Политика

Если евросоюз хочет стать крупным игроком мировой политики, наряду со штатами и китаем, без украины в своем составе ему не обойтись

0:00 — 9 июля 2004 eye 202

Впервые разработкой стратегии партнерства нашей страны и ЕС займутся не государственные органы, а неправительственное объединение -- международный «мозговой центр»

Ялтинский европейский семинар, проходивший в начале июля в Ливадийском дворце по инициативе украинского промышленника и основателя Корпорации «Интерпайп» Виктора Пинчука, с легкой руки журналистов уже успели назвать «украинским Давосом». Уместна ли в данном случае аналогия со всемирным экономическим форумом -- вопрос открытый. Ясно лишь то, что событие это для нашей страны неординарное. И не только потому, что частный семинар подобного уровня проводится в Украине впервые. Ялтинский семинар открывает новый этап в отношениях нашей страны и европейского сообщества. Если раньше контакты «Украина--ЕС» проходили в основном на государственном уровне, то после Ялты-2004 можно говорить о создании мощной и влиятельной общественной инициативы, целью которой является сближение Украины и Европы и устранение препятствий на пути интеграции нашей страны в Евросоюз. Участники семинара решили создать международную сеть экспертов -- своеобразный «мозговой центр», который будет вырабатывать новую стратегию партнерства Украины и ЕС и формировать мнение европейской общественности о реальной ситуацией в Украине.

Чтобы евроинтеграция стала реальностью, в Евросоюз должны стремиться все граждане страны, а не только политики

В том, что уровень «мозгового центра» будет высоким, сомневаться не приходится. Ведь работать в нем дали согласие участники семинара, среди которых видные политические и общественные деятели Европы и Америки. Стивен Байерс, член палаты общин британского парламента, принадлежащий к ближайшему окружению премьера Тони Блэра, Александр Рар, германский политолог и директор программ по России и СНГ Германского совета по международным отношениям, Жан Кретьен -- экс-премьер-министр Канады, Доминик Стросс-Кан, депутат национального собрания Франции -- вот далеко не полный перечень тех, кто по приглашению Виктора Пинчука прибыл в Ялту для участия в семинаре и обсуждения вопросов интеграции и партнерства Украины и ЕС.

На первый взгляд кажется, что обсуждать вроде бы и нечего. Украина находится в Европе и по площади -- крупнейшая европейская страна. Она стремится в Европу, но европейские чиновники делают пока по этому поводу противоречивые заявления, больше склоняясь к позиции «не пущать». Это подтверждает и недавнее заявление президента Еврокомиссии Романо Проди, высказавшего сомнение в том, что Украина вообще когда-нибудь вступит в Евросоюз.

На самом же деле все обстоит далеко не так просто и не так однозначно, что, собственно, и показал Ялтинский семинар. С одной стороны, подчеркивали участники семинара, интеграция Украины в Евросоюз, расширение партнерства между Украиной и Европой не должны быть только лишь позицией государства. Чтобы евроинтеграция стала реальностью, в Евросоюз должны стремиться все украинцы, каждый житель страны. И ведущую роль в этом должны играть не столько государственные органы, сколько представители научной, деловой и культурной элиты, широкая общественность.

Но с другой стороны, интеграция Украины в европейские структуры отвечает и долгосрочным стратегическим интересам Евросоюза. То есть Украина тоже нужна Европе. И, может быть, не меньше, чем Европа -- нам. Подчеркивая это мнение, участники семинара называли разные факторы. Например, важное геостратегическое положение Украины, которая сегодня является фактором стабильности в Черноморском регионе. Это и экономический потенциал нашей страны, и ценные в европейском масштабе научно-технические ресурсы. Без Украины, подчеркивали участники семинара, нельзя представить себе славянскую культуру. Наконец, Украина -- большая страна даже по европейским меркам, численность населения которой сравнима с Францией, Италией и Англией. Поэтому, считают участники семинара, если объединенная Европа хочет стать действительно крупным игроком мировой политики, наряду со Штатами или Китаем, без Украины в своем составе ей не обойтись.

