Оставшись в шесть лет круглым сиротой, мальчик сумел найти место в жизни и стал по-своему знаменитым. Его уникальные творения из спичек демонстрируются на многих выставках и даже покупаются
Работ у восьмиклассника Миши пока не так уж много, но с ними знаком даже Президент Леонид Кучма. На столичной выставке творчества детей-сирот, прошедшей в минувшем году, в награду за свои объемные картины, склеенные из спичек, днепропетровский школьник получил путевку в Артек. Миша Климов мечтает, что когда-нибудь сделает миниатюрную спичечную копию Софиевского собора, вот только со строительным материалом у него проблемы.
Те годы, когда он жил с родителями, мальчик помнит смутно, поэтому мамой называет сегодня младшую мамину сестру Аню. Когда Лиля с Андреем погибли в автокатастрофе, Мишке едва исполнилось шесть лет. Аня тогда, только-только закончив медучилище, начала работать медсестрой. Бабушка, Алла Вениаминовна, еще не ушла на пенсию. Поэтому сиротку решили временно определить в интернат. Как получилось, что практически здоровому ребенку дали путевку в школу для детей с задержкой психического развития, сказать сегодня трудно. Но Мишке там сразу понравилось: уроки несложные, учителя добрые, а главное -- масса кружков, из которых он выбрал поначалу «мукосольку»: создание картин с помощью цветного песка, соли, угольной пыли. У него до сих пор хранится пейзажик, нанесенный на дно конфетной коробки.
Наукой доказано, что развитие двигательной активности рук способствует и умственному развитию ребенка. Именно поэтому директор днепропетровской школы-интерната N6 Людмила Гурова так старается найти для каждого воспитанника занятие по душе. Петриковская роспись, изделия из соломки, писанкарство, мягкая игрушка, поделки из природных материалов -- такому разнообразию кружков позавидовал бы иной Дворец культуры. Но познакомившись как-то с киевским фотохудожником Иосифом Осташинским, который «строит» из спичек изумительные архитектурные миниатюры, Людмила Никифоровна загорелась новой идеей и пригласила его в гости к детям.
Самое удивительное, что Иосиф Борисович привез в интернат выставку своих работ. Три дня он жил здесь, устроив сиротам настоящий мастер-класс по спичечной архитектуре. Нельзя сказать, что все детишки увлеклись новым делом. Из 40 воспитанников, пришедших в первый день, к концу занятий осталось около десятка. Но Миша все эти дни дождаться не мог урока Осташинского: словно завороженный он следил, как из-под острого лезвия появляются крошечные спичечные осколки, которые затем превращаются в стены, окна и крышу волшебного замка. Они тогда построили спичечный домик из небольшой коробочки от овсяных хлопьев, а спичечный коробок превратили в балкончик. И Мишке, привезшему в субботу свою поделку домой, похвастаться тете и бабушке, казалось, что у него в кулечке -- настоящее сокровище.
Только в шестом классе педагоги спохватились: мальчик-то совершенно здоров, ему в обычной школе учиться бы надо. И медико-педагогическая комиссия рекомендовала Мишу в специализированную школу -- настолько ярко проявилась в нем за два последних года способность к миниатюрному зодчеству. Конечно, учиться в такой продвинутой школе, которая к тому же входит в единый комплекс с Днепропетровской академией строительства и архитектуры, мальчишке поначалу было очень тяжело. Детям здесь чуть ли не с первого класса преподают специальные предметы: компьютерную графику, живопись, рисунок, композицию, петриковскую роспись, архитектурное черчение. А он и общеобразовательные-то освоил по облегченной программе.
-- Но, увидев работы мальчика, мы поняли, что у него талант, -- рассказывает директор специализированной художественно-архитектурной средней школы N71 Валентина Селенина. -- С Мишей после уроков занимались почти все педагоги. Сегодня его не узнать -- детское увлечение переросло, можно сказать, в смысл всей жизни. Парнишка так мечтает стать архитектором и настолько серьезно относится к учебе, что я верю: в институт он поступит, хотя на этот факультет огромный конкурс.
Чтобы еще больше укрепить в Мишке желание учиться, Валентина Ивановна организовала в школе выставку его работ. Размещенные в холле сказочные замки, часовни, церквушки из спичек буквально потрясли ребят. А нескладный (рост у Миши сейчас почти 1 метр 90 сантиметров при 58 килограммах веса), бедно одетый подросток, на которого раньше и внимания-то никто не обращал, стал настоящим героем дня.
Впрочем, Мишка своими достижениями не очень-то гордится. Иосиф Борисович часто присылает ему фотографии своих работ -- вот это да! Он старательно копирует миниатюры учителя, к примеру, Ласточкино гнездо, хотя Осташинский советует ему делать что-то свое. Не так давно он передал ученику графическое изображение Луцкой синагоги: изумительного по своей архитектуре двухэтажного здания с башенками, арками, резной беседкой. И Миша полгода все вечера и выходные «строил» ее миниатюрную копию. Мама Аня не пожалела из своей мизерной зарплаты медсестры денег на спички. В синагогу вложено 110 коробков для создания крошечных «кирпичиков», которые юный мастер нарезал специальным ножиком, подаренным Иосифом Борисовичем, на особенном «волшебном» коврике, тоже доставшемся от учителя.
