В минувшие выходные в корчму-музей съехались юмористы и сатирики на международный фестиваль «Карпатский словоблуд»
Ужгородский ресторан «Деца у нотаря» (в переводе «Сто граммов у нотариуса») уже давно стал местом паломничества знаменитостей. Здесь бывали Валерия, Руслана, Спартак Мишулин, Людмила Чурсина, Йожеф Сабо, Валерий Меладзе, Таисия Повалий, академик Шалимов, Ани Лорак, Михаил Поплавский, Верка Сердючка
В нынешнем году в «Деце» стартовал первый международный фестиваль юмора и сатиры «Украинский словоблуд». Около полутысячи гостей приехали из разных городов и сел Украины, а также из Словакии, Польши, Румынии, Сербии В жюри фестиваля были украинский юморист и сатирик Евген Дудар, а также скандально известный художник и писатель Лесь Подервянский.
В «Деце у нотаря» -- единственной в Украине корчме-музее -- еще до начала фестиваля отовсюду раздавался смех. Еще бы! У самого входа надпись: «Ласкаво просимо. Назад виносимо». У бара: «Панове, не матюкайтеся, plеаse», «Лежати пiд баром заборонено» Однако в бар посетители не спешат. Во дворе корчмы столько достопримечательностей! К примеру, винный подвальчик, табличка на котором сообщает: «Здесь Инесса Арманд и Владимир Ленин скрывались от преследования Надежды Крупской».
Рядом с подвальчиком цыганский барометр, главная деталь которого -- веревка. В зависимости от ее «поведения» определяется погода: «Мотуз махається -- вiтер», «мотуз мокрий -- дощ», «мотуз не видно -- туман» Только дочитав до конца, понимаешь, что этот барометр показывает главным образом не погоду, а степень, мягко говоря, удаленности посетителя от состояния трезвости. «Туман» -- это, судя по всему, только первая стадия. «Мотуз двоїться -- вам уже добре i без погоди», -- предпоследняя. Кульминационная: «Мотуз махається -- то ви махаєтеся, а не мотуз».
Затем все без исключения гости корчмы устремляются на кладбище рядом с баром. Здесь установлены памятники «правдивому журналисту», «проигравшим на выборах» Есть кресты и «нечестному официанту», «тому, кто не закусывал», а также «тому, кто убегал, не рассчитавшись».
-- История кладбища началась с креста нечестному официанту, -- рассказывает директор корчмы-музея Павел Чучка. -- Был у нас такой. Ну как ты его накажешь, чтоб до него дошло? Ударить нельзя. Отказать? Уволить?.. Я долго размышлял над этим -- и просто его «похоронил». Так же поступил с теми, кто скрылся, не рассчитавшись. Правда, за десятилетнюю историю корчмы их было всего четверо. Один оставил нам в залог паспорт, а потом, как выяснилось, написал в паспортном столе заявление, что его потерял. Другой представился начальником охраны президента, наел с компанией на 800 гривен -- и след его простыл. Девчонки мои на кухне поверили, что он заедет на обратном пути и отдаст, так как гривен с собой не имел, одну валюту. Но вот уже полгода прошло
Павел Чучка -- сам достопримечательность ресторана. Еще несколько лет назад он, кандидат филологических наук, преподавал словацкий язык студентам Ужгородского университета. Теперь его бывшие подопечные приходят к нему пообщаться и проконсультироваться в ресторан. В шутку именуя Павла Павловича ректором, корчму -- академией. И не случайно: с бывшим педагогом можно обсудить новинки литературы, здесь у него собираются ученые, писатели, свои заседания проводит областной клуб журналистов «Нетайная вечеря». Да и сам Чучка в Закарпатье известный автор. Он перевел на местный диалект «Бородино» и «Мужичок с ноготок» -- получилось уморительно!
