Происшествия

За основу памятника тарасу шевченко на чернечьей горе скульптор манизер взял зеркальное отображение монумента, установленного в сквере напротив киевского университета

0:00 — 17 июня 2004 eye 1659

Ровно 65 лет назад, 18 июня 1939 года, на могиле поэта в Каневе был открыт мемориал

Подготовка к празднованию 125-летия со дня рождения Кобзаря началась в лучших традициях советских времен -- всего за несколько месяцев до этой памятной даты. Поэтому неудивительно, что к 9 марта 1939 года не были готовы ни здание Каневского музея Тараса Шевченко, ни памятник на его могиле. Монумент великому поэту был открыт только в Киеве, в Шевченковском парке у Киевского университета. А мемориал на Чернечьей горе не смогли закончить даже к годовщине перезахоронения Кобзаря -- 22 мая 1939 года тут еще полным ходом шли строительные работы…

Об истории нескольких памятников Тарасу Шевченко «ФАКТАМ» рассказывает действительный член Международного совета по вопросам памятников и памятных мест при ЮНЕСКО шевченковед Игорь Лиховой.

«Памятник Кобзарю в Вашингтоне сооружался по разрешению президента Эйзенхауэра»

-- При жизни Тарас Шевченко не отметил ни одного юбилея, потому что умер в 47-летнем возрасте, -- говорит Игорь Лиховой. -- Первая круглая дата -- 50-летие со дня его смерти -- в 1911 году отмечалась общественностью Российской Империи, Европы и Америки весьма достойно, а 100-летие со дня рождения Кобзаря (1914 год) совпало с преддверием Первой мировой войны. Тогда было не до празднеств. Как, впрочем, и на 150-летие поэта -- Карибский кризис 1964 года едва не привел к началу третьей мировой войны.

-- Тем не менее 27 июня 1964 года в Вашингтоне был открыт памятник Тарасу Шевченко. Между прочим, первому из славянских поэтов.

-- Уже 40 лет в центре Вашингтона, недалеко от Белого дома, стоит памятник Кобзарю. Закон о разрешении на его установку подписал 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр (в США памятники устанавливаются только по решению Конгресса, а не местной власти, как у нас). И хотя незадолго до открытия монумента господин Эйзенхауэр сложил с себя президентские полномочия, украинская диаспора в благодарность за поддержку пригласила его на торжество, на котором он выступил с речью, выразив восхищение организованностью американских украинцев.

Летом 1964 года в Вашингтоне стояла невыносимая жара, поэтому недалеко от места открытия памятника власти специально установили армейские походные умывальники, чтобы люди могли освежиться. А ведь на церемонии присутствовали более 100 тысяч человек!

-- Влиятельные политические силы Америки не возражали против сооружения памятника поэту, внесенному во все советские хрестоматии?

-- Были, конечно, и недоброжелатели, которые утверждали: если в стране с коммунистическим режимом есть памятники Тарасу Шевченко, значит, по своим взглядам он был близок к большевизму. Но активистам украинской диаспоры удалось убедить американцев в том, что поэт был демократом и борцом за свободу угнетенных народов. Именно поэтому на вашингтонском постаменте выгравированы строки Кобзаря: «Коли дiждемось Вашингтона з святим i праведним законом?»

-- Как отреагировали в Москве на открытие памятника Шевченко в США?

-- Советское правительство, заручившись поддержкой Александра Корнейчука, Максима Рыльского, Павла Тычины, Павла Вирского, Василя Касияна и других деятелей литературы и искусства, пыталось протестовать против строительства памятника в США, называя эту акцию националистической. Но когда стало понятно, что движение диаспоры остановить невозможно, в СССР решили одобрить ее инициативу и даже принять участие в открытии памятника. И в результате произошел казус.

Оргкомитет по строительству памятника постановил замуровать в вашингтонский монумент землю с могилы Шевченко. Казначей Стасюк, приехавший в Канев без согласия оргкомитета, получил от советских властей официальное «добро» на изъятие земли. Акцию запечатлели на фото, о ней писали в советской прессе. И тогда оргкомитет большинством голосов постановил… отказаться от каневской земли, полученной, по его мнению, с разрешения КГБ. Через год после открытия памятника Стасюк привез землю назад, в Канев, и высыпал на Тарасовой могиле.