С первого взгляда и не поймешь, из чего сконструированы изящные Мишины творения: резные перильца, черепица на крышах, фигурные стойки башенок и ажурная лепнина над фронтоном.
-- Стараюсь использовать в работе все, что окажется под рукой, -- объясняет Миша. -- Оконные стекла делаю из пластиковых бутылей и фольги от конфет, лепнину -- из кружевной тесьмы, снег на крышах -- из ваты, металлические детали -- из жестяных баночек от кофе, дверные ручки из бусинок. В последнее время я на все предметы вокруг смотрю очень практично: пригодятся ли они для моих макетов? И по улице иду -- у нас район старинной, еще дореволюционной застройки -- только и думаю: этот фриз из чего можно сделать, портик как в макете изобразить?
Мама Аня, конечно, довольна, что с Мишей нет никаких хлопот, свойственных переходному возрасту: сидит себе часами за письменным столом, его и не слышно в доме.
-- Но, с другой стороны, я переживаю, ведь он так много работает, -- добавляет Аня, которая на четырнадцать лет старше и на три головы ниже своего приемного сына. -- Бывает, усну после дежурства как убитая, а он так и просидит за столом до утра. Мишу и в выходные на улицу не выгонишь, такой же дотошный, как наш дедушка.
Оказывается, в Мишиной семье уже был один мастер спичечной миниатюры -- покойный дедушка, Александр Степанович. Работал он газосварщиком, но все вечера проводил, склеивая из спичек избушки и башенки. Правда, складывал их, как бревенчатый сруб. Миша же все делает по науке: вначале на кальке чертит детали здания, потом переносит все на картон, вырезает и склеивает. А уже после этого облицовывает макет спичечными кирпичиками и украшает вычурными деталями.
Церквушку XVIII века, которую он видел в Мукачево, Миша решил оформить в зимнем стиле: поместил в раму цветной календарь с репродукцией лесного пейзажа, а купола «засыпал» снегом из ваты. Пригодилась интернатовская наука: он смочил вату клеем ПВА, иголкой вытянул из нее ледяные сосульки и посыпал снежные шапки манкой. Получилось очень натурально.
Цветные календари в качестве фона для миниатюр -- Мишино ноу-хау. Сперва «задники» он рисовал сам -- к примеру, «Ласточкино гнездо» у него на фоне багрового заката. Но скоро понял, что яркая цветная полиграфия вносит в его работы атмосферу реальности. И теперь парнишка собирает старые настенные календари с пейзажами, которые приносят ему одноклассники и знакомые. Покупать новые Мише, конечно, не по карману.
Оказывается, спички спичкам рознь. Обычно их оценивают по «горючим» качествам, а Миша -- по уровню обработки самой древесины. И в этом смысле наши украинские спички сильно уступают импортным.
-- Жаль, литовские редко встретишь в продаже, -- сетует Миша. -- Правда, они вдвое дороже наших, но зато из всего коробка лишь пять-шесть штук уходят в брак. Грани у них ровные, как под линеечку, и толщина позволяет нарезать довольно высокие кирпичики. А из отечественного коробка треть нужно выбросить: кривые, «лохматые». Домик из таких бревнышек не построишь.
Вот и получается, что на одну миниатюру юному мастеру надо от 70 до 150 коробков. На создание Луцкой синагоги, к примеру, ушло почти 12 тысяч крошечных кирпичиков, нарезанных из спичек. Кроме этого простейшего материала нужен Мише и более сложный декор, который он подыскивает, где только может. Перильцами служат фигурные ручки от зубочисток, поручни Миша мастерит из шашлычных палочек, купленных в китайском ресторане, а черепицу выкладывает из палочек от эскимо, которые принесли ему с хладокомбината.
-- Бывает, так наработаюсь, что заснуть не могу -- перед глазами мелькают спички, палочки, -- смеется Миша. -- Но в такие моменты может возникнуть решение какой-нибудь проблемы. Делал я недавно башню и все думал, из чего же часики на фасаде соорудить? А ночью вспомнил: у бабушки же есть старинные наручные часы! Они туда отлично подошли. Кстати, часики идут, так что моя картина еще и время будет показывать.
В начале февраля в Днепропетровском историческом музее откроется выставка киевского мастера народного творчества Иосифа Осташинского. Иосиф Борисович предложил Мише поучаствовать в ней на правах любимого ученика. Поэтому сегодня мальчик по десять часов в сутки просиживает за столом, складывая из кирпичиков, кажется, не только храмы и часовни, но и свое будущее. И жалеет только об одном: что мама с папой не увидят и не оценят его стараний.