Происшествия

Если, парень и девушка прыгают через купальский костер не размыкая рук, значит, в скором времени они поженятся

0:00 — 7 июля 2004 eye 686

В этот день наши предки очищались огнем, собирали лекарственные травы, искали волшебный цветок папоротника

Народный праздник Ивана Купала, который приходится на 7 июля, совпадает с церковным торжеством -- рождением Иоанна Крестителя. Наверное, самое большое количество легенд, преданий и обрядов в украинском фольклоре связано именно с праздником Ивана Купала. Еще с языческих времен сложилась традиция в день летнего солнцеворота всем миром выходить на игрища вокруг украшенной цветами, травами и лентами соломенной куклы -- Купалы, или Марены. А еще купальской ночью прыгали через очищающий костер, искали цвет папоротника, собирали лечебные травы и гадали на суженого…

Купальские огни не гасили -- они должны были сами дотлеть

Праздновали Ивана Купала целые сутки: встречали на заре 7 июля, а в ночь на 8 июля устраивали пышные проводы. Основные символы торжества -- купальский огонь и кукла-деревце, называемое Купалой, Марой или Мареной. В разных областях Украины кукол изготавливали по-разному. Так, на Средней Надднепрянщине, Подолье и Волыни девушки делали Купало из веток вербы, а иногда и целого деревца, которое украшали цветами, венками и лентами. На Полтавщине Купалом было соломенное чучело в костюме замужней женщины, но с лентами на голове. В некоторых селах руки Марены обвивали венками.

Помимо купальской куклы, наряжали самую красивую незамужнюю девушку. Ее тоже называли Марой, Мареной или Купалой. На Киевщине молодежь водила Марену в лес. Девушке завязывали глаза и опускали в заранее приготовленную яму, наполненную венками из свежих и увядших цветов. Она брала первый попавшийся венок и передавала его наверх. Вытащит венок из свежих цветов -- село ожидает богатый, веселый и благополучный год. Достанет увядший -- жди голода и несчастий.

На Слобожанщине в день летнего солнцеворота парни приносили девушкам срубленное молодое деревце клена или вишни. За это красавицы дарили парням шапочки, сплетенные из травы, а молодые люди одаривали своих возлюбленных черешнями со сплетенными в «кукурузку» черенками. Такой сладкий подарок означал, что парень просит разрешения посвататься.

На Одесщине девушки несли к морю украшенную лентами ветку. Парни пытались ее отобрать и обливали девушек водой. Возле моря молодые люди мирилась, садились в лодку и бросали ветку в волны.

На праздник Ивана Купала наши предки очищались огнем. Вечером всем миром народ выходил за село, где с песнями сжигали чучело. В костер обязательно бросали крапиву, чтоб прогнать злых духов. Парни и девушки бралась за руки и первыми прыгали через огонь. Если пара не разнимала рук, это был знак, что они скоро поженятся. Сквозь купальский огонь прогоняли скот -- «чтоб ведьмы не отбирали молоко и мор не цеплялся», сжигали сорочки больных детей -- «чтобы вместе с нею сгорала и болезнь». Купальские огни не гасили -- они должны были сами дотлеть.

В некоторых селах Купалу не сжигали, а топили в реке. Этот обычай связан с древнеславянской верой в то, что на Ивана солнце в воде купается. Прежде чем зайти в реку, полагалось трижды произнести: «Водице-студенице, ти вмиваєш луги, береги, камiння-кремiння. Омий i мої тiло i душу». Костры разводили из освященных в церкви веток вишни.

Очистившись огнем, молодежь шумно веселилась в воде, а семейные пары на берегу угощались варениками, голубцами и специальными бубликами-свистунами.

Во время грозы травы, собранные на Иванов день, выбрасывали на улицу, чтобы молния в дом не ударила

С верой в чудодейственную силу природы связан также обычай в день летнего солнцеворота купаться в росе. Так, на Покутье женщины и девушки до восхода солнца волочили по луговой траве чистый холст, собранную влагу выкручивали в ведра и умывались, после чего повязывали пояс из ароматных трав (»перевеслом») и с чистым лицом и помыслами принимались за плетение венков.

Праздник Ивана Купала считался лучшим днем для заготовки оберегов на все случаи жизни. К примеру, в Закарпатье в этот день мужчины шли в лес, чтобы отломить от смереки верхушку -- царя. Дома с этой веточкой глава семьи обходил пастбище, огороды, чтобы уберечь свое хозяйство от мора, засухи и неурожая. Потом оберег прикрепляли над входной дверью -- от ведьм, злых духов, молний: «Iлько-громовик обминає ту хижу, де є царi».

