Журнал «Форбс» составил список самых дорогих автомобилей в мире
Автомобиль -- не роскошь, а средство передвижения, утверждали в начале XX века советские писатели-сатирики Илья Ильф и Евгений Петров. Однако из этого правила, как и из любого другого, есть исключения. Каждый год в мире проводятся два-три аукциона, на которых выставляются на продажу редкие машины, которые по стоимости могут сравниться с полотнами великих художников или с самыми крупными драгоценными камнями. Американский журнал «Форбс» попробовал составить список десяти самых дорогих автомобилей в мире, основываясь на итогах торгов последних 20 лет.
На десятом месте оказалась «Феррари-860-Монца», выпущенная в 1956 году. Своим рождением эта гоночная машина обязана стремлению итальянской компании пробиться в число лидеров мирового автоспорта. В 50-х годах XX века на гонках чаще всего побеждали пилоты, выступавшие на автомобилях «Ягуар», «Мазерати» и «Астон-Мартин». Инженеры «Феррари» сконструировали сверхмощный четырехцилиндровый двигатель и установили его на «Монцу». Всего было изготовлено три такие машины. На одной из них -- под номером 0604М -- лучший пилот «Феррари» 50-х годов Хуан Мануэль Фанхио выиграл чемпионат мира на трассе в Себринге. В этом году автомобиль-победитель был продан с аукциона за 2,5 миллиона долларов.
Девятое место заняла модель «Альфа-Ромео-8C-2300-Монца-Спайдер-Корса». Итальянская красавица появилась на свет в 1933 году. Машина привлекала не только оригинальным и элегантным кузовом, но и двигателем объемом 2,6 л. Ее дебют состоялся на самой важной гонке 1933 года -- Гран-при Франции. И сразу третье место! Через 16 лет «Спайдер-Корса» покорил Америку, выиграв гонку на Лонг-Айленде. Машина оставалась в США, переходя от одного коллекционера к другому, пока в марте 2002 года известный знаток ретро-автомобилей Терри Кон не продал ее анонимному покупателю за 2,53 миллиона долларов.
На Берлинском автосалоне 1937 года сенсацией стал «Мерседес-Бенц-540K- Спешиал-Родстер». Белоснежный спортивный автомобиль сразу покорил сердце голливудского магната Джека Уорнера, одного из основателей киностудии «Уорнер бразерс». Он купил выставочный экземпляр и увез его за океан. «Мерседес-Бенц» изготовил еще 25 таких машин. Уорнеру это не понравилось, и он решил избавиться от своего родстера. В 1949 году автомобиль был куплен неким ветеринаром из Коннектикута, любителем европейских моделей. Он редко выезжал на «Мерседесе»: пробег машины за 35 лет составил менее 20 тысяч километров. В январе 2002 года наследники ветеринара продали родстер за 3,63 миллиона долларов.
На седьмое место журнал «Форбс» поставил «Альфа-Ромео-8C-2900» 1937 года выпуска. Работу над этой моделью легендарные итальянские конструкторы Энцо Феррари и Витторио Иано начали еще в 20-х годах. В 1935 году был собран опытный образец, впервые выставленный на соревнования. Восьмицилиндровый двигатель объемом 2,9 л с двумя компрессорами обеспечил машине победу. С 1937 года на этой модели выступал известный гонщик Пьеро Дусио. Он несколько раз приходил первым на разных гонках. На «Альфа-Ромео» началась настоящая охота коллекционеров. Наконец, в 1989 году она оказалась в частном гараже в Калифорнии. Ее отреставрировали и выставили на аукцион «Кристис», проводившийся в Монтерее в 1992 году. Автомобиль тут же был куплен за 4,07 миллиона долларов.
