«после того как я сбросил почти сто килограммов, страх перед калориями улетучился. Теперь ем все, чего душа пожелает, и не поправляюсь»

0:00 — 3 июня 2004 eye 218

32-летний Виталий решил обратиться к хирургам, когда вес перевалил… за 200-килограммовую отметку. Мужчина признался: «Я счастлив, что три года назад решился на сложную операцию»

«Подо мной сломались домашние электронные весы -- не выдержали такой тяжести»

-- Сейчас я вешу 116 килограммов, -- говорит житель Ивано-Франковска Виталий. -- Иногда знакомые мне говорят: «Ты слишком полный, надо бы немного сбросить!» Я с ними соглашаюсь и улыбаюсь: «Вы не видели меня, когда я весил двести килограммов».

Мы же с фотокорреспондентом познакомились с Виталием через несколько недель после того, как его прооперировали в столичном Институте хирургии и трансплантологии.

-- Подо мной сломались домашние электронные весы -- не выдержали такой тяжести, -- вспоминает те времена мужчина. -- Я каждую неделю ездил в аэропорт, чтобы взвеситься на товарных весах. Но даже когда стрелки остановились на отметке 190 килограммов, все равно верил, что могу похудеть самостоятельно.

В результате дело дошло до того, что сын попросил Виталия не приходить к нему в школу: «Мне стыдно, что ты толстый!»

-- Вот тогда я серьезно задумался, -- продолжает Виталий. -- С помощью диет с таким весом справиться уже невозможно. Пришлось обратиться к хирургу. Я понимал, что если не соглашусь на операцию, то вес меня погубит. Было очень тяжело ходить, появилась одышка, но самое ужасное -- развился синдром апноэ: я засыпал, как только садился.

За несколько лет практики врачи убедились, что мужчинам гораздо труднее, чем женщинам, признать свои проблемы с весом. Поэтому они намного реже приходят к хирургу на консультацию. Чаще всего решаются на это, когда вес достиг астрономической отметки, развились осложнения. Понятно, что в таких случаях послеоперационный период протекает тяжело.

-- К счастью, после операции у меня не развились осложнения, и я начал сбрасывать вес, но при этом в питании себя не ограничивал, -- объясняет Виталий.

-- Именно в этом преимущество операции, называемой желудочным шунтированием, -- объясняет ведущий научный сотрудник отдела хирургии пищевода, желудка и кишечника Института хирургии и трансплантологии АМН Украины доктор медицинских наук Андрей Лаврик. -- Раньше мы либо уменьшали объем желудка пациента, либо удаляли часть кишечника, благодаря чему в организме не усваивались жиры и углеводы. В ходе желудочного шунтирования одновременно делают и то, и другое. Поэтому человек может не менять свои гастрономические привычки, но при этом будет худеть.

В Европе шесть миллионов человек нуждаются в операции по поводу ожирения

-- После того, как я согласился на хирургическое лечение, потерял 86 килограммов за год, -- продолжает Виталий. -- В течение второго года избавился еще почти от десяти. И не собираюсь останавливаться на достигнутом. Хотелось бы весить 95 килограммов. Кстати, за несколько последних месяцев заметил, что при стабильном весе у меня уменьшился объем в области живота на пять сантиметров. Думаю, это из-за того, что приходится много двигаться: по работе я часто езжу по Ивано-Франковской области. Меня очень радует, что вот уже три года я не набираю вес. Раньше, когда изводил себя голоданиями, терял пару килограммов, но как только возвращался к привычному образу жизни, тут же набирал вдвое больше!

Виталий -- философского склада ума человек. Он не только радуется тому, что похудел, но и понимает, как изменилась после операции его жизнь.

-- Я как заново родился на свет, -- улыбается Виталий. -- Особенно хорошо это осознаю, когда рассматриваю свои фотографии. Я же был громадным… И на себе ощутил, что к толстым относятся негативно. Люди убеждены: у полного человека нет чувства меры в еде, а значит, он и в других вопросах может быть не очень обязательным. Наверное, в этом есть доля истины. Хотя когда я уже весил около 150 килограммов, начал считать калории. Одно время даже боялся есть, казалось, набираю дополнительный лишний вес прямо во время еды. Но после того как я начал худеть, страх перед калориями улетучился. Общаясь с людьми, у которых явно есть избыточный вес, я всегда рекомендую с ним бороться, объясняю, куда нужно обратиться. И очень часто слышу: «Операция -- это так страшно». Но я пришел к выводу, что хирургического вмешательства толстым людям бояться не нужно. Ведь после нее хуже все равно не будет. А вот без нее -- вполне возможно.

На днях Андрей Лаврик, оперировавший Виталия, вернулся из Праги, где проходил Первый европейский конгресс по хирургии ожирения.

-- Впервые для того, чтобы обсудить способы решения этой проблемы, здесь собрались и терапевты, и эндокринологи, и хирурги, -- говорит Андрей Семенович. -- Перечислялись преимущества и возможности как хирургического, так и консервативного лечения. Ведь только в Европе людей с избыточной массой тела, которым помочь может лишь операция, -- шесть миллионов! Специалисты пришли к выводу, что все же именно хирургическое вмешательство позволяет достигнуть стойкого снижения массы тела. В Украине подобные операции мы делаем с 1990 года. И крайне редко нам приходится прибегать к повторным вмешательствам. Это требуется шести пациентам из ста, которым уменьшили желудок с помощью специальной манжеты. Если человек не соблюдает правила питания, манжета может разорваться, сползти. Не все способны перестроиться и жить по-новому. После операции по желудочному шунтированию -- а их мы сделали около тридцати -- еще ни один пациент не начал вновь поправляться. Об этом свидетельствуют и данные мировых клиник.

-- Мой старший сын предрасположен к полноте, -- добавляет Виталий. -- Его очень любят подкормить дедушка с бабушкой. Но я сдерживаю его вопросом: «Ты хочешь в больницу, к Андрею Семеновичу на операцию?» Надеюсь, в нашей семье помощь этого врача больше никому не понадобится.

-- Кстати, на конгрессе затрагивалась также проблема ожирения детей, -- добавляет Андрей Лаврик. -- Сейчас во всем мире операцию по поводу избыточного веса делают пациентам не моложе 18 и не старше 60 лет. Но вполне возможно, осенью эти возрастные границы будут раздвинуты до 12--15 и 70 лет.