Наши предки верили, что лекарственные травы, собранные с росой в ночь или на заре Ивана Купала, самые целебные. Зелье это называлось иванками, его освящали в церкви и хранили за иконами. Во время грозы пучки иванков выбрасывали из дома на улицу, чтобы в дом не ударила молния.

Любая сельская женщина знала, какую траву нужно собирать. Чередой запасались, чтобы лечиться от золотухи, медвежье ушко -- от нарывов, ромашку -- детей поить, полынь -- от живота, а тысячелистник -- для аппетита.

Рвали иванки, приговаривая: «Земля-мати, благослови мене траву брати». В Карпатах, выкапывая корни белладонны, женщины оставляли в том месте хлеб и соль, приговаривая: «Не бануй, землице, що зме тя оголити, ми на тя, землице, хлiба положити». На Буковине, собирая травы в Иван-день, люди становились лицом к восходу солнца, крестились с молитвой, а потом поворачивались на запад и приговаривали: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала -- нам на помiч давала!»

А еще в день летнего солнцеворота девушки отправлялись за приворотным зельем. Им нужно было еще до восхода солнца сорвать тырлич-траву. Веточки прятали под сорочкой и приговаривали: «Тирлич, тирлич, хлопцiв приклич!» На Гуцульщине существовало поверье, что срывать иванки «на чары» нужно обнаженными: если нарвешь в одежде, зелье не поможет.

Купальская ночь -- лучшее время, чтобы узнать, когда замуж выйдешь, из какой стороны сватов ждать. В ночь на 8 июля девушки пускали на воду венки с зажженными свечами и шли за ними по берегу. Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте -- еще «дiвуватиме», потухнет свеча -- жених бедным будет, утонет венок -- готовься к похоронам. А еще следили за тем, к какому берегу венок пристанет, ведь оттуда и сватов нужно было ждать.

На Полтавщине существовал еще и такой обычай. Пущенный на воду венок старался перехватить парень (»переємець») -- суженый девушки. Чтобы парень ничего не перепутал, девушка вплетала в венок свои ленты и большой цветок -- красный или белый. На Гуцульщине девушки гадали так: на ночь на крышу дома, забор или ворота вешался небольшой веночек, а утром девица смотрела, не зацепился ли за цветы и травы волосок и какого он цвета. По этому и узнавали, блондином или брюнетом будет будущий муж.

Ивана Купала очень любят и дети. На Черниговщине мальчики и девочки надевали на головы веночки и, как взрослые через купальский костер, прыгали через крапиву или чертополох. Вечером ветку бросали в воду, приговаривая: «Iван купався та й у воду впав!» Детские венки в реку не опускали, а относили в огород и надевали на капусту, чтоб кочаны большие выросли.

По народному поверью один раз в год в ночь на Ивана Купала маленькими, горящими, как огонь, цветочками украшается папоротник. Кому удастся раздобыть этот волшебный цветок, для того не будет ничего невозможного: он будет знать, где в земле лежат клады, сможет открывать любые замки без ключа, влюбить в себя любую девушку.

Раздобыть цветок папоротника очень тяжело, так как цветет он одно мгновенье и охраняют его черти. Поэтому к выбранному кусту папоротника смельчак отправляется еще с вечера. Расстелив вокруг цветка скатерть, на которой двенадцать раз был освящен пасхальный кулич, нужно столько же раз освященным ножом вокруг себя очертить круг. Окропить все святой водой и помолиться.

Легенда утверждает, что в девять часов на искателя сокровищ поползут ужи, станут набрасываться звери, поднимется свист и рев -- это нечистый прогоняет непрошеного гостя. Однако, если смельчак не оглянется и будет продолжать молиться, черт не сможет перейти круг. В полночь папоротник расцветает, и в то же мгновенье цветок упадет на скатерть, которую нужно быстро свернуть и спрятать под рубашку, а затем бежать, не оглядываясь. Страхи, сопровождающие процесс добычи цветка, так сильны, что их обычно никто не выдерживает, поэтому хозяином чудесного талисмана можно стать только случайно, причем черти все же умудряются отобрать его. Но неудачи и по сей день только подстегивают смельчаков, ведь тот, «хто цю квiтку знайде -- щастя матиме».