Культура и искусство

Анатолий журавлев, сыгравший толстого в «буржуе»: «в десять лет я уже умел ругаться матом, курить и воровать»

0:00 — 14 января 2004 eye 531

Популярный актер приступил к съемкам второй части телесериала «Евлампия Романова» по роману Дарьи Донцовой

Сыграв роль охранника Толстого в российско-украинском сериале, Анатолий стал одним из самых востребованных актеров. Помимо многочисленных ролей в кино и телесериалах, сейчас он в паре с блистательной Наталией Крачковской играет в антрепризе по пьесе Марселя Митуа «Любовники и круглая кровать». Мечтает поставить спектакль по своей пьесе, посвященной любви Владимира Маяковского и Лили Брик, и не скрывает, что до сих пор не изжил в себе комплекс провинциала.

«В 1991 году я стал чемпионом СССР по таэквондо»

-- Анатолий, вы родом из небольшой деревушки на Урале. Казалось бы, ничто не предвещало такой успешной актерской карьеры…

-- Вырос я вблизи Нижнего Тагила, в деревне Чаровка, больше похожей на поселок городского типа. Об актерстве, естественно, даже не мечтал. А теперь просто не представляю своей жизни без кино и театра. Рос я без отца. Он был летчиком, но родители разошлись, когда мне было пять лет. Моя же мама всю жизнь трудилась на Уральском машиностроительном заводе в Нижнем Тагиле. Я жил с мамой и младшей сестрой.

-- Вы ведь были далеко не пай-мальчик?

-- Это точно. До 4-го класса я учился в школе-интернате и был тяжелым ребенком. В девять-десять лет уже научился ругаться матом, курить и воровать, в основном по мелочи. Мог в ларек с мороженым залезть средь бела дня. Раньше под прилавком продавщицы всегда оставляли мелочь в качестве разменной монеты. Схватишь медяки в обе руки -- и наутек! Бежишь по улице и на ходу смотришь, каких монет больше -- «желтеньких» или «беленьких». Монетки из рук выскальзывают, а люди тебе вслед кричат: «Мальчик, ты деньги уронил».

И катиться бы мне так под горку… если бы не моя бабушка. Она спасла меня, забрав к себе в деревню. Перейдя в сельскую школу, где учились в основном нормальные дети, первым делом научил полкласса курить. Правда, через полгода сам бросил это занятие. Из города к нам приехал тренер по боксу, и спорт настолько затянул меня… Естественно, занятия спортом и курение -- вещи несовместимые. Постепенно выправился. Стал мастером спорта по таэквондо и боксу, а в 1991 году -- чемпионом СССР по таэквондо!

-- Тяга к творчеству когда проявилась?

-- Учился я без особого энтузиазма, а тут вдруг в восьмом классе стал заслушиваться стихами Александра Сергеевича Пушкина. Полюбил уроки литературы. Мне стало интересно, особенно когда я в первый раз получил четверку за чтение стихов наизусть. Это была моя первая хорошая оценка. По остальным предметам у меня были двойки и тройки. Кстати, мне очень нравилось читать стихи Пушкина, стоя у доски. При этом смотрел на какую-нибудь девочку и начинал: «Я вас любил, любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем… » Девчонка, конечно, смущалась, краснела, а ребята в классе потешались.

А однажды меня пригласили на школьный вечер во Дворец культуры, там я читал стихотворение Владимира Маяковского «Советский паспорт». И тут со мной что-то случилось… Зрители кричали: «Артист! Давай, давай еще!» Тогда-то всерьез и задумался. Стал готовиться в театральный.

-- Но ведь прежде чем учиться на актера, вам пришлось… поработать учителем в школе.

-- Не поступив сразу после 10-го класса в театральный, я пошел в педагогический. На факультет русского языка и литературы. Решил поднабраться знаний… Закончив институт, год проработал учителем в школе. Оттуда пошел в армию и только потом поступил в Ленинградский театральный институт.

