ароматные восточные травы, ставил легкое вино. При этом я никогда не видела Параджанова пьяным. Все это так вкусно пахло! Сергей начинал что-то рассказывать, он притягивал людей своим обаянием. Его обожали режиссеры, он просто фонтанировал идеями. У него в доме можно было встретить Бондарчука, Герасимова.

«Сергей подарил мне армянский серебряный пояс. А через месяц просил его вернуть… »

-- У вас сохранились подарки Параджанова?

-- Как-то Сергей подарил мне армянский серебряный пояс. А через месяц звонит и говорит: «Лариса, мне нужен этот пояс». Я отвечаю: «Нет, Сережа, я его вам не отдам». Просто ему хотелось передарить его кому-то другому. У меня в доме много посуды, подаренной Параджановым. Помню, как-то из Польши приехал кинокритик Януш Газда с женой. Она была так потрясена фильмом «Тени забытых предков», что после просмотра сняла с шеи швейцарские часы своей прабабушки в виде колокольчика и надела на шею Параджанова. Сергей был в восторге! Я его встретила в тот же день на киностудии. Параджанов, увидев меня, воскликнул: «Ой, у меня есть для тебя подарок!» и снял с шеи часы. Минут через десять я столкнулась с женой Януша. Можете представить ее состояние, когда она увидела на моей шее свой подарок… Но к ней подошел Параджанов, что-то сказал, и она тут же его простила.

-- Как он обычно праздновал свой день рождения?

-- На его дне рождения, по-моему, гулял весь город. Дверь небольшой двухкомнатной со смежными комнатами квартиры Параджанова не закрывалась. Накрывались огромные столы, и квартира раздувалась, как воздушный шар. Никто не знал, сколько приглашено людей. Да это было и неважно. Трагично другое -- при этом Параджанов был СТРАШНО одиноким человеком. И легко ранимым…

-- Но ведь у него были жена, ребенок.

-- Он обожал свою вторую жену, Светлану. По-моему, он всю жизнь только одну ее и любил. Рассказывал о ней, как о богине, женщине невиданной красоты. Называл ее «моя камея». Но они со Светланой разошлись. Сергей обожал сына Сурена. Он вообще очень любил детей. Помню, всегда на Рождество в его доме накрывался огромный стол, и на дубовой скамейке рассаживались дети друзей Параджанова. Он придумывал какие-то игры, подарки.

-- Вы дарили что-нибудь своему любимому режиссеру?

-- Был один очень забавный подарок. Параджанов ведь не сразу поверил в успех фильма «Тени забытых предков». Ему хотелось признания на фестивалях. И вот, после выхода фильма в 1965 году картина отправилась на кинофестиваль в Аргентину. Должен был ехать и Параджанов. Но при оформлении документов его угораздило пошутить, мол, мне заказывайте билет в одну сторону. Кто-то, естественно, донес, и руководство киностудии испугалось, что Параджанов может не вернуться. Сергея не пустили. Мы поехали в Аргентину с Иваном Миколайчуком. Просмотр устроили в роскошном зале на тысячу мест. Когда картина закончилась, весь зал в едином порыве встал и минут пять не отпускал нас со сцены. Мы с Иваном не ожидали такого приема! Перед отъездом мы стали думать, что же нам привезти в подарок Параджанову. Сейчас это кажется смешным, но мы купили… кокосовый орех. Нам казалось, что это очень экзотический подарок. Параджанов страшно веселился и, конечно, тут же передарил кому-то кокос…

-- Вы помните свою последнюю встречу с Параджановым?

-- Это было незадолго до его смерти. У меня был какой-то юбилейный день рождения, который я решила отмечать в Доме кино. Конечно, не хватало Параджанова. В это время он начинал съемки своего последнего фильма в Баку. Я позвонила ему в гостиницу. Сергей был уже очень болен. Говорю: «Сергей, у меня день рождения, я так хотела вас видеть! И Киев вас ждет… » «Я приеду», -- ответил Параджанов и повесил трубку. А накануне моего дня рождения в двенадцать часов ночи раздался звонок. Трубку поднял мой муж: «Миша, это Сергей. Я сейчас подъеду на машине к вашему дому, спустись вниз», -- сказал Параджанов. Через пару минут он был уже возле нашего дома и передал Мише три огромных коробки, в которых обычно возят пленку. «Это, -- говорит, -- Ларисе на день рождения». Когда муж открыл коробки, в одной оказались бутылки с коньяком, в другой -- с вином, в третьей -- сладости и травы. Я разрыдалась. Это было так трогательно! На следующий день во время моего вечера появился Параджанов. Он вышел на сцену и накинул мне на плечи роскошную золотистого цвета восточную шаль. И, ничего не говоря, ушел. Зал взорвался аплодисментами. Потом был его вечер. Он показывал отрывки из своего нового фильма, рассказывал об Армении. Получился двойной праздник. После этого я уже Параджанова не видела. Сергей уехал во Францию, где ему сделали операцию, вернулся в Армению. Там он и умер. К сожалению, я не была на его похоронах. Но Михаил Беликов, его преданнейший друг, рассказывал мне, что Параджанов был удивительно красив в гробу. Его лицо буквально светилось. Наверное, он, наконец, был счастлив…

Несколько интересных фактов из жизни Сергея Параджанова

1. Когда Сергею не было и шести лет, его отца Иосифа Параджанова -- одного из самых богатых людей в дореволюционном Тбилиси -- арестовали. После революции имущество Параджановых конфисковали, а антикварный бизнес Иосифа посчитали подсудным. Параджанов-старший частенко сиживал в тюрьме, так как отказался бросить свое дело.

