Украина

Каждый девятый литр бензина, который продается на украинских азс, не соответствует стандартам качества

0:00 — 22 июля 2004 eye 472

Если у водителя сохранился чек с заправки, где ему продали плохое горючее, он может обратиться с жалобой в местный орган по защите прав потребителей

То, что наши дороги не способствуют сохранению автомобиля в исправности, известно давно. Однако любимая машина подвергается вредному воздействию не только снаружи, но и изнутри. Довольно часто автомобилистам, пригнавшим новенькую иномарку на станцию техобслуживания, приходится слышать горькие слова: «Причиной неисправности вашей машины является некачественный бензин».

Даже в столице на заправках часто реализуют плохое топливо

К сожалению, производство некачественного топлива -- явление в нашей стране весьма распространенное. Об этом можно судить хотя бы по количеству подпольных нефтеперерабатывающих заводов, которые обнаруживает налоговая милиция.

В 2003 году Государственный комитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики проводил проверку бензина на всей территории Украины. Выяснилось, что качественное топливо на наших заправках приобрести довольно трудно. На 532 из 696 проинспектированных автозаправочных станций выявлены нарушения. А из 14,8 миллиона литров проверенного бензина 1,6 миллиона литров были забракованы и сняты с реализации. Получается, что каждый девятый литр горючего не отвечает требованиям стандартов.

Даже в Киеве, где, казалось бы, и контрольные органы поближе, и конкуренция пожестче, чем в провинции, запросто могут продать на АЗС некачественный бензин. Не так давно были опубликованы результаты проверки, проведенной Киевским управлением по борьбе с экономической преступностью. Экспертиза показала, что из 50 проверенных АЗС на трех торговали некачественным горючим.

На одной заправке содержание бензола в бензине марки А-95 в пять раз превышало норму. На другой топливо сразу трех марок -- А-95, А-92 и А-80 было разведено, соответственно, в четыре, три и два раза. Также закрыта еще одна АЗС, на которой торговали разведенным бензином. Кроме того, колонки на ней были не оттарированы -- на каждых десяти литрах недолив составлял 0,1 литра.

При этом, как утверждают специалисты Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики, нефтеперерабатывающие заводы, которые поставляют горючее на украинский рынок, выпускают вполне качественную продукцию. Однако по дороге к покупателю топливо проходит через руки большого количества посредников, которые смешивают его с некачественным, но зато дешевым «самодельным» бензином. Полученная смесь (на водительском жаргоне -- «бадяга») поступает на АЗС и заливается в баки автомобиля, нанося огромный ущерб экологии и здоровью людей. Зато недобросовестные предприниматели получают сверхприбыль.

Причем выявить людей, которые «бадяжат» бензин, очень непросто, поскольку на заправках, как правило, нет нужных для этого документов. Из каждых 100 заправок на 44 проверяющим не удалось обнаружить необходимых сопроводительных бумаг на бензин. Таким образом, происхождение данного топлива практически невозможно установить.

Самые распространенные нарушения, обнаруженные специалистами на бензоколонках, -- несоответствие октанового числа бензина, повышенная концентрация в нем серы и ароматических углеводородов (в первую очередь -- бензола), а также недолив.

Если вам налили в бак 20 литров бензина, то недолив не может превышать 50 миллилитров

Что касается октанового числа, то выгода от его занижения очевидна: литр бензина марки А-92 дешевле литра А-95 на 20--30 копеек. Поэтому, заменив им более высокооктановый бензин, дельцы неплохо зарабатывают даже без прочих ухищрений.

Несоответствие химического состава топлива требованиям стандарта встречается на АЗС очень часто. Изменения необходимы «бадяжникам» для того, чтобы повысить октановое число некачественного бензина. К сожалению, вещества, которые используются для этого, весьма небезобидны.

При сгорании, например, бензола в двигателе автомобиля образуется газ бензопирен. Он является сильным канцерогеном. Поэтому содержание бензола в бензинах жестко регламентируется стандартами. Между тем, в «бадяжном» бензине концентрация бензола всегда завышена. Причем в некоторых случаях -- весьма существенно. Так, на одной из АЗС Кривого Рога был изъят бензин, в котором массовая доля бензола была завышена в четыре-пять раз.

