Сегодня известная балерина отмечает свое 28-летие
Красота и талант Волочковой сегодня признаны во всем мире. После романа (правда, Анастасия утверждает, что это -- грязные сплетни) с британским миллиардером, вице-президентом Английского национального балета 55-летним Энтони Керманом она получила прозвище «Курникова в балете». Иные «доброжелатели» к ее фамилии добавляют букву «с». Ей приписывают отношения с депутатом Госдумы, совладельцем нефтяной компании «Нафта--Москва» с ежегодным оборотом в два миллиарда долларов Сулейманом Керимовым. Популярность Волочковой достигла апогея после ее увольнения, а потом в судебном порядке восстановления в Большом театре. Но скандальность таланту не помеха: она станцевала почти весь сольный классический балетный репертуар, стала «лицом» ювелирного дома «Chopard» и героиней светской хроники. Ее портреты украшают журналы, открытки, плакаты и рекламные щиты.
Пока в фойе Одесского театра музкомедии, где Анастасия Волочкова танцевала в «Жизели», творилось нечто невообразимое, мне удалось пробраться за кулисы. Более того, лицом к лицу столкнуться с Анастасией, которая сходу обратилась ко мне с просьбой: «Вы не помогли бы отыскать мне нечто вроде стула?» Мне повезло: я увидел где-то в полутемном уголке сцены табурет. Волочкова попросила поставить его рядом с рабочим столиком, специально принесены сюда из гримуборной. Всякий раз, выходя на сцену, балерина сбрасывала на табурет свой синий спортивный костюм. И каждый раз крестилась -- у самой «кромки» кулис После спектакля мне удалось побеседовать с актрисой.
-- Анастасия, извините за столь поздний час
-- Да что вы! Я прекрасно адаптирована к такому графику: рабочий день начинается в 8 утра, а заканчивается где-то в полночь. Я счастлива, что приехала в Украину. Ведь здесь мои корни: бабушки и дедушки родом из Львова, Запорожья и Киева. В Одессе я была лишь раз с папой и мамой. Мечтаю показать здесь свой новый проект -- «Лестница в небо», который полностью раскрывает мои возможности как балерины. К сожалению, в Украине из прессы узнали обо мне много негатива. Увы, я практически лишена возможности опровергнуть грязные сплетни, так как не имею доступа на центральные российские телевизионные каналы.
-- Известно, что в конце ноября вас восстановили на работе.
-- Это скорее пиррова победа. Главное -- не восстановление в труппе Большого театра, а возможность выступать на сцене Нынче же сбываются пророчества министра культуры РФ Михаила Швыдкого, заявившего: «Волочкова в лучшем случае будет танцевать четвертого лебедя слева в кордебалете «Лебединого озера». По балетным меркам, это -- самое обидное. Иными словами, я лишена первых ролей А ведь этот самый министр частенько приходил на мои спектакли, хвалил, восхищался, обещал не давать меня в обиду И вдруг резко изменил свое отношение.
-- После конфликта в Мариинском вас пригласил в Большой театр его тогдашний руководитель Владимир Васильев, потом -- смена руководства, ваш отъезд за границу
-- В Мариинском театре сложились невыносимые условия -- полгода я не выходила на сцену Тогда-то и поступило приглашение от Владимира Васильева. Потом новое руководство Большого театра мне объяснило, какова ситуация и какие силы «правят бал». Было два пути: навсегда уйти из балета или уехать. Выбрала второй. Мама посоветовала создать свой проект Решила рискнуть. Сольную программу придумывала в Лондоне, где полтора года сотрудничала с Английским национальным балетом. Когда контракт закончился, в тренажерном зале ставила кассету и отрабатывала одну вариацию за другой, без партнера. Просто нарабатывала силы У нас и денег-то не было, чтобы нанять артистов для моей программы. Первый концерт станцевала в сопровождении музыкального квартета. Восемь сольных номеров, и лишь три минутки между ними для того, чтобы переодеться в кулисах!..
-- Несмотря на головокружительный успех на Западе, вы вернулись в Россию. Чтобы вновь попасть «под раздачу»?
-- Я много работала на Западе, побывала практически во всех странах мира, но мне так хорошо дома, что не променяю родину ни на какие блага. Мечтаю создать и возглавить балетную школу или театр, где будут обучаться наши талантливые дети. Хочу своим примером доказать, что можно сполна реализовать свой талант на родине. Я хочу быть балериной в своей стране.
-- Все-таки почему в Большом театре так упорно хотят от вас избавиться?
-- Говорят, Волочкова -- строптивая выскочка, слишком высокая и тяжелая для балета. Не соответствует, мол, классическому репертуару. Однако никогда рост и вес не были показателями мастерства -- балет невозможно взвесить! По всему миру расписаны мои данные, которые пытаются выдать за причину увольнения: рост -- 168 см, вес -- около 50 кг. По традиционным же балетным правилам, дабы определить идеальный вес танцовщицы, из первого показателя вычитается 120. Вот, пожалуй, и все «доводы» Однако происки недругов не вызвали в моей душе никакой агрессии. Правда, определенный внутренний переворот все же произошел Если осуществится задуманное и я создам свою школу, соберу в нее всех талантливых педагогов и артистов, оказавшихся в положении изгоев. И даже создавая попечительский совет (такой, как в Большом театре!), никогда не позволю людям бизнеса -- скажем, банкирам или нефтяникам -- вмешиваться в творческий процесс, указывать, кому учиться или работать, а кого выгонять!
