Мех то входит в моду, то выходит. Отчего это зависит? От экономических кризисов и моды на платья. Оказывается, чем легче платья, тем теплее верхняя одежда. И чего бы в Европе ни придумывали, мы, славяне, всегда меха любили, носили и носить будем. Это наше все, как показывает история.
Киевская Русь была меховой державой. Шуба (от арабского -- «джубба») шубой не называлась, если не была покрыта сукном, шелком, бархатом да парчой, а у знатного сословия не украшена драгоценными каменьями. И носили шубу мехом вовнутрь: так теплее. А та, что мехом наружу, называлась дохой -- такую надевали для колядования. Только в ХIХ веке она вошла в обиход как повседневная одежда, преимущественно для долгой дороги на санях. Простой народ носил шубу только в холода, а богатеи демонстрировали ею высокий чин. Шуба была не только знаком отличия, но и демонстрацией царской милости: ее жаловали по особому поводу.
В Европе меха носили со времен средневековья, правда, без фанатизма. Климатические условия не вынуждали. Мех был скорее предметом роскоши и знаком отличия: королевские мантии шили непременно из горностая. Монархи позволяли себе черт знает что: Изабелла Баварская на подкладки для своих нарядов извела около 15 тысяч белок. Соболь и куница шли преимущественно на оторочку платьев, и к XVII веку из отороченных рукавов родилась муфта.
Только в ХIХ веке благодаря успехам в новой отрасли -- звероводстве, меховая эпидемия охватила мир. В XX веке автопробеги в открытых «антилопах» вынудили человечество садиться за руль в мехах. Посему в моду входят длинношерстные лиса и опоссум, горный козел, енот, волк. Женские журналы дают советы: шиншилла, к примеру, портит загадочную бледность лица и годится только на муфты или внутреннюю подбивку, а боа толстят, подпирают шею, уничтожая всякое изящество. Женщин уговаривают не носить меховые перчатки, в которых «самая изящная ручка кажется слоновой лапой».
В 20-е годы, названные веком джаза, новая форма одежды -- легкие шелковые платья для ночных танцев в дансингах -- предполагала решительное утепление: дамы облачились в пальто из длинноворсого меха, которые драпировались причудливо, как кимоно. Слава Вандербильдихи докатывается до Европы: сюда в неимоверных количествах везут хоть и не мексиканского тушкана, но американского скунса. Доступной экзотикой становится мех диких обезьян.
В 30-е новое увлечение -- цельный зверь штабелями идет на модные воротники и горжетки: рядом со своим скульптурным напудренным лицом было принято держать оскалившуюся морду зверя, кусающего свой хвост (как это делали кинозвезды Глория Свенсон и Марлен Дитрих).
Вторая мировая -- мех в режиме паузы. Но сразу после войны наступил очередной прилив: Диор ввел культ роскоши и женственности. Пышные кринолины закрываются палантинами. В 50-е, годы экономического чуда, дамы должны были иллюстрировать финансовое благополучие супруга: женщина в норковой шубе родом именно из того времени.
Издеваться над мехом начинают в революционную эпоху 60-х. Футуристический Пако Рабанн показывает космические шубки-скафандры с капюшонами из цветного меха. Окончательный стеб учиняет великий провокатор Ив Сен-Лоран: его зеленые песцовые полушубки, к которым полагались яркие колготки и грубые платформы, обозвали полным китчем. В 80-е мех снова становится символом роскоши. Не обошлось без разлагающего воздействия сериалов «Династия» и «Даллас». За упоительное ношение пышных шуб человечество было наказано очередным финансовым кризисом и ростом кризиса экологического: воители за права зверюшек прямо на улицах обливают любительниц мехов масляной краской. Синди Кроуфорд снимается голой в ушанке под девизом: «Лучше буду ходить голой, чем носить натуральный мех!» Меховые компании разорялась одна за другой. Дизайнеры опасливо экспериментировали с искусственными материалами. Правда, как убедительно доказывают специалисты, искусственный мех всем хорош, но производится из продуктов нефтепереработки, что совсем небезопасно.