Ресторанов в Ужгороде -- хоть пруд пруди. Одетых в хром, никель и пластик. У Чучки в корчме ничего этого нет. Закарпатская колыба с огромным возом вместо люстры, плетеным тыном во дворе, глечиками на нем Павел Павлович лично плел тын, разбрасывал во дворе щебенку, закладывал фундамент подсобных помещений и делал эскизы для картин, которые с иронией подписал «Рафаэль», «Рембрандт»
-- Такая работа для меня, как для женщины шейпинг, -- улыбается директор. -- Одно удовольствие!
Чучка весь в трудах даже в день фестиваля, потому внешне мало ассоциируется с ресторатором. Одет просто, общается без затей
-- Может, это звучит парадоксально, -- говорит он, -- но мне хочется, чтобы люди уходили отсюда не с полными желудками, а с полными фото- и видео-пленками, а также незабываемыми впечатлениями. Приходя сюда, гости обычно плачут по трем поводам: «Почему я здесь не был раньше?», «Почему я забыл фотоаппарат?», и «Почему мне надо так быстро уходить?».
Меню в «Дец у нотаря» -- еще одна достопримечательность. Поэтому книжечки-меню и продаются, и дарятся, и воруются. Чучка издал их уже больше десяти тысяч, каждую сопроводив обращением: «Вы можете это меню украсть или купить. В обоих случаях мы будем благодарны вам за посещение. Украденное же меню оплатит официант из ваших чаевых».
Какие блюда здесь предлагают! «Смажене фiле трiски» (увага: трiски рибнi, а не буковi!) -- предупреждает ресторатор, поскольку «трiска» -- это еще и щепка, «порося молочне печене (замовлення виконується протягом 6 годин, поки не умовимо поросятко), «Бальзам Комендаря» (закарпатський аналог до Viagra Ligts: мужчинам у лiжку не допомагає, зате справляє солiдне враження на пляжi), «Рукав закусочний власний» (з гудзиками -- безкоштовно).
В корчме можно перекусить за три гривни, а поесть -- за десять. Чучка ориентируется не на бомонд, а на обыкновенных людей. Что же влечет сюда знаменитостей? Об этом остается только догадываться.
К примеру, певица Валерия, по рассказу Павла Чучки, поведала ему, что хотела бы умереть в его ресторане от обжорства и попросила оставить для нее место на кладбище. Известный футболист Йожеф Сабо встречался в ресторане с другом детства -- и, видимо, вспоминая то золотое время, друзья ели только мороженое. Верка Сердючка попросила книгу отзывов и предложений и оставила запись в своем стиле: «С большим сексуальным приветом!»
Михаил Поплавский приезжал сюда с коллективом одаренных детей, который насчитывал не меньше 100 человек. О своем визите (ввиду численности гостей) он сообщил заранее и уточнил, что сам будет здесь минуты три, не больше.
-- А пробыл почти час! -- отмечает Чучка. -- Я как филолог проанализировал этимологию его фамилии и соорудил у входа 10-метровый плакат: «POP + LOVEський = формула успiху. » Михал Михалыч, как вышел из «Джипа», так и замер, а отужинав, попросил завернуть ему плакат с собой вместо бутерброда.
Среди самых скромных гостей оказались приезжающий несколько лет назад академик Шалимов с коллективом хирургов и политик Александр Мороз.
-- У нас все гости, расписываясь в книге отзывов обычно просят им выделить страницу, а то и две -- говорит Павел Павлович. -- Мороз же сделал скромную надпись под чьей-то.
Накануне своей победы на Евровидении корчму посетила и Руслана. Она пригласила Павла Чучку к себе на децу и на все свои концерты!
Среди звездных гостей бывали привередливые?
-- Одна московская звезда приехала со своей командой примерно в час ночи -- после концерта и заказала бульон, голубцы без капусты, риса и мяса, -- вспоминает мой собеседник. -- Она блюдет фигуру. Разумеется, заказ выполнили, но запомнили ее визит надолго.