2. Сергей Параджанов проучился в Институте железнодорожного транспорта ровно год. Затем, бросив его, два года занимался в двух вузах -- Тбилисской консерватории на вокальном факультете и в хореографическом училище. Потом поступил на режиссерский факультет ВГИКа. В Москве он встретил свою первую жену, красавицу-татарку Нигяр. Однако братья Нигяр не простили ей, что она вышла замуж за нищего, и приказали ей бросить мужа. Когда та отказалась, братья бросили Нигяр под электричку. В 1955 году Сергей Параджанов снял на Киностудии имени Довженко фильм «Андриеш» в память о первой жене.

3. Параджанов мог наповал сразить человека своими причудами. Котлеты на тарелке должны были быть разложены только определенным образом, чашку на стол тоже надо было ставить не как обычно. Рассказывают, что однажды он прокутил пару ночей в привокзальном ресторане, доставая деньги из… женских колготок.

4. Как-то Параджанов подарил жене режиссера Леонида Осыки Светлане Князевой пятьдесят кружевных салфеток, ворох каких-то вещей и национальный грузинский костюм. И все приговаривал: «Эх, хороша ты, Светлана!» Одно время говорили о его бурном романе с возлюбленной Владимира Маяковского Лилей Брик, впрочем, это были только слухи.

5. Однажды в интервью датской газете Параджанов заявил, что его благосклонности добивались десятка два членов ЦК КПСС. Параджанов шутил, но в Кремле шуток не понимали, и была дана команда посадить режиссера.

6. Параджанов сидел в зоне под Винницей. Работал уборщиком в цехе. У него было больное сердце, диабет, он харкал кровью, и ему сделали операцию на легком. Как-то на крышке от кефира он гвоздем выдавил портрет Пушкина. Спустя десять лет это «произведение» попало в руки Федерико Феллини, который отлил по его образцу серебряную медаль. Отныне ее вручают за лучший фильм на кинофестивале в Римини, родине великого режиссера.

7. Параджанова выпустили из тюрьмы за год до окончания срока. И то только благодаря стараниям 80-летней Лили Брик, которая упросила французского писателя Луи Арагона обратиться к Леониду Брежневу.

8. Совершенно сломленный бездействием, Сергей Параджанов приехал в Москву на премьеру спектакля Юрия Любимова «Владимир Высоцкий» в Театре на Таганке. Выйдя после спектакля на сцену, он разразился речью, в которой назвал советскую власть фашистской, и признался, что якобы живет от продажи алмазов, которые ему посылает сам Папа Римский. Власти не могли спустить ему этого с рук и потребовали от грузинских властей разобраться в этом деле. На Параджанова было заведено новое дело, его обвиняли в даче взятки. Он действительно подарил председателю приемной комиссии Тбилисского театрального института, куда хотел поступить его племянник, фамильное кольцо с бриллиантом. Дело закончилось пятью годами лишения свободы условно.

9. Рассказывают, что, впервые попав за границу, в Голландию, Параджанов накупил на барахолке кучу всевозможных вещей -- от картин до подсвечников. Все это «богатство», с трудом уместившееся в двух лифтах, он привез сначала в Москву, а затем намеревался отвезти в Тбилиси. Но, увозя свои вещи, прихватил некоторые раритеты хозяев квартиры. Тогда стали поговаривать, что слава испортила Параджанова, решившего, что ему все дозволено.

10. Огромной трагедией для Параджанова стала смерть его сестры Анны. Он собственноручно сделал необыкновенно красивое убранство для гроба. А спустя несколько месяцев у Параджанова обнаружили рак легкого. Ему сделали операцию, но состояние Сергея Иосифовича не улучшилось. 17 июля 1990 года он приехал в Ереван, где через три дня скончался. Параджанова похоронили 25 июля в Пантеоне гениев армянского духа рядом с Арамом Хачатуряном.

11. К сожалению, в родном городе режиссера, Тбилиси, не осталось почти ничего, напоминающего о Сергее Параджанове. Его дом был продан «новому русскому» за 5 тысяч долларов. А самая большая коллекция вещей, картин, графических работ и знаменитых шляп Мастера теперь находится в Доме-музее Сергея Параджанова в Ереване…