В европейской иерархии существуют негласные правила владения такой статусной вещью: банкирам, президентам и джазменам полагаются определенные марки
Часы -- это не просто какой-то там прибор для определения времени. Часы -- это прекрасная игрушка для сильной половины человечества, которой они, взрослые дети, могут похвастаться. Причем молча и без особых телодвижений, какие они умные, интеллигентные, состоятельные, наконец. Из всех понтовитых вещей, которыми человечество демонстрировало свой социальный статус, часы имеют, пожалуй, самую интеллектуальную окраску. Хотя иллюстрируют не только вкус и стиль хозяина, но и его финансовое и общественное положение. Поэтому, что положено шоумену, не позволено политику. Как не допустить ошибки в этом чисто мужском обмене мэсиджами, рассказывает главный редактор журнала «Часы. Стиль и время» Андрей Боечко.
-- Андрей Романович, какие марки считаются часовой аристократией?
-- Вершиной часовой иерархии считаются «Патек Филипп» и «Бреге» -- выше них нет ничего, и их слава абсолютна. Дальше располагается европейская десятка самых престижных марок, куда входят «Одемар Пиге», «Жерар Периго», «Бланпа», «Вашерон Константэн», «Ролекс», «Зенит», «Франк Мюллер», «Ягер ля Культр», «Эберхард», «Перелье». Однако некоторые марки имеют в разных странах разную репутацию. К примеру, славу «Ролекса» в 50-е годы омрачило пристрастие к этой марке итальянских мафиози -- корона на циферблате воспринималась ими как символ власти и будоражила честолюбие. А в Америке в те же годы марка спонсировала такие игры для богатых людей, как гольф и поло, и стала ассоциироваться с респектабельностью. В Европе такую же криминальную славу имеет «Франк Мюллер», а в Украине -- «Вашерон Константэн», марка, которая в нашу страну пришла в начале 90-х, когда за большие деньги часы покупали попросту бандиты. Я не рекомендую солидным бизнесменам носить эти достойные бренды исключительно по этой причине -- это будет знаком причастности к криминальному миру либо свидетельством того, что часы даны в качестве взятки. Кроме того и «Ролекс» и «Франк Мюллер» -- одни из самых подделываемых марок в мире.
-- А что еще нельзя носить честному и респектабельному бизнесмену?
-- Я бы избегал массовых марок. Даже такие очень хорошие часы, как «Омега», «Тиссо», «Лонжин», слишком растиражированы, чтобы быть признаком хорошего тона. Это как бы «фольксвагены» часовой индустрии. Они были слишком популярны в Советском Союзе, поэтому шлейф распространенности за ними тянется еще оттуда. Руководителю лучше выбирать не самые известные швейцарские марки. Нашему соотечественнику без толку объяснять, что это за фирма и какая у нее репутация, зато они достойно представят владельца, а иностранному партнеру по бизнесу внушат доверие.
Для руководителей высокого звена, к примеру, подойдут часы марки «Ягер ля Культр». Они не широко известные, однако за ними стоит история. Их создатель придумал знаменитую двустороннюю модель «Реверсо» для игроков поло, у которых во время игры часто разбивались стекла: оборотная сторона теперь либо красиво иллюстрирует внутренний механизм, либо украшена вензелем, либо содержит еще одни часы.
И, кстати, если для шоумена допустимы привлекающие внимание часы огромного размера, то часы бизнесмена не должны быть больше ширины запястья.
-- Можно ли дать рекомендацию по определению суммы, которую банкиру или бухгалтеру следует потратить на часы?
-- Самое простое правило, как выбрать часы сообразно статусу, в европейской классификации таково. Часы крупного руководителя компании, солидного бизнесмена должны стоить не дешевле машины. Это у наших мужчин, которые еще не знают этого, часы могут стоить дешевле, чем галстук или пуговица на костюме. А ведь они -- определитель не времени, а финансового благополучия владельца в том числе. Понимаете, для мужчины это единственная игрушка, с помощью которой он может рассказать о себе все. Не потащит же он с собой в офис «Мерседес»! А с часами его статус будет известен, даже если человек выйдет на пробежку в спортивном костюме. Эта игрушка практически постоянно находится с владельцем, поэтому обязательно должна нравиться.
Да и человек среднего достатка, сам зарабатывающий себе на жизнь, вправе раз в три-четыре года потратить свой месячный оклад на часы.
Однако здесь важно не перепутать: простой клерк не должен надеть «Зенит», поскольку окружающие сочтут, что он зарвался и держит себя слишком высокомерно. Ко мне приходят молодые бизнесмены и просят «Патек Филипп». Я говорю им: ребята, их, безусловно, можно купить, но они обозначают пик карьеры, очень высокое положение людей, которые поняли свое место в жизни. После них уже ничего больше носить нельзя. Это марка очень состоятельных и успешных людей, ее носят президенты. Насколько я знаю, украинский и российский в том числе. В то время как «Патек Филипп» -- марка президентов, «Бреге» больше любят банкиры.
-- А сколько же стоят часы «президентской» марки и может ли человек с улицы, нувориш прийти и купить вещь такого статуса?
-- Все не так-то просто. Во-первых, миллион долларов -- не самая большая цена для некоторых моделей «Патек Филипп». Но и даже за эти деньги заполучить их нелегко. К примеру, модели «Стар Колибер 2000» или «Скай мун турбийон», которые стоят более миллиона, через пару лет стоят уже пять миллионов, и на них, ко всему прочему, нужно записываться, ждать пять лет (как это делает сейчас Арнольд Шварценеггер, кстати, сенатор), потом проходить личное собеседование с владельцем компании Филиппом Штерном, который должен убедиться, что клиент нажил свое состояние честным путем, обладает безупречным вкусом, имеет хорошее воспитание, у него нет криминальных связей.
