Со следующего года автоинспекторы будут штрафовать водителей, не имеющих договора государственного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
По статистике, больше всего людей травмируется в дорожно-транспортных происшествиях. Причем в последние годы, когда число машин на дорогах стремительно увеличивается, возрастает и количество аварий. Именно поэтому во многих странах мира действует обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Подобную практику уже несколько лет пытаются ввести и в Украине, однако пока, несмотря на постановления Кабинета министров, этот вид страхования оставался обязательным только на бумаге, так как никаких санкций к водителю, который не имел страхового полиса, не применялось. Да и правовая база оставляла желать лучшего. Теперь же Верховная Рада приняла закон, предусматривающий введение обязательного страхования гражданской ответственности уже со следующего года.
Если верить статистике, то на дорогах Украины ежегодно происходит в среднем 150 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут около 5 тысяч и получают травмы 30--35 тысяч человек. Не говоря уже о том, что ДТП наносят огромные убытки. По некоторым оценкам экспертов страховых компаний, работников ГАИ и других организаций, ежегодный ущерб только от повреждения машин составляет около 2 миллиардов гривен. При этом в каждом третьем случае водитель не в состоянии возместить убытки пострадавшим.
Введение страхования гражданской ответственности необходимо для того, чтобы, с одной стороны, защитить интересы потерпевших в аварии и гарантировать им выплату компенсации, а с другой стороны, облегчить виновнику ДТП расчет. Вскоре решением всех вопросов, связанных с материальной стороной ДТП, будут заниматься страховые компании, чьим клиентом является водитель. Правда, для этого владельцев транспортных средства обяжут приобрести страховой полис.
Справедливости ради заметим, что страхование гражданской ответственности автомобилистов в Украине существует уже давно. А с 1996 года оно даже считается обязательным. Однако поскольку реальных механизмов воздействия на водителей, не желающих застраховаться, не было, то и обязательность оставалась только на бумаге. Чаще всего люди приобретают такой полис при покупке автомобиля в кредит, так как без этого банки и кредитные союзы не дают денег.
Новый же закон, который в случае его подписания Президентом Украины вступит в силу уже с нового года, предусматривает запрет на управление транспортным средством без соответствующего страхового полиса, а также материальную ответственность автомобилистов, проигнорировавших данный вид страхования. Правда, пока не ясно, какой размер штрафа будет установлен для нарушителей. Однако то, что Госавтоинспекция получит право проверять страховой полис, почти не вызывает сомнений. Во всяком случае такая норма должна быть внесена в Закон «О милиции» и Административный кодекс Украины. Также Государственная таможенная служба Украины получит право проверять наличие страхового договора у водителей, пересекающих на автомобилях границу. Кстати, норма об обязательном страховании всех водителей, есть в Гражданском кодексе, и принятый закон просто утверждает соответствующую методику.
По закону владельцы транспортных средств могут подписывать внутренний договор обязательного страхования гражданской ответственности, а также договор международного страхования. Первый действует исключительно в Украине, второй -- на территории стран, определенных в документе. При покупке, получении в наследство или в подарок автомобиля его новый хозяин обязан приобрести полис, причем не позднее, чем через семь дней после государственной регистрации машины.
Также можно будет выбрать один из трех договоров, отличающихся некоторыми условиями. В частности, предлагается застраховать ответственность за ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при эксплуатации транспортного средства (любого или указанного в договоре) любым человеком или конкретными гражданами, перечисленными в документе.
В случае дорожно-транспортного происшествия страховая компания, заключившая с водителем договор, берет на себя расходы по расчету с потерпевшими. При этом закон определяет, что размер платежей, которые должны вносить автомобилисты, страховая компания устанавливает самостоятельно путем суммирования базового платежа и соответствующих корректирующих коэффициентов, которые рассчитываются Моторным (транспортным) страховым бюро Украины на основе статистических данных и уровня убыточности данного вида страхования за расчетный период не менее года. В течение первого года с момента вступления в действие закона предусматривается применение следующих корректирующих коэффициентов к страховым платежам в зависимости от вида транспортного средства:
* для легкового автомобиля с объемом двигателя от 1600 кубических сантиметров -- 0,71;
* от 1600 до 2000 кубических сантиметров -- 0,94;
* от 2000 до 3000 кубических сантиметров -- 1,39;
* для автобусов с 20 местами для сидения -- 3,04, если мест более 20 -- 3,56;
* для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 2 тонн -- 1,68, а более 2 тонн -- 1,86.
Коэффициент также будет рассчитываться в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, причем жителям мегаполисов страхование обойдется дороже, чем сельчанам. В частности, для Киева коэффициент составит 1,5--1,8, для города с населением более миллиона жителей -- 1,2--1,5, для населенных пунктов меньше 100 тысяч человек -- 0,5--0,8.
Также коэффициент будет определяться в зависимости от водительского стажа человека, чья ответственность застрахована. В частности, для водителей со стажем до года он может составить от 1,2 до 1,5. Закон установил, что страховые компании получат право увеличивать или уменьшать размеры страховых платежей в зависимости от того, попадал ли водитель в аварии и как часто. Кроме того, предусмотрено, что сумма страхового платежа для пенсионера, самостоятельно управляющего автомобилем, с объемом двигателя не более 1600 кубических сантиметров, составит половину базового тарифа.
Но главным отличием закона от ныне действующего постановления стали размеры выплат, которые смогут получить пострадавшие. Так, при нанесении ущерба здоровью человека или в случае его смерти, страховая компания обязана выплатить ему или его родственникам до 51 тысячи гривен (сегодня -- всего 8 тысяч 500 гривен). Страховая сумма по имущественному ущербу не изменилась -- 25 тысяч 500 гривен. Но если сейчас в случае, когда от нерадивого водителя пострадали несколько человек, эти деньги делятся между ними, то с нового года такую сумму получит каждый потерпевший, правда, при условии, если их не более пяти. Таким образом, максимальная выплата по имущественному ущербу составит 127 тысяч 500 гривен.
По мнению председателя Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Виктора Суслова, закон об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств даст мощный импульс развитию страхового рынка и усилит социальную защиту людей, попавших в автокатастрофу. Несмотря на то, что главный вопрос -- определение тарифов -- до конца не урегулирован. Руководитель госкомиссии также отметил, что после подписания закона Президентом Украины будет создана рабочая группа с целью создать необходимые условия для вступления в действие этого закона уже с 1 января 2005 года.
А представители страховых компаний прогнозируют, что в следующем году объем страховых премий по этому виду страхования составит около 130 миллионов долларов в год, так как в настоящее время в Украине зарегистрировано почти 10 миллионов автомобилей.