Происшествия

Три десятилетия ботаник-селекционер тамара коршук дни и ночи проводила возле любимых магнолий, помогая им акклиматизироваться

0:00 — 8 июня 2004 eye 292

Ботанический сад имени академика Александра Фомина празднует свое 165-летие

Сколько раз я бродила по аллеям старой киевской «Ботаники», столько и думала: кто-то же создал это чудо! Научил жить в нашем климате совсем не наши растения!.. Интересно: как? Для директора Василия Капустяна годовщина одного из самых старых ботанических садов Украины -- это повод вспомнить кое-что из его славного прошлого. Например, как «приручали» виноград. Оказывается, профессор Траутфеттер, получив 50 сортов винограда, в течение пяти лет пытался приспособить их к нашим условиям. Зиму за зимой виноград вымерзал, и только некоторые сорта сохраняли корни. А на шестой год сотрудники лакомились ягодами 15 сбереженных видов!

Сотрудница Ботанического сада имени академика Фомина Тамара Коршук занималась магнолиями, которые изучала и акклиматизировала… 30 лет! Тамара Павловна дни и ночи проводила возле своих любимцев. Зимой укутывала, чтобы не замерзли. Пять лет в отпуск не ходила. Вот как «воспитывали» сад его создатели! А начинали на месте, где были сплошные глина да песок. Преодолели это -- опять беда: первые насаждения ураган вырвал с корнями, новые поставки посадочного материала оказались полностью сгнившими. И все же через 13 лет Ботанический сад занял одно из первых мест в стране по количеству собранных в нем растений.

-- Растения, как дети, -- говорит Василий Капустян. -- У каждого свои прихоти. Например, 200-летняя пальма Ливистона росла, росла и… пробила потолок оранжереи. Так что пришлось призвать на помощь альпинистов -- те соорудили надстройку.

А как боролись за жизнь растений во время войн -- гражданской и Великой Отечественной! Оккупанты вывезли коллекции пальм, орхидей и, собрав растения в нескольких оранжереях, остальные помещения отвели под… парикмахерские и конюшни. Тогда Фомин и сотрудники сада спали прямо в оранжереях, собственной одеждой затыкая щели, в саду носили из лесу дрова, чтобы отапливать помещения. До сих пор жива пальма, на которой в 1942 году расписался немец.

-- От чужаков уберегли растения, а от своих не всегда можем, -- вздыхает Василий Васильевич. -- Стекла разбивают, решетки срезают… А то цветы из горшков выдергивают прямо во время экскурсий. Но несмотря на все это, сад живет. Ежегодно по его тропинкам проходят больше 300 тысяч человек, и каждому он дарит радость.