Почему цена столь высока? Лишь два--три мастера-часовщика в мире могут собрать эти модели. Это очень кропотливая работа. Такие часы вечны, это произведение искусства, они становятся фамильной реликвией, передающейся по наследству (что очень важно для мужчины как продолжателя рода, династии). Кроме того, часы такого класса осложнены целым рядом причудливых механизмов. К примеру, с турбийоном -- усложнением, которое гасит притяжение земли и уменьшает погрешность на 10--15 процентов. С турбийоном цена вырастает на 10 порядков. То есть одна и та же модель без турбийона стоит, к примеру, 25 тысяч, а с ним -- 250. Хотя на самом деле это просто техническая фишка, добавляющая статус, не более.
-- В часах больше ценятся новинки или классика?
-- На самом деле никакой технической революции в часовом деле за последние годы не происходило. Турбийон, хронограф, репетир изобретены давным-давно, чуть ли не сотню лет назад. Ценятся классика и качество. В основном, швейцарское, хотя в той же Швейцарии около 500 часовых марок: одни рождаются, другие умирают. Как правило, при «рождении» выкупается старый, почивший в бозе бренд, желательно позапрошлого века, создаются часы, реконструирующие облик первых часов марки, и запускается маркетинг. В основном, 90 процентов компаний принадлежат не швейцарцам, а американцам, арабам, японцам, однако все они имеют швейцарский сертификат качества и собраны там. Многие бренды сохраняют оригинальные названия. К примеру, «Бланпа» -- переводится как «белый хлеб»: швейцарские крестьяне днем работали на поле, а вечером подрабатывали сборкой часов. Швейцарии вообще сильно повезло: во время войн сюда стекались часовщики со всей Европы, чтобы работать в мирной и бедной стране, где ничего, кроме сыра, не было. Даже когда нашли руду, выяснилось, что ее так мало, что хватит только на производство часов. Так Швейцария и стала страной самых престижных часов.
Конечно, мужчины любят часы с усложнениями: с картой звездного неба, которое для жителя каждого города свое, выпускаются они по спецзаказу. Специальный круг внутри очерчивает положение звезд над вашей головой. Существуют вечные календари с поправкой на високосные годы, с указателями фаз Луны, с годовым морским хронометром, компасом и другими функциями.
-- Как часто положено менять часы и где их лучше покупать?
-- Как правило, темпераментные итальянцы меняют часы чаще, поскольку являются законодателями моды. Немцы ценят свои добротные марки, с простыми формами, такие как «Ланге ун Зон», а французы -- вычурные.
Выбирая часы, руководствуйтесь каталогами. В Украине и России выходит каталог «Часы», где указана цена. И если в торговом центре вам говорят, что цена выше из-за больших налогов, -- не верьте! Производитель специально понижает цены на ввозимые сюда часы, чтобы цены были идентичны европейским! Обращайте внимание на то, не участвует ли марка в рекламе на биг-бордах. В Европе это не принято. Лучше ищите часовые журналы, где узнаете все о настоящих дистрибьюторах.
В России гораздо больше марок, выше цены и выше культура ношения часов. Там и до революции ходила знаменитая марка «Павел Буре». А «Бреге» приходили в Россию даже с русским написанием и были воспеты Пушкиным. Поэтому там успела сложиться определенная иерархия, подобная европейской. У нас же пока человек не знает, как выбрать себе часы. Ни в коем случае нельзя говорить в бутике: хочу купить модель за 400 долларов и не выше. Это дурной тон. Часы нужно выбирать, как жену, руководствуясь сердцем: положили перед вами десять пар, и выбирайте ту, которая нравится. Лучше экономить полгода, но купить то, что вам по душе. И продавец не должен настаивать, потому что часы -- это не минутный бизнес, а долгоиграющий, в вас должны быть заинтересованы пожизненно. Не стоит заказывать статусные часы, если они вам будут не близки. С другой стороны, бизнесмену, который за год может увеличить свое состояние от десяти тысяч до ста, так же быстро нужно будет поменять и символ своего положения.
-- Хорошо, а принято ли какое-то соответствие марки часов марке автомобиля?
-- «Ролекс» обычно ассоциируется с «Мерседесом». Хоть случается, что марки выпускают часы специально под определенный автомобильный бренд. Так у «Эберхард» есть модель «Хроно 4» со сложной конструкцией из четырех окошек хронографов в ряд (обычно они разбросаны по циферблату), расположенных, как четыре кольца в эмблеме марки «Ауди». Истинный любитель «Ауди» непременно подкрепит свою любовь такими часами. А вот марка «Орис» долго спонсирует команду «БМВ Вильямс» из «Формулы 1», поэтому она для фанатов «БМВ». Кстати, ремешки у некоторых моделей сделаны из отработанных шин болидов.
-- Просто корпоративная эстетика какая-то
-- Именно, существуют даже часы для джазменов -- модель «Чарли Паркер», у того же «Ориса» количество которых лимитировано для страны. К примеру, на Россию выделили 10 штук, на Украину -- две. У марки «Корум» есть часы «Джокер» -- для владельцев казино.
-- А как выбирать часы женщинам?
-- Чем меньше стрелок и механизмов, тем лучше для женщины. Для нее это не игрушка, а утомительная обязанность, на которую она в конце концов махнет рукой -- женщина не будет заводить каждое утро «Бреге» и следить, чтобы не перетянуть завод. Слабому полу вообще лучше покупать не механические часы, а кварцевые. К тому же для дам часы -- это больше украшение. Поэтому дизайн и обилие камней -- лучшее руководство. Единственный совет: не привязывайтесь к модным маркам, как то «Диор» или «Шанель». Лучше все-таки покупайте часовые бренды.