Опытный экземпляр отечественного армейского джипа впервые был показан на прошлой неделе на выставке в Киеве
«Украинский «Хаммер» -- таковым было единодушное мнение посетителей выставки средств защиты, обороны и спецтехники «ISPEK--2004» об огромном автомобиле, разработанном харьковским КБ по машиностроению им. Александра Морозова. Украинская новинка действительно похожа на знаменитый вездеход американской армии. «Сходные задачи, стоявшие перед создателями «Хаммера» и нами, породили сходные конструктивные решения, -- пояснил главный конструктор харьковского КБ Александр Веретенников. -- Работая над своей машиной, мы разобрали американский вездеход по винтикам -- чтобы понять его техническую «идеологию». И, кстати, пришли к выводу: «Хаммер» неправильно считать автомобилем. »
-- Что же за техника вояжирует по дорогам Киева с надписью «Hammer», если, как вы утверждаете, автомобилем ее назвать нельзя?
-- Гражданский вариант «Хаммера», который теперь можно увидеть и в Украине, значительно отличается от своего армейского прототипа, являющегося просто многоцелевым колесным транспортным средством, -- говорит Александр Веретенников. -- Последний автомобилем в общепринятом понимании назвать нельзя из экономических соображений -- себестоимость перевозок на нем очень высока. «Хаммер» спроектирован с избытком, если можно так выразиться, -- у него избыточные вес, мощность двигателя, запас прочности узлов и агрегатов. Прославился он благодаря тому, что используется в армии, где, как известно, главное -- выполнить задачу, а показатели себестоимости стоят на втором плане. А вот в автомобиле -- как раз на первом.
-- Тем не менее ваша машина очень уж напоминает «Хаммер», по крайней мере, внешне.
-- Она призвана решать сходные задачи. Поэтому в определенной мере мы использовали концепцию «Хаммера» -- полугрузовика, полупассажирской машины. Но «Хаммер» создавался для езды по пустыням и каменистой почве. А для нашего бездорожья с грязью, огромными лужами эта машина не очень приспособлена. Это продемонстрировали совместные учения российской и американской армий на Дальнем Востоке.
Наша же машина призвана заменить один из самых удачных грузовиков Советской армии ГАЗ-66, который уже морально устарел. Он хорошо показал себя в различных климатических зонах -- от Севера до пустынь стран Востока. Грузоподъемность у новинки такая же, как у ГАЗ-66 -- 2 тонны. Кстати, у «Хаммера» -- 900 килограммов, а у модернизированного его варианта -- 1,5 тонны. Но наша машина, как и «Хаммер», грузопассажирская, в просторном салоне могут свободно разместиться 5 крупных мужчин в зимней одежде, бронежилетах и с оружием. В задней части машины помещаются еще шесть человек или грузы. Это делает ее универсальной -- для армии, патрулирования на границе, обслуживания геологов Думаю, что может быть сделан и гражданский вариант -- для любителей стиля милитари, необычных вездеходов. По крайней мере, за три дня работы выставки к нам обратились несколько десятков человек, пожелавших купить новинку.
-- Сколько они готовы были заплатить?
-- До разговора о деньгах не доходило -- мы сразу объясняли: «Если вы купите эту машину, то ездить на ней не сможете. Она еще не испытана, не сертифицирована, поэтому ее не зарегистрирует ГАИ». Это ведь только первый экземпляр. Машина еще даже не получила название. Мы собрали ее как раз накануне выставки. Так что первым испытанием стал переезд Харьков--Киев. Назад машина также пойдет своим ходом, причем без дозаправки горючим. Одной заправки -- 150 литров дизтоплива -- хватает на 1000 километров пути. Машина способна развивать скорость до 120 километров в час. Ее длина 5,2 метра, ширина -- 2,4, высота -- 2,335. На крыше предусмотрена станина для пулемета и люк для стрелка.
Кроме обычного, разработан бронированный вариант машины, не уступающий по прочности «Хаммеру». Она также была показана в Киеве и прибыла в столицу своим ходом. Узлы и агрегаты обеих машин взаимозаменяемы. К слову, корпус стандартного «Хаммера» не бронированный. Однако для него создана навесная бронезащита.
-- Какой приблизительно будет стоимость вашего автомобиля?
-- «Хаммер» в зависимости от модификации стоит от 55 до 100 тысяч долларов. Наша машина вдвое дешевле -- за счет низкой, по сравнению с США, оплатой труда. Но по комфорту она мало чем уступает «Хаммеру», например, оснащена кондиционером.
-- Ваше конструкторское бюро -- танковое. Почему вы решили заняться разработкой автомобиля?
-- Это была наша инициатива и оплачивали разработку мы сами. Во сколько она обошлась, говорить не хочу -- в Украине кое-кто может подумать, что нам некуда деньги девать, а по западным меркам это сумма покажется смешной. С задачей мы справились довольно быстро -- за два года, хотя по мировой статистике в среднем на проектирование нового автомобиля уходит около пяти лет. Предстоит еще много работы по испытаниям и сертификации. Определенные сложности неизбежно будут возникать из-за того, что это первая новая машина, созданная в независимой Украине -- пока в стране появлялись только модификации автомобилей, сертифицированных еще в советские годы.
-- Вы планируете поставлять свои машины нашей армии?
-- Рассчитываем прежде всего на экспорт в страны Ближнего Востока, Азии и Африки. Но, думаю, со временем закупать новинку сможет и украинская армия. Российские военные же вряд ли станут нашими заказчиками -- в их стране своя развитая автомобильная промышленность.