35 лет назад вышли на экраны мультфильмы «Ну, погоди!», «Винни Пух» и «Крокодил Гена»
Первые серии любимых советскими детьми мультфильмов «Ну, погоди!», «Винни Пух» и «Крокодил Гена» появились на свет в 1969 году. Почти одновременный выход в свет и любовь выросших пионеров 80-х и их детей объединяют эти шедевры советской мультипликации. А вот история создания у каждого из этих фильмов уникальная.
Один из самых длинных отечественных мультсериалов «Ну, погоди!» -- веселые приключения неразлучной парочки: Волка и Зайца. Уже нет в живых режиссера-мультипликатора Вячеслава Котеночкина, Волка (Папанова) и одного из «отцов» «Ну, погоди!» Аркадия Хайта. А мультфильм живет, его все так же смотрят и любят дети.
О том, как все начиналось, вспоминает Александр Курляндский, один из сценаристов: «Мы с Аркадием Хайтом сочиняли капустники, которые пользовались оглушительным успехом в Москве. Писали юморески в «Клуб 12 стульев» «Литературной газеты», эстрадные программы, номера для дуэта Лившиц--Левенбук. И вот на самом пике популярности наш друг Эдик Успенский привел нас -- Феликса Камова, Аркадия Хайта и меня -- на киностудию «Союзмультфильм». Понадобилось сделать что-то веселое. Эдик в то время был занят «Чебурашкой», так что мы начинали работу над «Ну, погоди!» втроем. Стали придумывать и решили, что это должен быть мультфильм о погоне. Долго выбирали пару, кто за кем будет гоняться. Варианты были разные: лиса -- петух, медведь -- лиса, но в конце концов решили, что наиболее свойственная нашему фольклору парочка -- волк и заяц. Ну а дальше мы стали набивать фильм трюками. Кстати, как я понимаю, наша заслуга была в том, что мы придумали социальный типаж волка -- он оказывается жертвой собственных коварных замыслов.
Первые коротенькие, по 3 минуты, сюжеты мы сделали с режиссером Геной Сокольским для мультипликационного журнала «Веселая карусель». Потом, когда все увидели, что получилось, нам предложили сделать большой мультфильм -- 10-минутный. Мы написали 3 серии и стали искать режиссера. Но поскольку режиссеры не хотели иметь дело с цензурой, способной высмотреть такое, что нормальному человеку в голову не придет, мы от всех получали отказ. Согласился только Котеночкин. И он сделал «Ну, погоди!» тем мультфильмом, который сегодня любят миллионы зрителей. Хотя споров с ним было немало Первые 7 выпусков мы сочиняли втроем. Потом Камов уехал в Израиль, и выпуски с 8-го по 16-й мы придумывали вместе с Хайтом. А сценарии к 17-му и 18-му я делал один »
Создателям наиболее свойственной нашему фольклору парочки долго пришлось доказывать, что Волк -- необходимый герой. Столь асоциальный элемент вызвал бурю эмоций у тогдашней цензуры. Власти неоднократно задавали вопросы: почему Волк курит, плюется и чему вообще учит этот мультфильм? И создатели «Ну, погоди!» каждый раз объясняли, что они не учат, а просто смешат. В конце концов от них отстали.
С озвучиванием ролей тоже были проблемы. Изначально на роль Волка Котеночкин хотел пригласить Владимира Высоцкого. «Но тот был в опале, предложить ему работу было невозможно, поэтому позвали Папанова, -- вспоминает Курляндский. -- И получилось то, что надо. Потом Анатолия Дмитриевича даже стали называть заслуженным Волком страны. Он даже считал, что «Ну, погоди!» его лучшая работа».
А вот Клару Румянову взяли сразу. «Мне тогда Вячеслав Котеночкин прямо объявил: «Будешь Зайцем! Даже пробовать ничего не буду», -- рассказывает она. -- И я стала работать. Кстати, никто из нас не ожидал оглушительного успеха. После 4-й серии даже хотели закончить мультфильм, но получили на международном фестивале золотую премию. Ну и пошло Дошли до 18-й -- две последние были уже без Анатолия Дмитриевича».
Сегодня, спустя 35 лет, сценарист Курляндский мечтает снимать продолжение мультфильма. Только возможностей нет. И деньги нужны, и команда Есть он, сценарист, да еще режиссер -- им может стать сын Вячеслава Котеночкина Алексей, который выбрал профессию отца. «К сожалению, пока этот проект существует только в виде идеи, комиксов, -- вздыхает Александр Ефимович. -- По самым скромным прикидкам, на создание такого мультика нужно около 500 тысяч долларов. Где взять такие деньги, неизвестно. Хотя наверняка проект окупится.
Хочется верить, что Курляндскому удастся осуществить свой суперпроект. Тем более, что незадолго до смерти Вячеслав Котеночкин сказал в одном из интервью: «Я уверен, что с «Ну, погоди!» еще не все закончилось. Заяц и Волк -- существа творческие, они обязательно еще вылезут на экран».
«Первая книжка про Чебурашку не была бестселлером до тех пор, пока не попала в руки режиссера-мультипликатора Романа Качанова, -- рассказывает художник-постановщик фильма про Чебурашку Леонид Шварцман. -- Вместе с Успенским он начал писать сценарий будущего мультфильма. После его выхода на экран Чебурашка и его друзья стали пользоваться бешеной популярностью. Кстати, я наизусть помню описание пушистого героя из вступления Эдуарда Успенского: «Неуклюжий плюшевый зверек, глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый -- такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат». Представляете, про большие уши ни слова не было! В общем, я рисовал с нуля. И характер, и образ Чебурашки мне пришлось придумывать самому. При этом по пути к экрану имидж ушастой зверушки корректировался.