-- И все же за что вас так не любят?!
-- Может, за чрезмерную активность: желание успеть все сразу и сейчас. Но это оправданно! Смотрю на балерин, танцующих много лет, и сердце кровью обливается. Не желаю повторять их судьбу, выходить на сцену в том возрасте, когда танцевать еще можно, а смотреть на тебя уже нельзя. Хочу вовремя уйти из балета.
-- Признайтесь, спонсоры помогают?
-- Наверное, такое впечатление создается из-за обилия красочной рекламы: многие считают, что за ней -- миллионы долларов. На самом деле спонсоры оплачивают только наружную рекламу, свои логотипы, помещенные на уличных афишах. А ведь мои первые концерты, проходившие в Москве в Театре на Таганке, анонсировались на факсовой бумаге! (Мы тогда снимали квартиру за 300 долларов в месяц, а моя зарплата составляла 90 долларов). Но зал был полон: люди пришли не на красивую рекламу, а на имя. С каждым новым проектом у меня появлялись новые друзья, которые сейчас мне помогают.
-- Кто принимает наибольшее участие в вашей судьбе?
-- Господь Бог. Он в моей жизни -- и главный менеджер, и главный продюсер. Реально же больше всех помогает ангел-хранитель -- моя мама. Она -- мастер спорта по настольному теннису, выпускница Львовского политехнического института, работала инженером, потом -- экскурсоводом. Когда я окончила балетную школу, ей пришлось оставить работу, чтобы помогать мне в творчестве. Она всегда рядом.
-- Не устали от чрезмерной материнской опеки?
-- Иногда мы ужасно ругаемся: такое давление сложно выдержать. Мне скоро 28, а она постоянно говорит, что мне делать, а что -- нет. Даже какого цвета румяна наносить Понятно, это вызывает некоторое раздражение. В то же время мама -- мой самый близкий друг. Именно она повела меня, тогда пятилетнюю девочку, в Мариинку на «Щелкунчика». С того момента все и началось: и радости, и трудности. Ведь из-за «отсутствия профессиональных данных» меня в училище приняли лишь спустя два года. И то из сострадания. Причем на каждом уроке говорили, что я никогда не стану балериной
-- Говорят, вы снялись в художественном фильме.
-- В картине Анатолия Иванова сыграла жену Пушкина, Наталью Гончарову. Всегда мечтала о таком образе: светлой русской женщины, и в тоже время загадочной, сильной, неординарной. Перед моим отъездом в Одессу Анатолий Иванов сообщил по телефону, что готов изменить название фильма с «Черный принц» на «Остановись, мгновенье!». Признаться, я очень рада, так как второй вариант больше соответствует режиссерскому замыслу.
-- Сниматься часто приглашают?
-- Завершились съемки телевизионных версий моих сольных номеров. Проделана большая работа с режиссером Федором Бондарчуком и его замечательной командой. Это была счастливая творческая встреча. Уже есть новое предложение. Не стану называть ни режиссера, ни «светить» сюжет -- не хочется предвосхищать события. Скажу лишь, что это -- очень важная для меня роль.
-- Вы серьезно увлеклись кино?
-- Не исключено, что после завершения балетной карьеры я свяжу свою жизнь с кино. Полагаю, у меня есть актерские данные. Просто хочется подойти к этому профессионально и обдуманно -- открыть свою компанию, заняться бизнесом В общем, проектов много.
-- Нельзя ли поконкретнее?
-- Подумываю о фильме «Кармен-сюита». Без единого слова -- только танец, движение, музыка. Это будет некоммерческий проект. Мое творчество вообще некоммерческое.
-- О чем, кроме профессиональной карьеры, мечтаете?
-- Хочу сделать подарок маме -- открыть для нее салон цветов. Она мечтает об этом. Быть может, в помещении своей балетной школы.
-- Какую одежду предпочитаете?
-- Люблю сочетание классики с романтикой. Люблю узкие, облегающие брюки, расклешенные книзу, светлые свитера и элегантные пиджаки. Любимые цвета -- желтый и зеленый: под цвет моих глаз. Еще белый.
-- А косметику?
-- Фирм «Живанши» и «Кристиан Диор».
-- Какой-то диеты придерживаетесь?
-- Мой рацион зависит от нагрузки. Когда бывает много спектаклей, концертов, все лишнее «сгорает» в работе. Тогда я ем много мороженого, которое просто обожаю. Вообще предпочитаю овощи, фрукты. Самая любимая еда -- зеленый шпинат с оливковым маслом. Мама готовит мне блюда из вареной свеклы, тыквы, салаты. Категорически -- с семи лет -- не ем мяса! Люблю сыр, молочные продукты, орехи.
-- Каким образом поддерживаете физическую форму?
-- Не мыслю себя без русской бани, холодной воды, березового или дубового веника. Душ признаю только обжигающе холодный. Принимаю его даже ночью после спектакля. В парикмахерской уже привыкли, что я мою голову ледяной водой. После горячей воды не могу двигаться, наступает слабость, вялость.
-- Решили уже, как и где будете встречать свой день рождения?
-- Никогда не строю планы. Обожаю экспромты. Праздную, как правило, необычно, но всегда -- в кругу друзей