А первый запуск на орбиту ракеты с борта самолета «Руслан» намечен на 2006 год
Как сообщали «ФАКТЫ», в прошлый понедельник состоялся первый в истории космический полет частного корабля «Space Ship 1», созданного американским авиаконструктором Бертом Рутаном. Над конструированием приватных космических кораблей ныне трудятся 26 коллективов из различных стран. Побудил их к работе приз в 10 миллионов долларов за создание частного космического корабля, учрежденный группой энтузиастов из США. Участником одного из таких проектов -- «Канадская стрела» -- стал 33-летний киевлянин кандидат физико-математических наук Ярослав Пустовой. Он был дублером первого (и пока единственного) космонавта независимой Украины Леонида Каденюка, который побывал на орбите в составе интернационального экипажа шаттла в 1997 году. Узнав, что компания «Канадская стрела» набирает собственную группу астронавтов, Ярослав в марте минувшего года подал заявку на участие в конкурсе. Из двухсот претендентов компания отобрала шестерых -- Пустового, четырех канадцев и американца.
-- Сможет ли «Канадская стрела» раньше американцев запустить в космос корабль с тремя испытателями на борту, а затем в течение двух недель повторить этот полет, чтобы выиграть десятимиллионный приз? -- с таким вопросом мы обратились в Ярославу.
-- Уже абсолютно неважно, кому достанутся эти деньги, ведь у всех 26-ти команд, строящих свой частный космический корабль, общая цель -- создать доступную тысячам людей (а не только мультимиллионерам) индустрию приватного космического туризма, -- говорит Ярослав Пустовой. -- Образно говоря, мы играем по принципу старика Хоттабыча -- каждый со своим мячом и в одни ворота. Поэтому искренне рады успеху создателя «Space Ship 1» Берта Рутана и поднявшего его самолет в космос 62-летнего летчика-испытателя Майкла Мелвилла. Напомню, что ему удалось выйти за границу атмосферы, проходящую на высоте 100 километров, и пробыть в космосе несколько минут. Такой полет называется суборбитальным. При орбитальном полете корабль находится в космосе значительно дольше и совершает хотя бы один виток вокруг Земли, как это было в полете Юрия Гагарина. Суборбитальные полеты хороши тем, что они совершаются на не очень больших скоростях, а значит, риск меньше. Зато ощущения те же: перегрузки при старте и посадке, состояние невесомости. А вид Земли из космоса!.. Космонавты в один голос говорят, что это нужно смотреть «живьем» -- ни одна кинокамера не способна передать той красоты, которую увидишь в иллюминатор. Билет на суборбитальный полет будет стоить около 100 тысяч долларов, тогда как экскурсии на Международную космическую станцию первым космическим туристам обошлись в 20 миллионов долларов.
«Канадская стрела» не ставила перед собой в качестве первостепенной цель выиграть десятимиллионный приз. Главное -- создать все необходимое для космического туризма, свой центр подготовки космонавтов и, конечно же, надежный космический корабль.
Впрочем, приз еще никому не достался. Берту Рутану предстоит решить ряд технических задач, чтобы, как диктуют условия конкурса, «Space Ship 1» смог поднять в космос троих (впрочем, можно заменить двух испытателей балластом, равным им по весу).
-- Чем вы сейчас занимаетесь в компании «Канадская стрела»?
-- Я уволился из Национального космического агентства Украины, чтобы сосредоточиться на работе над проектом. Вхожу в команду разработчиков Центра подготовки космонавтов. Часто бываю в Канаде. Эта страна имеет все шансы стать четвертым в мире государством, отправившим человека в космос на собственном корабле.
-- Когда планируется начать испытания корабля?
-- Они намечены на последнюю неделю августа нынешнего года. Сначала опробуем систему безопасности. Обитаемый отсек при возникновении угрозы жизни туристов будет отлетать от ракеты на высоту порядка двух километров. Затем включается парашютная система, и отсек с людьми благополучно приземляется. Подобными системами оснащены ракеты «Союз» и американские «Сатурн». Эти испытания будут беспилотными. После их проведения можно будет назначать дату первого полета «Канадской стрелы» в космос. Она создается по классическому для нашей космонавтики принципу: корабль на орбиту выводит ракета-носитель. А космический корабль Берта Рутана поднял в небо реактивный самолет. В 15-ти километрах от земли корабль отделился от самолета и устремился в космос на высоту 104 километра. Корабль не оснащен системой аварийного спасения, к тому же экипаж не облачен в скафандры. Все это не на пользу безопасности.
-- Получается, что для «Канадской стрелы» нужно строит космодром и выделять территорию, на которую будут падать отработавшие ступени ракеты?
-- У нас ракеты маленькие, поэтому радиус падения ступеней всего лишь 9 километров.
-- От ваших коллег приходилось слышать, что в Украине создать космодром невозможно -- страна густо заселена, поэтому падать ступеням ракет некуда. Однако «Канадскую стрелу» можно запускать и с территории Украины?
-- Безусловно. А орбитальные ракеты-носители -- даже с самолетов. Речь идет об известных проектах «Воздушный старт» -- запуск ракеты с летящего «Руслана».
О том, как продвигаются работы по проекту «Воздушный старт», мы попросили рассказать начальника отдела авиационно-космических систем Авиационного научно-технического комплекса имени Антонова Ивана Сердюка:
-- Наш партнер, российская частная авиакомпания «Полет», нашла для проекта «Воздушный старт» инвестора в Индонезии. Составили план, согласно которому первый запуск ракеты-носителя с борта самолета «Руслан» должен быть проведен в 2006 году. Для этого в Самаре создается новая ракета «Полет». На ней установят испытанные, хорошо зарекомендовавшие себя двигатели, и блок выведения на орбиту с уже существующих образцов ракетной техники. Старт ракеты в космос будет проводиться на экваторе, ведь расход ракетного топлива в таком случае минимальный. «Руслан» «бросит» ракету на высоте 10 километров, и через 5 секунд у нее включатся двигатели. Ракета может подняться в космос на высоту 400 и более километров. Этот российско-украинский проект осуществляется под эгидой Росавиакосмоса, но за счет частных инвесторов.