В знаменитой корчме в разные времена также побывали Владимир Семиноженко, Александр Омельченко, Богдан Бенюк, Юрий Кравченко, Виктор Ющенко, экс-посол США Карлос Паскуале и нынешний посол Канады в Украине Андрю Робинсон.
Валерий Меладзе приезжал без «ВИА ГРЫ». Известный гурман, в книге отзывов он написал: «Восхищен Вашей кухней и великолепным чувством юмора. Получил заряд на месяц!»
На чувство юмора в «Деце» пробивает даже конкурентов Чучкина. Директор одного из ресторанов отозвался о корчме немногословно: «Убит!»
Частенько случаются в заведении и курьезы.
-- Недавно нас навестили верующие из Германии, -- рассказывает Павел Чучка. -- И представьте: только они устроились за столом -- погас свет. Для Закарпатья это не редкость. Поэтому наши люди тут же принесли свечи: неудобно ж перед иностранцами! А те подумали, что это шоу, и, отужинав, стали сердечно нас благодарить. «Последний раз у нас гас свет, когда американцы бомбили Дрезден, -- сказала одна женщина. -- Благодаря вам мы вспомнили наших родителей, на чью долю выпали события тех далеких дней!»
Весело было и на самом фестивале. Артисты собрались не профессиональные, а любители, однако оторвать взгляд от сцены было невозможно. Член жюри Евген Дудар передал организаторам Ужгородского фестиваля розовый шарфик с символом фестиваля Габровского -- черным котом без хвоста.
-- Габровцы -- народ расчетливый, -- улыбается Евген Дудар. -- Они обрубили коту хвост, чтобы входя в дом и выходя из него, он не выпускал тепло. А черный -- потому, что вдруг залезет в дымоход, так не придется отмывать. Габровский фестиваль всемирно известен, а габровские шутки разошлись по всей планете. В этом болгарском городке есть Институт юмора и сатиры. Здесь же создана Всемирная ассоциация сатириков и юмористов, членом которой я являюсь. Нынешний фестиваль напоминает мне габровский хотя бы уже тем, что город Габрово, как и Ужгород, стоит среди гор. По другим параметрам сравнивать эти фестивали -- все равно что сравнивать младенца и юношу. Закарпатский фестиваль -- новорожденный. Удался он или нет? А разве, когда рождается ребенок, мы судим -- удался он или нет? Мы просто радуемся.
В планах известного сатирика -- открыть в Ужгороде при содействии Павла Чучки музей украинского юмора и сатиры, где собрать библиотеку и фильмотеку остроумных произведений, сделать галерею картин, которые вызывают улыбку, изделий, при виде которых нельзя не засмеяться.
Лучшего помещения для музея, чем «Деца», для этого не придумать. А веселое меню, автор которого -- директор корчмы -- готовый раритет. Его хочется не только читать -- перечитывать: «Нiхто не взмозi випити бiльше пива, нiж пан Дичка з Ужгорода на грошi свого кума Сидорюка», «За останнi три роки Мукачiвське пиво стало у пять разiв кращим. Однак пити його все ще неможливо», «Коли п'єш, пам'ятай про пости ДАI: там також хочуть випити», «Перед тим як змiшати всi напої, якi є в корчмi, не полiнуйтеся викликати нотарiуса, столяра та попа», «Випий все сьогоднi, щоб не пити нiчого завтра. Дотримуйся цього правила щодня», «Лiпше всю нiч пити, анiж всю нiч не спати»
Даже в туалете, который именуется в «Деце» курортом, посетитель не сможет погрустить. «Ледi та джентельмени! Просимо вас не кидати недопалки в умивальники та пiсуари. Вiд цього вони дуже важко розкурюються», «Поглянь на себе. Якщо бачиш двох, то ти не один. За того, другого, платити не обов'язково».
Когда жюри подводило итоги конкурса и объявляло победителей, за одним из столиков я услышала: «А победитель, ведь, что ни говорите, Чучка! Его не превзошел никто». Разве с этим поспоришь?