Когда мультипликаторы начали работать с ним, оказалось, что ножки мешают двигать фигурку -- пришлось превратить их в коротенькие лапки. И персонаж от этого сделался совершенно другим. Вдобавок пришлось убрать хвостик -- для трогательности. Чтобы был больше похож на человеческого детеныша -- не зверь, а почти что ребеночек».
Всего серий приключений Чебурашки и Гены -- 4, при этом каждая из них делалась около 9 месяцев. Почти что роды. А озвучивали героев Василий Ливанов и Клара Румянова. «Как только я увидела своего ушастого героя, сразу в него и влюбилась, -- вспоминает Клара Михайловна. -- Он такой трогательный, с такими ушами висячими Сразу поняла, что буду озвучивать его с огромным удовольствием».
«Мне вообще всегда нравилось озвучивать мультфильмы, -- рассказывает Василий Ливанов. -- Я с самого детства увлечен мультипликацией. Окончил художественную школу при Академии художеств, а потом даже поступил туда, но перешел в Щукинское училище. Однако любовь к мультфильмам никуда не пропала. И Гена -- один из моих любимых персонажей: положительный, добрый, спокойный. Еще очень долго люди, заслышав мой голос, обращались ко мне: Гена »
Последние несколько лет чудесным зверьком и его друзьями заинтересовались в Японии. С 2001 года Чеби, Гена и Шапокляк -- популярные мультипликационные герои в Стране восходящего солнца. Токийское телевидение готовится снять 50 получасовых серий по мотивам советского мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена».
Как рассказал Эдуард Успенский, новый сериал будет «развлекающим и обучающим». Его художественным руководителем станет художник Леонид Шварцман -- тот самый, который первым нарисовал замечательного мультипликационного героя. Чебурашка нравится японцам таким, какой он есть. Образ его не изменится.
Если Волк и Заяц -- герои исключительно советского производства, то с Винни Пухом все не так просто. Как известно, книжку о нем написал английский писатель Александер Милн. Дальше история тоже известна: в 1960 году Борис Заходер перевел ее на русский. Его перевод можно считать самостоятельным произведением: приключения плюшевого медвежонка он скорее пересказал. Вот что пишет сам Заходер: «Наша встреча с Винни Пухом произошла в библиотеке, где я просматривал английскую детскую энциклопедию. Это была любовь с первого взгляда: я увидел изображение симпатичного медвежонка, прочитал несколько стихотворных цитат -- и бросился искать книжку. Так наступил один из счастливейших моментов моей жизни -- дни работы над «Пухом». А потом начались приключения »
В конце 60-х Заходер встретился с режиссером-мультипликатором Федором Хитруком, и они вместе решили сделать мультфильм о добродушном медвежонке. «Мысль о Винни Пухе у меня появилась после того, как я прочитал книгу Заходера, -- вспоминает Хитрук. -- Делать мультфильм по такому гениальному переводу должны были только очень хорошие художники. Я выбрал Владимира Зуйкова и Эдуарда Назарова. Со сценарием тоже пришлось помучиться: мы многое меняли, например мальчика Кристофера Робина вообще убрали. Зато делать мультфильм было одно удовольствие -- ни одна картина не давалась мне так легко.
Ходит много слухов, что прообразом к мультяшному Пуху послужил Евгений Леонов. Но это не так: изначально мы даже не были уверены, что озвучивать медвежонка будет именно он. Я пригласил Леонова первым, и, представьте, он не подошел. Потом позвали другого актера, потом еще и еще, пока директор картины не сказал, что больше денег нет. Тогда мы снова вернулись к Леонову и просто немного ускорили пленку. Когда Леонов говорил нормальным голосом, дикция была чудовищная, но стоило ускорить запись -- и он тут же «попал». Получился мальчишка с надтреснутым голосом».
Второе точное попадание, по словам режиссера, Ия Саввина. «В принципе, она появилась случайно, -- рассказывает Федор Хитрук. -- Я слышал, что Ия Сергеевна хотела поставить в театре детский спектакль по «Винни Пуху». Я ее пригласил просто посоветоваться, но когда она пришла, что-то меня дернуло -- я предложил ей озвучить Пятачка. Сначала она отказалась, объяснив, что не представляет, как его изображать. Однако потом перезвонила: «Я знаю, как надо озвучивать. Вспомните, как Пятачок говорит: «Ты похож на медведя, который летит на воздушном шаре». Точно так же Белла Ахмадулина читает стихи». И мы сразу обо всем договорились».
При производстве мультика не обошлось и без ляпов. Довольно смешных. Например, некоторые характерные черты: косолапость (верхняя лапа идет туда же, куда и нижняя) Пух приобрел благодаря техническим ошибкам аниматоров. «Примятое ухо? Я подумал, что так лучше, -- говорит художник Владимир Зуйков. -- А Федор Савельевич сказал, что оно такое потому, что Пух на нем спит »
Изначально о Винни Пухе хотели снять 9 серий, но в итоге получилось только 3. Художник Эдуард Назаров говорит: «Когда мы сделали 3 фильма о Винни Пухе, то выдохлись абсолютно -- все нас перестало устраивать. Я удивлялся Вячеславу Котеночкину -- как у него хватает физического здоровья делать «Ну, погоди!» в таких объемах Ведь смотреть даже на самое любимое лицо самого близкого человека без конца невозможно».