Другое вещество, содержание которого часто бывает завышено в некачественном бензине -- сера. Она как раз и является основной причиной поломок двигателей. От ее сгорания на внутренних стенках двигателя образуется нагар, из-за чего уменьшается объем камеры сгорания. Это приводит к снижению мощности двигателя и затем к выходу его из строя. Заметим, что, по данным, полученным в ходе проверок, содержание серы бывает превышено в бензине очень существенно. На некоторых АЗС -- в восемь раз.

Ну и, конечно, огромной популярностью у торговцев, желающих получить побольше прибыли, пользуется недолив. Согласно государственному стандарту, допустимая погрешность отмеривания нефтепродуктов равна 0,25 процента (то есть если вам налили в бак 20 литров бензина, то недолив не может превышать 50 миллилитров). Однако далеко не всегда это правило выдерживается. Проверки показали, что на некоторых бензоколонках водитель, покупая 20 литров, недосчитывается 1,1 литра бензина. Это, конечно, существенно пополняет кошелек недобросовестного торговца.

Специалисты рекомендуют не заправляться в разных местах, а выбрать «свою» АЗС

Как же можно предохранить автомобиль от некачественного бензина, себя от лишних затрат на «бадягу» и ремонт? На этот вопрос «ФАКТЫ» попросили ответить специалиста Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики Владимира Рековца:

-- Самая главная рекомендация: если есть такая возможность, не заправляться в разных местах, а выбрать одну «свою» АЗС, бензин с которой никогда не подводит. В больших городах методом проб и ошибок можно вычислить две-три любимые заправки. И всегда пользоваться их услугами. Как правило, приличные АЗС дорожат своими клиентами и стараются их не подводить.

Если же вдруг обстоятельства складываются так, что приходится заправляться на других АЗС, то рекомендуется сохранять чек. Если нет документа, подтверждающего факт покупки, то предъявить претензии продавцу очень сложно.

-- Довольно часто бывает, когда автомобилист, обнаружив неполадки в двигателе новенькой машины, обращается в гарантийную мастерскую, а ему объясняют, что причина поломки -- некачественный бензин. И на этот случай гарантийные обязательства производителя не распространяются. Что человеку делать в такой ситуации?

-- Если у водителя сохранился чек с АЗС, на которой он заправлялся, он может обратиться с жалобой в местный орган по защите прав потребителей. Сотрудники организации отправятся на АЗС, отберут пробы бензина и проверят его качество. Если окажется, что бензин некачественный, то его реализацию запретят, а на продавца наложат санкции.

-- А как же сломанный автомобиль?

-- К сожалению, очень сложно доказать непосредственную связь между качеством бензина и неисправностью автомобиля. Также почти невозможно доказать, что водитель всегда заправлялся именно на этой бензоколонке. Поэтому результатом обращения потребителя, как правило, является только наказание торговца некачественным бензином.

-- Но, например, недолив ведь доказать легко: достаточно измерить объем топлива в бензобаке. Может ли потребитель своими силами бороться с этим явлением?

-- В соответствии с правилами розничной торговли нефтепродуктами, на каждой АЗС должны быть образцовые мерники разных объемов (10, 20, 50 литров). И по требованию водителя эти сосуды ему обязаны предоставить. Поэтому для того, чтобы проверить, правильно ли наливают бензин, можно попросить, чтобы в канистру налили, например, 5 литров, а затем перемерить содержимое канистры. Если недостача окажется большой, то покупатель может прямо на месте написать заявление-претензию.

Если же руководитель АЗС не выполняет законных требований клиента (а это, к сожалению, случается сплошь и рядом. -- Авт. ), то человек может обратиться в органы по защите прав потребителей с заявлением о том, что на такой-то АЗС происходит недолив. Тогда сотрудники органа производят на этой АЗС контрольную закупку. И если оказывается, что недолив действительно существует, то на торговца налагают административное взыскание (штраф).

К сожалению, возможности государственных органов по контролю за качеством бензина ограничены. Поэтому водители должны, зная свои права, сами активнее их отстаивать и не давать недобросовестным торговцам подсовывать им «бадягу». Особенно сегодня, когда цены на бензин резко выросли и «шалости» заправщиков стали обходиться водителям намного дороже.