Происшествия

Открывшийся в днепропетровске после капитальной реконструкции амурский мост своим вторым рождением обязан уникальным технологиям и новейшим строительным материалам

0:00 — 29 июля 2004 eye 759

Мостовой переход, которому в этом году исполнилось 120 лет, в свое время стал третьим в Европе по протяженности и сложности проекта

По самым скромным подсчетам, стоимость капитального ремонта Амурского моста по уже опробованным технологиям обошлась бы городу в 180 миллионов гривен. Таких денег в бюджете Днепропетровска не было. Но мэр города Иван Куличенко все же нашел выход: ремонт решили проводить поэтапно в летнее время, для его удешевления были использованы новейшие технологии строительства. Уже в 2002 году государственный бюджет выделил четыре миллиона гривен, а городской -- еще миллион.

Без главного железнодорожного пути, соединяющего Кривбасс и Донбасс, задыхался не только Днепропетровск

По первоначальному замыслу подобные поэтапные работы должны были продлиться несколько лет: на реконструкции первых двух пролетов в 2002-2003 годах строители освоили 12 миллионов гривен, привлеченных городским головой из разных источников, использовали новейшие технологии -- это позволило удешевить стоимость работ до 71 миллиона гривен. Но без Амурского моста -- главного железнодорожного пути, соединяющего Кривбасс и Донбасс, задыхался не только Днепропетровск.

-- В сутки по этому мосту проходит обычно более 150 составов, -- говорит начальник Приднепровской железной дороги Александр Момот. -- Из-за сокращения их количества, пуска поездов в объезд несли огромные убытки и железная дорога, и предприятия, которые пользуются ее услугами. Поэтому, форсируя работы, руководство магистрали выделило на реконструкцию 10 миллионов гривен, и еще пять миллионов ушло на ремонт пути.

-- Реконструкция перехода -- это классический пример сотрудничества власти и бизнеса, -- сказал на открытии Амурского моста губернатор Днепропетровской области Владимир Яцуба, -- на нашу просьбу откликнулись почти все криворожские горно-обогатительные комбинаты, Днепровский металлургический, криворожский железорудный, комбинат «Криворожсталь», имени Дзержинского и, конечно, Приднепровская магистраль. Помогали Министерство транспорта и народные депутаты от Днепропетровской области. Благодаря этому грандиозный проект завершили за один год.

В последние месяцы работы велись круглосуточно. Для укладки асфальтового покрытия были приглашены специалисты из Голландии, которые применили здесь самые современные материалы, уникальную технику.

Новейшими технологиями, в том числе прокладкой «бархатного» трамвайного пути, заинтересовалось даже столичное руководство.

«Ну и мост: от удивления и страха многие даже икать начали!»

120 лет назад решение о строительстве двухъярусного моста через Днепр, который позволил бы «соединить» в едином производственном процессе криворожскую руду и добываемый в Донбассе уголь, принял в феврале 1884 года император Александр II. А уже в мае утвердили проект, разработанный талантливым инженером Николаем Белелюбским. Сооружение для той поры было грандиозным: подобных во всей Европе существовало всего два -- Александровский через Волгу и через Дип в Голландии. Но Амурский даже их превзошел и по стоимости, и по техническим характеристикам: общий вес его деревянных конструкций составил почти десять тысяч тонн, он имел 15 пролетов и 592 сажени в длину.

Испытывали мост в течение нескольких месяцев. Даже прибывшие из Петербурга специалисты не верили, что деревянные конструкции выдержат тяжесть грузовых составов. Однако поезд из 30 вагонов (рекордное по тем временам число!) прошел по мосту со скоростью 30 верст в час и ни один пролет даже не дрогнул. После этого отпали последние сомнения, 18 мая 1884 года мост торжественно открыли. Как свидетельствуют исторические документы, министр путей сообщения России Константин Посьет, участвовавший в этих торжествах, ночевал прямо в вагоне, стоящем на Екатеринославском вокзале.

-- На открытие моста собрались тысячи горожан, в залах второго и третьего класса гостям предлагали закуску и завтрак, -- рассказывает заведующая отделом Днепропетровского исторического музея имени Яворницкого Валентина Лазебник, собравшая богатейший материал об истории Екатерининской, а ныне Приднепровской железной дороги. -- Сохранились даже опубликованные в одной из газет впечатления московского купца Милушина, который приехал с кумом на ярмарку в Екатеринослав: «А на станции Нижнеднепровск, ошарашимши по две рюмочки и закусивши раками местного произведения, стали мы на заднюю площадку, чтобы, значит, со страхом и трепетом днепровский мост переехать. Ну и мост: от удивления и страха многие даже икать начали! И как это трезвый человек такое выдумать мог?»

Деревянный двухъярусный переход, на нижнем этаже которого были проложены рельсы, а на верхнем -- два деревянных тротуара и путь для экипажей, возов, скота, прослужил городу до самой Великой Отечественной войны. Во время бомбардировки Днепропетровска мост, к сожалению, был почти полностью уничтожен. Восстановили его в первые же послевоенные годы и с тех пор практически ни разу капитально не ремонтировали. Износились его конструкции, дополнительную нагрузку давали ежегодные асфальтовые заплатки. Год тому, готовя мост к ремонту, строители сняли с его проезжей части 12 тысяч кубометров асфальтобетона.

Открывая Амурский мост, Президент Украины Леонид Кучма поблагодарил строителей. А они, в свою очередь пообещали, что переход будет надежно служить людям еще не менее полувека.