Происшествия

Вблизи ливадийского дворца ожил оползень

0:00 — 15 января 2004 eye 551

Он уже разрушил дороги и небольшие строения. Их участь может повторить и архитектурная жемчужина Крыма, если немедленно не начать работы

-- Анализ геологической обстановки в районе Ливадийского дворца показывает, что оползень ожил, в его теле появились два активных очага -- «восточный» и «западный». Они, как два языка, с разных сторон подрывают дворец, -- рассказывает директор центра «Инженерная защита» Михаил Рыжий. -- Если они соединятся, то Ливадийский дворец мы можем потерять навсегда. Он просто уйдет в море…

Пришли соответствующие службы и, чтобы не было никаких эксцессов, засыпали систему гидрозащиты…

-- Уже разрушены так называемые «малые архитектурные формы», которые находятся ниже Ливадийского дворца, в парковой зоне, -- говорит директор Ливадийского дворца-музея Людмила Федоровна Ковалева. -- Превратились в развалины знаменитая «Лавровая беседка» и другие уникальные постройки, которые при Александре II проектировал и закладывал первый архитектор императорского имения Маничетти. И воссоздать их практически невозможно.

-- Из-за дефицита средств (а это 15 миллионов гривен) строительство противооползневых сооружений, начатое в 1998 году и рассчитанное на 27 месяцев, растянулось на… пять лет, -- объясняет генеральный подрядчик восстановительных работ, начальник СМУ-627 ОАО «Крымгидроспецстрой» Михаил Заярный. -- Если бы речь шла о возведении жилого дома, мы могли бы «законсервировать» объект. Но противооползневые сооружения надо строить быстро и в комплексе, лишь тогда они будут работать. Времени на раздумья у нас не осталось. Вы сами видели: возле знаменитой Химеры снова появились трещины толщиной в палец. Более того, завершить строительство противооползневой защиты дворца надо именно сейчас, в период относительного сейсмического затишья.

Беды дворцово-паркового комплекса начались давно. Когда в 1910 году архитектор Краснов строил Ливадийский дворец, он обнаружил подземные потоки воды. И нашел выход: на глубине 8 метров вокруг дворца соорудили две подковообразные галереи, по которым вода уходила в море. Но шли годы. Дворец менял хозяев. К сожалению, никто из них за состоянием системы гидрозащиты не следил. Особенно она пострадала в период подготовки исторической Ялтинской конференции 1945-го года. Пришла служба безопасности и, чтобы не было никаких эксцессов, засыпала тоннели. И подземные воды пошли поверх галерей, прямо под здание, и оно начало трещать.

В первый раз Ливадию спас… саммит глав государств Европы

-- Если государство не позаботится о дворце и финансирование восстановительных работ не будет продолжено, то кошмар, который мы пережили в 1998--1999 годах может повториться, -- утверждает Людмила Ковалева.

Тогда вода вокруг дворца просто лилась потоками. Они очень напоминали селевые, но были чистыми. Вода смывала все, что было на ее пути. Вместе с ней исчезли редкие породы деревьев, царская дорога к морю. В подвале дворца по колено стояла вода. По всему зданию пошли крупные трещины. Но началась подготовка к саммиту, и это спасло Ливадию.

Тогдашний глава правительства Валерий Пустовойтенко, увидев в каком состоянии дворец распорядился выделить средства в полном объеме.

-- В первую очередь восстановили одну из уцелевших галерей Краснова, -- вспоминает Людмила Федоровна. -- Вторая, к сожалению, оказалась полностью разрушенной. Успели предотвратить угрозу прорыва городского канализационного коллектора, который здесь проходит. Мы буквально ползали по реликтовой маслиновой роще с одним местным жителем, который помнил, где находился старый дренаж, не работавший много лет, А когда прокладывали новые дренажные трубы, я с ужасом думала: что будет с рощей?! К счастью, работы выполняли профессионалы. Был поврежден лишь кустарник, который мечтаю возродить.

-- За счет местного бюджета были проведены кадастровые работы, -- сказал заместитель городского головы Ялты Юрий Кириченко. -- Отремонтированы коммуникации, расположенные выше дворца, и ливнестоки. Приведены в соответствие с европейскими стандартами подъездные дороги. Но финансировать противооползневые работы, которые ведутся сейчас во дворце, мы не можем. Это -- прерогатива государственного бюджета, так как собственником Ливадийского дворца является государство в лице Министерства культуры и искусств Украины.

-- Уже несколько лет наш дворцово-парковый комплекс содержит себя сам. Но у Ливадии есть проблема, которую способно решить только государство. Лишь оно в состоянии полностью и в самые кратчайшие сроки профинансировать завершение строительства противооползневых сооружений, а значит спасти Ливадийский дворец. Не сделаем мы это, наши потомки не простят нам такое кощунство, -- сказала на прощание директор музея.