После него попал в Театр комедии имени Акимова. Туда меня пригласил Дмитрий Астрахан на роль Ивана-дурака в сказке «Конек-горбунок». Только Дима меня сразу предупредил, что Иван-дурак -- необычный парень: он должен играть на баяне. Тогда и начался мой роман с этим музыкальным инструментом. Я освоил две мелодии -- «Коробейники» и «Ой, мороз-мороз… » Кстати, позже, в «Буржуе», продемонстрировал неплохое владение баяном.

«Впервые меня назвал Толстым мой сокурсник Дмитрий Нагиев»

-- А как из Питера попали в Москву?

-- Я проработал в Театре комедии пять лет, до 1996 года, потом решил податься в столицу. Наверное, там мне места просто стало мало (смеется). Совершенно случайно устроился в Театр Табакова. Звонил в «Ленком», но, перепутав номер, попал в «Табакерку». Проработав там два года, ушел -- не понравилось.

-- После съемок «Буржуя» с кем-то из актеров общаетесь?

-- С Валерой Николаевым, сыгравшим Буржуя, мы друзья. Правда, к сожалению, встречаемся не так уж часто. В последнее время Валера очень изменился, стал серьезней, какая-то грусть в глазах появилась. Он молодец -- совсем бросил пить и курить.

-- Сникерсы после съемок «Буржуя» не возненавидели?

-- Да нет, хотя за картину их съел СТОЛЬКО… Боялся заработать диабет. За время съемок даже поправился на пять килограммов. А вообще сладости, особенно шоколад, с детства люблю.

-- Не обидно, что после «Дня рождения Буржуя» вас называют Толстым?

-- Что делать? В детстве меня дразнили Жора-обжора. Моя бабушка работала в детском саду поваром, и всегда после школы я забегал к ней поесть. А дома бабушка частенько баловала бесподобными пирожками, ватрушками, блинчиками. Поэтому, покушать я любил всегда, рос упитанным. Правда, когда увлекся спортом, с лишним весом распрощался.

Впервые меня назвал Толстым, еще задолго до «Буржуя», учившийся со мной в театральном известный ныне телеведущий Дмитрий Нагиев. Тогда это прозвище не закрепилось. Зато теперь я для всех Толстый. Разве что жена меня Толиком зовет.

-- Почему-то вы производите впечатление такого себе холостяка…

-- Ну что вы -- я муж со стажем. Со своей будущей женой я познакомился на автобусной остановке в Нижнем Тагиле. Влюбился по уши. С первого взгляда! 13 лет мы вместе. Когда я ушел в армию, Наташа меня ждала, писала письма. Вы не представляете, что такое письма с гражданки от любимой девушки… Служба в несколько раз легче кажется. Хотя на службе мне пришлось хлебнуть.

-- Жена чем занимается?

-- Она тоже недалека от творчества (улыбается). Работает реквизитором в Театре Олега Табакова.

-- Дома супруге помогаете?

-- Хозяйственные хлопоты делим поровну. Стараюсь не сваливать все на жену. Свои вещи, например, стираю сам, причем вручную -- не доверяю стиральной машине. Сам могу вымыть посуду, полы, убрать в квартире. Завтраки готовлю сам. Вот уже многие годы ем по утрам «геркулесовую» кашу и обязательно творог. Правда, обед и ужин -- дело Наташи. А еще она замечательно печет и иногда балует меня своими тортами.

-- Что больше всего цените в людях?

-- Любовь к животным, добродушие, честность. У меня живут два кота -- Васька и… Ломоносов. Последнего привезли немецкие студенты, которые учились в Ленинградском театральном институте, а жили в Ломоносове. Поэтому так и назвали кота. Когда в 1991 году начались проблемы -- развал государства, экономический кризис, жизнь по карточкам, проблемы с продовольствием -- студенты вернулись на родину. Котенка оставили в общежитии. Наши ребята взяли над ним «шефство» и быстро научили настоящей студенческой жизни: курить, пить водку и… дружить с белой ручной крысой. Я попросил у пацанов на время взять Ломоносова домой и не вернул его.

-- В последнее время вы увлеклись изящной словесностью…

-- Написал пьесу! Хочу поставить спектакль в театре Маяковского и сам сыграть Владимира Маяковского. Представляю, чем мне это грозит…