Западные эксперты, принявшие участие в семинаре, отметили, что если говорить об экономической целесообразности интеграции, то Украину хотелось бы видеть в качестве партнера. Они отметили, что экономика Украины основана не на ресурсах, а на мозгах, и это очень важно. «Ваша страна, -- говорит Жан Кретьен, -- очень большая, и она -- часть Европы. И я считаю необходимым приблизиться к вопросу о вхождении Украины в Евросоюз. Европу надо сделать большей, ее надо расширить. И Украина может внести свой вклад, потому что численность населения почти такая же, как у Франции, Италии или у Великобритании». Александр Рар считает, что «Украина является в первую очередь главным партнером в стабилизации восточной части Европейского континента. Во-вторых, естественным кандидатом на вхождение в ЕС -- не сразу, но через пару лет. В Украине живет европеизированная нация, стратегические интересы Европейского Союза с украинскими схожи».

Европа должна четко определить свои цели и намерения по отношению к Украине

В чем же тогда проблема? Почему перспективы интеграции Украины в ЕС кажутся сегодня такими призрачными, а представители европейских структур подчас заочно относят нашу страну к категории отверженных? Как правило, чиновники Еврокомиссии и других европейских структур говорят о внутренних проблемах Украины -- экономических и политических, -- которые на сегодняшний день не позволяют нашей стране вступить в ЕС. На основании подобных заявлений некоторые политики и делают вывод о невозможности украинской евроинтеграции, либо называют астрономические сроки -- 10 лет, 20, 40… В результате -- эффективного и действенного диалога между Украиной и Европой не получается, более того, у отечественных производителей, да и простых граждан, создается впечатление, что Европа отгораживается от нас новым «железным занавесом». Украинцы подчас разочаровываются в европейском выборе и ищут альтернативные пути интеграции. «Европейский Союз, -- говорит участник семинара, депутат российской Госдумы Андрей Кокошин, -- ничего не предлагает по большому счету Украине. Он отгородился квотами по важнейшим товарам, которые являются предметом экспорта и для России, и для Украины, визовым и целым рядом других барьеров».

Однако Ялтинский семинар показал, что мнение чиновников -- это еще не мнение европейского сообщества. Участники семинара считают, что Европа должна четко определить свои цели и намерения по отношению к Украине, а определив -- помочь нашей стране в ее движении на пути в Евросоюз. Причем как в сфере культурных связей, так и в сфере экономики, политических отношений. «Я считаю, -- говорит Стивен Байерс, -- для того, чтобы помочь Украине идти вперед, Европейский Союз должен играть более позитивную роль, поощрять развитие рыночной экономики в Украине для процветания украинцев. Как это сделать? Я думаю, нам следует открыть рынки. В ЕС у нас 460 миллионов людей, которые покупают и продают товары внутри Союза. Если бы Украина имела доступ на эти рынки, это изменило бы жизнь людей, сделало бы их богаче». А профессор права Парижского университета Ги Каркассон считает, что в первую очередь Украине и ЕС необходим диалог, «создание новых прямых отношений между людьми. Я думаю, что в бизнесе, в университетах, в учебных центрах, в культуре всегда есть возможность сблизить людей, и надо ею пользоваться. В случае с Украиной нам необходим поток диалогов. Украина не присоединится к ЕС завтра, в 2005 году, я не знаю когда. Но это случится благодаря диалогу между людьми».

Конечно, растопить лед в отношениях быстро не удастся. Однако Ялтинский семинар положил начало конкретным шагам по сближению нашей страны и европейского сообщества. Об этом свидетельствует и решение о создании «мозгового центра», и единодушное намерение участников собраться на следующее пленарное заседание семинара ровно через год, тоже в Ялте, и тоже в Ливадийском дворце. «Мне кажется, -- сказал под занавес семинара Александр Рар, -- что такой семинар, такой форум должен собираться каждый год в определенный уик-энд, в определенные дни. Причем все должны знать об этом заранее. Европейская и американская элита должна планировать свой приезд на это мероприятие. И на этой конференции нужно будет обсуждать конкретно -- не болтать об этом, а действительно обсуждать совершенно конкретно пути Украины в Европу, какие конкретно пункты Украина может или должна выполнить, чтобы как можно ближе продвинуться к полному членству в Европейском Союзе».