135 лет назад в городе собственные названия впервые получили не только площади и бульвары, но и окраинные улочки и переулки
На отдых в Крым летом 1869 года император Александр II с семьей ехал через Киев. Железнодорожный мост через Днепр тогда еще не был готов, поэтому высокому обществу предстояло сойти с поезда на левом берегу реки, пересечь ее на пароходе, а на следующий день продолжить путь, погрузившись в другой поезд. Переночевал император в резиденции начальника Юго-Западного края князя Александра Дондукова-Корсакова в Липках (Мариинский дворец был на реставрации). Туда же под высочайшую руку поднесли проект наименования улиц и площадей Киева.
До тех пор власти серьезно не занимались упорядочением топонимики Киева, поэтому документу придавалось огромное значение. Как было сказано в официальном извещении, «Государь Император, в 31-й день июля (по старому стилю. -- Авт. ), по всеподданнейшему докладу главным начальником края представленных киевским губернатором соображений Киевского статистического комитета, Высочайше соизволил разрешить приведение в исполнение составленных киевским губернатором, совместно со статистическим комитетом, предположений о наименовании некоторых улиц и площадей в г. Киеве». Подписанный царем документ состоял из четырех разделов. Первый содержал 21 новое название площадей, второй -- 40 наименований улиц, прежде безымянных, третий -- четыре названия «улиц длинных, которые предполагается разделить», и четвертый -- 32 разных переименования.
В итоге собственные названия получили не только главные площади, улицы и бульвары, но и окраинные улочки и переулки, где тоже нужны были внятные адреса. Именно в 1869 году узаконили такие известные в прошлом топонимы, как Фундуклеевская улица (ныне Богдана Хмельницкого) и Бибиковский бульвар (теперь бульвар Тараса Шевченко), Царская (сейчас Европейская) площадь. На карту города нанесли улицы Десятинную, Предславинскую, Дорогожицкую, увековечили в названиях улиц князей Игоря и Ярослава, княгиню Рогнеду, Нестора-летописца А поскольку по данным статистического комитета в Киеве насчитывалось четыре Загородных улицы и по три Владимирских, Никольских и Эспланадных, для удобства горожан такие повторы устранялись.
Правда, при некоторых переименованиях возникла изрядная путаница. Например, раньше с Подола на Куреневку вели три параллельные улицы: Плоская, Кирилловская и Константиновская. И вот бывшую Плоскую улицу сделали Кирилловской (теперь Фрунзе), Кирилловскую переименовали в Константиновскую, а Константиновскую -- в Межигорскую. Как после этого ломали головы бедные обыватели или почтальоны, разбираясь в адресах! Впрочем, их потомкам было не легче. Ведь с тех пор что ни власть, то переименования. В наше время рекомендации по топонимике Киева готовит специальная комиссия при городской администрации. А решающее слово -- за Киевсоветом.