Самые популярные в Украине автобусы вскоре начнут поставлять в Казахстан, Белоруссию и страны Ближнего Востока
В 1999 году черкасский завод выпустил всего 9 автобусов марки «Богдан», а спустя четыре года было продано более тысячи машин. К концу нынешнего планируется произвести около трех тысяч «Богданов». Украинским автобусам становится уже тесно на внутреннем рынке, и первые партии этих машин уже отправлены в Россию и Армению. А с первого июня открывается представительство «Богдана» в Казахстане. Живо интересуются набирающим мощь «украинцем» покупатели с Ближнего Востока. К примеру, иранские автомобилестроители выразили желание создать у себя на родине совместное предприятие для производства «Богданов».
Одной их основных причин стремительного успеха «Богданов» стало сотрудничество с известной японской компанией Isuzu Motors. Ее дизельные моторы, отвечающие экологическим требованиям Европейского Союза, устанавливаются почти на все модели черкасских автобусов. Ресурс этих двигателей без капитального ремонта превышает миллион километров. Коробка передач, передний и задний мосты, карданный вал и еще несколько важных агрегатов на «Богданах» также японского производства. Пневматический механизм для дверей поставляется из Италии. Что касается украинских комплектующих, то «Богдан» взял себе за правило использовать лишь те детали, за качество которых он может поручиться. Тем не менее сегодня у заводов холдинга уже около сотни отечественных поставщиков. Еще одним фактором успеха послужило то, что в конструктивную основу национального автобуса легли проверенные временем мировые образцы техники. Поэтому нет ничего удивительного, что только в Киеве на сегодняшний день трудится полторы тысячи «Богданов». Украинский автобус на деле доказал свою надежность и способность выдерживать самые невероятные перегрузки в часы пик.
-- Более половины автобусных перевозок в Украине сегодня осуществляется на наших машинах, -- считает глава Наблюдательного совета промышленно-инвестиционного холдинга «Богдан» Олег Свинарчук.
Пять лет назад производство национального автобуса пришлось начинать фактически на пустом месте. Авторемонтный завод, на котором предполагалось делать «Богданы», до этого занимался ремонтом российских «Газелей». С тех пор на «Черкасском автобусе» все изменилось. Только в прошлом году были введены в строй новые линии: лакокрасочная и по нанесению порошковых красок, а также цех по производству стеклопластиковых деталей. Сейчас готовится к пуску новый сварочный цех. Работа кипит, ведь предприятие ставит перед собой грандиозные планы: к 2008 году выйти на уровень производства 8 тысяч автобусов в год! Но сделать хорошую и надежную машину -- полдела. Необходима еще и мощная сервисная сеть обслуживания автобусов, над созданием которой «богдановцы» активно работают последние 5 лет. Ведь не пройдет и года, как больше половины новых автобусов, приобретенных в Украине, будет приходиться именно на долю «Богданов»! При этом стоит учесть: растет не только количество машин, но и число производимых моделей. Только за последний год были представлены три новых «Богдана». Всего в Черкассах сейчас выпускают девять моделей -- начиная от микроавтобуса А-064 (17 сидячих мест) и заканчивая А-231 -- городским автобусом особо большой вместимости (43 сидячих места), который способен перевозить более 160 человек.
-- К сожалению, нынешний рост цен на топливо делает большие городские автобусы менее экономически выгодными, -- заметил Олег Свинарчук. -- Но мы работаем на перспективу и не прекращаем работы по их созданию и модернизации
Активно продолжается и разработка автобусов для междугородных перевозок. На проходившем на прошлой неделе в Киеве автосалоне SIA-2004 посетители смогли оценить еще одно детище украинских автобусостроителей -- новый туристический «Богдан» А-145. Первый контракт на его приобретение был оформлен прямо на выставочном стенде.