5 февраля на концерте в Национальной филармонии Украины впервые сыграют на этом инструменте
Председатель Ассоциации скрипичных мастеров Украины, 73-летний Флориан Юрьев, поясняет: одной из причин того, что он решился посягнуть на святая святых -- классическую конструкцию скрипки, -- стала современная практика проведения концертов. Их дают в больших залах с 2,5--3 тысячами зрителей. Тогда как Страдивари, Гварнери и другие великие мастера XVII--XVIII веков делали свои инструменты в расчете на небольшие дворцовые залы, где расстояние от музыканта до публики в последнем ряду, как правило, не превышало 20 метров. Не удивительно, что на галерках многих современных концертных залов звук старинных инструментов, какими бы выдающимися они ни были, попросту не слышен.
-- Осенью прошлого года в Киеве, в бывшем Октябрьском дворце, выдающийся скрипач Менухин давал концерт на одном из лучших инструментов работы Страдивари, -- говорит председатель Ассоциации скрипичных мастеров Украины Флориан Юрьев. -- Исполнение было безукоризненным, но почти ползала музыку еле слышали -- у старинной скрипки недоставало мощи. Хотя Менухин и приглашал акустиков, которые установили специальные отражатели, призванные донести звук во все части помещения. Даже скрипки Гварнери, самые мощные из старинных, в последних рядах зала Национальной оперы Украины почти не слышны. Хотя акустика там превосходная. Заметьте, практически все скрипки мастеров прошлого ныне переделаны для усиления звука -- натяжение струн на них увеличили в 3,5 раза. Проблему это полностью не решило, а вот качество звучания скрипок ухудшило. Разрабатывая скрипку новой конструкции, я ставил цель не только увеличить ее «громкость», но, прежде всего, расширить возможности инструмента. Дело в том, что старинным скрипкам недостает «красок» для исполнения музыки XX века.
Солист Национальной филармонии, заслуженный артист Украины Герман Сафонов, который 5 февраля впервые даст концерт на скрипке конструкции Флориана Юрьева, рассказал «ФАКТАМ», что его инструмент, сделанный выдающимся итальянским скрипичных дел мастером Матео Гофриллером в 1692 году, превосходен для исполнения классики, например музыки Бетховена, Шуберта, но на музыке XX века старинная скрипка «захлебывается».
-- Это подтолкнуло меня обратиться к Флориану Ильичу, -- говорит Герман Сафонов. -- Он как раз закончил работу над скрипкой, названной в честь выдающегося французского исполнителя XIX века Анри Вьетана. Целый год ушел у нас на доводку инструмента. Мастер несколько раз разбирал его, вносил подсказанные мной изменения. И вот теперь, я считаю, скрипку можно презентовать публике. Для первого концерта я выбрал сонату Шостаковича. Мы ее исполним в дуэте с Еленой Строган, которая будет играть на фортепиано.
Я знаком со многими попытками усовершенствования конструкции классической скрипки, но в основном это новации вроде гибрида с балалайкой. У Юрьева же весьма ценные идеи, которые расширяют возможности инструмента. Впрочем, под конкретные произведения нужно подбирать свою скрипку. Не удивительно поэтому, что у многих исполнителей по нескольку скрипок.
Не вдаваясь в технические подробности изменений, придуманных Флорианом Юрьевым, скажем лишь, что его скрипки даже внешне отличаются от классических: нижняя дека шире верхней, поэтому соединяющие их бока расположены под наклоном. Причем нижняя дека вогнута вовнутрь -- это сделало скрипку гораздо более прочной. Прийти к такому решению Юрьеву помогли его знания профессионального архитектора. На все конструктивные новшества, придуманные Юрьевым, выданы государственные патенты.
-- К новаторским решениям я пришел, научившись хорошо делать классические скрипки, -- говорит Флориан Юрьев. -- Я досконально изучил конструкции большого числа инструментов выдающихся мастеров, освоил применявшиеся ими технологические приемы. И думаю, мне сейчас под силу сделать скрипки с тембром инструментов Гварнери, Страдивари, но с более широким диапазоном возможностей. Для этого, кстати, можно использовать даже дерево, заготовленное для мастерской Страдивари -- небольшой запас сохранился до наших дней. Но эта древесина стоит очень дорого и продают ее только мастерам, доказавшим, что они умеют делать инструменты мирового уровня. А обычный набор древесины для изготовления профессиональной скрипки стоит в среднем 500 долларов.
-- Из-за высокой стоимости инструментов я их в Украине не продаю, -- продолжает Флориан Юрьев. -- Лучшим нашим музыкантам преподношу свои скрипки в качестве подарка, а зарабатываю, продавая инструменты на Западе. Звучание каждой моей скрипки индивидуально -- оно созвучно голосу, манере исполнения, музыке тех певцов, исполнителей и композиторов, чьим именем они названы. Например, скрипки «Шуберт», «Гмыря», «Венявский» А поскольку я еще и профессиональный художник, то украшаю инструменты вырезанными из дерева портретами выдающихся музыкантов. А одну из скрипок я посвятил маме. Она была наполовину тунгуска, наполовину украинка. Моя мама знала много украинских песен, некоторые пела мне в детстве. С «голосом», созвучным лирическим украинским народным песням, я и сделал скрипку, посвященную матери. Мой дед -- тунгус -- принадлежал к императорскому роду. Дело в том, что одна из династий китайских императоров была основана тунгусом. Мой дед как раз был одним из его потомков. Он тоже играл на скрипке, точнее, на ее восточном варианте -- сямисене. Нижняя дека была сделана из воздушного пузыря стерляди.
Флориан Юрьев вырос в Сибири, в одном из лагерей, заключенными которого были представители чуждых советской власти классов. Однако проведенные в нем годы Юрьев вспоминает с теплотой:
-- Там было элитарное общество -- ученые, музыканты, литераторы, священники. Под влиянием этих людей даже охранники становились мягче и терпимее. Моими учителями были образованнейшие люди, а любили меня все, включая охрану и лагерных собак. Мой отец был скрипачом, а я начинал с игры на альте. Инструменты мне попадались посредственные, вот я и начал работать над их совершенствованием. Первое новшество в свой альт я внес в 1947 году.
После войны Юрьев получил несколько высших образований. Сделал карьеру архитектора -- в частности, был руководителем проектов известных в Киеве зданий с «летающей тарелкой» на Лыбедской площади и станции метро «Крещатик». Кстати, зал, расположенный в «тарелке», спроектирован так, что в нем можно давать скрипичные концерты -- там отличная акустика.