Единственный автомобиль американского производства в рейтинге «Форбс» -- «Шелби-Кобра-Дейтона-Купе» 1964 года выпуска. Это детище инженера Кэрролла Шелби, который пытался пошатнуть неоспоримое преимущество итальянских компаний. На чемпионате США в 1963 году лидерство удерживали гонщики, выступавшие на «Феррари-250-GTO». Шелби выставил против них «Кобру-Родстер» и проиграл. Тогда он изменил конструкцию шасси, усовершенствовал кузов, улучшив его аэродинамические свойства, и установил на новую модель двигатель «Форд-V8-289». Дебютировала «Кобра-Купе» в Дейтоне, потому в ее названии и появилось это слово, но настоящий успех ждал Шелби в Себринге: Кэрролл завоевал титул «Автомобильного производителя года». Он успел сделать шесть своих купе, после чего «Форд» предложил ему контракт. Шелби стал выступать на легендарной модели «Форд-GT40», а свои машины продал. Первая «Кобра-Купе» с модельным номером CXS2287 сменила нескольких хозяев, включая известного музыкального продюсера Фила Спектора, работавшего с «Битлз» и другими суперзвездами. (В начале 2003 года в доме Фила было найдено тело застреленной актрисы. Спектора обвинили в убийстве. Он утверждает, что женщина покончила с собой. Суд над продюсером еще не завершился. -- Прим. Авт. ) В 2001 году Спектор продал машину коллекционеру Фредерику Симеоне за 4,4 миллиона долларов.
На пятом месте снова автомобиль из Италии -- «Альфа-Ромео-Типо B» 1932 года выпуска. Знатоки автоспорта знают ее еще как «P3» или «Монопосто». Эта первая одноместная гоночная машина, созданная для участия в Формуле-1. С восьмицилиндровым двигателем объемом 2,6 л она выиграла в 1932 году пять самых престижных соревнований. Было собрано шесть таких автомобилей, которые затем выступали за «Феррари». Одну из них продали в прошлом году за 5,6 миллиона долларов.
Четвертой в списке оказалась «Феррари-330-TRI/LM», выпущенная в 1962 году. Ей было суждено стать последней моделью в легендарном семействе гоночных автомобилей «Тестаросса», так как принятые в 1962 году новые правила заставили конструкторов перейти на использование четырехцилиндровых двигателей. Выиграв гонку в Ле-Мане, «Феррари-330» была продана другой команде и на одном из соревнований получила повреждения. После этого машину купил знаток гоночных авто Хисаши Окада. Он десять лет разъезжал на ней по улицам Нью-Йорка. К лету 2002 года «Феррари» полностью отреставрировали, чтобы в августе продать на аукционе за 6,5 миллиона долларов.
На общем фоне попавших в список машин выделяется «Бугатти-Ройял-Тип 41». Этот автомобиль не имеет никакого отношения к гонкам и к спорту. Итальянская компания сделала ставку на роскошь и комфорт, использовав самые дорогие сорта дерева, драгоценные металлы и мягкую кожу. Длина кузова -- 4,3 метра, вес -- 3,5 тонны. Автомобиль был построен в 1931 году. И если в те времена обычные машины продавались за несколько сотен долларов, то «королевский» «Бугатти» стоил 42 тысячи! Итальянцы сделали всего шесть таких моделей. Эта машина до сих пор удивляет своей надежностью и красотой. В 1987 году аукцион «Кристис» продал один из этих авто за 8,7 миллиона долларов.
На втором месте в рейтинге самых дорогих автомобилей по версии «Форбс» стоит «Феррари-250-GTO» 1962 года выпуска. Это была удачная попытка соединить в одно целое достоинства обычного и гоночного автомобилей. Кузов похож на те, что «Феррари» ставит на свои серийные спортивные модели, но под капотом скрывается двигатель мощностью в 300 лошадиных сил. Машина не раз одерживала победы на различных соревнованиях и вызывала зависть, когда появлялась на городских улицах. Итальянская компания выпустила 40 автомобилей этой модели. В 70-х годах одну из таких «Феррари» недорого купил частный коллекционер из Великобритании. Он привел машину в порядок и в 1990 году перепродал ее в Японию за 16,6 миллиона долларов.
А самой дорогой машиной в мире считается «Мерседес-W-196». Впервые он был представлен на Гран-при Франции в Реймсе в 1954 году и после победного дебюта лидировал на всех этапах Формулы-1 1954 и 1955 годов. На нем выступали легенды мирового автоспорта Хуан Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс. В начале 80-х «Мерседес» был выставлен в музее немецкой компании. Через несколько лет потребовались деньги на ремонт помещения, и руководство музея было вынуждено продать автомобиль. Был устроен специальный аукцион с одним-единственным лотом. Больше всех предложил коллекционер из Франции -- 24 миллиона долларов! Однако в конце 90-х его наследники продали «Мерседес-W-196» менее чем за половину этой рекордной суммы.