В то же время вторая делегация тайно взяла горсть земли с могилы Шевченко. Ее-то и замуровали в памятник. Правда, с условием: в случае обретения Украиной независимости землю вернут на могилу Кобзаря. Но это решение до сих пор не выполнено.

Интересно, что деятельность американского оргкомитета, собравшего почти полмиллиона долларов, ускорила открытие памятника Тарасу Шевченко в… Москве. Причем одним из инициаторов утверждения престижного места под строительство монумента -- в центре столицы, на набережной Москвы-реки возле гостиницы «Украина» -- стал советский лидер Никита Хрущев. Памятник Шевченко в Москве был открыт 10 июня 1964 года в рабочий день, без предварительного объявления -- зато на 17 дней раньше, чем в Вашингтоне. Официальная делегация Украины состояла из четырех человек.

По случаю московского открытия влиятельная американская газета «U. S. News and World Report» откликнулась публикацией «Последний поворот в холодной войне: битва статуй», в которой констатировала: Москва увековечила Шевченко как поэта коммунизма, а Вашингтон -- как борца за свободу.

«Табличка со словами поэта «Любiть Україну» бесследно исчезла еще до установки монумента на Чернечьей горе»

-- Между прочим, Александр Сергеевич Пушкин был удостоен памятника в Вашингтоне почти на 40 лет позже, чем Кобзарь, -- продолжает Игорь Дмитриевич. -- Но это не сопоставимые по масштабу события. Во-первых, скульптура российского поэта появилась во дворике Университета имени Джорджа Вашингтона, а, как известно, университетские территории являются закрытыми (наподобие монастырей). Там действует местное самоуправление, и даже федеральная полиция не имеет права влиять на университетские порядки. Во-вторых, памятник Пушкину был к 200-летию поэта преподнесен в дар мэрией Москвы, а не построен на средства диаспоры, как вашингтонский монумент Кобзарю.

-- Кто участвовал в разработке памятника Шевченко в Вашингтоне?

-- Монумент создавал Лео Мол -- канадский скульптор Леонид Молодожанин, родившийся в 1915 году на Волыни и закончивший Академию искусств в Ленинграде. Будучи учеником известного скульптора Матвея Манизера, Леонид лепил для него фрагменты памятника Тарасу Шевченко, установленного в сквере возле Киевского университета. После Второй мировой Молодожанин сделал карьеру в Канаде и Великобритании (портреты королевы Елизаветы II, премьер-министра Уинстона Черчилля, Папы Римского, памятники Кобзарю в Аргентине, Канаде и другие работы), был удостоен звания академика Королевской академии искусств Великобритании. Сейчас Лео Мол получил благословение Папы Римского на установку в Риме второго памятника Тарасу Шевченко. В 2002 году творческая работа художника была отмечена государственной наградой Украины -- орденом «За заслуги».

-- Автором двух известных памятников Тарасу Шевченко в Украине, открытых в 1939 году в Киеве и на Чернечьей горе, был скульптор Матвей Манизер. Почему эти монументы так похожи?

-- Сначала и музей, и памятник на могиле Тараса Шевченко в Каневе проектировал известный украинский художник Василий Кричевский, автор Большого и Малого гербов Украинской Народной Республики, товарищ Михаила Грушевского. Но политическая ситуация в 1939 году сложилась таким образом, что известному художнику позволили работать только над проектом здания, а создание скульптуры поручили Матвею Манизеру -- человеку благонадежному, неукраинцу по происхождению. У него было очень мало времени для разработки нового проекта (памятник работы Манизера в сквере напротив Киевского университета был открыт 6 марта 1939 года). И скульптор согласился создать временный памятник Тарасу Шевченко в Каневе, взяв за основу зеркальное отображение фигуры Кобзаря на киевском монументе. «Временный» памятник работы Манизера стоит на Тарасовой могиле до сих пор.

Хочу подчеркнуть интересную деталь. К открытию памятника Шевченко в Вашингтоне в 1964 году украинская диаспора подготовила юбилейные марки. Но они так и остались негосударственными, то есть не имеющими хождения по стране, хотя на них стояла цена «1 цент». В центре блока написаны слова Кобзаря «Свою Україну любiть… Любiть її во время люте, в остатню тяжкую минуту за неї Господа молiть!» с пояснением: «Надпись на памятнике Тарасу Шевченко в Каневе».

На самом же деле в 1964 году и в течение последующих десятилетий этой цитаты на каневском постаменте не было -- она появилась только после провозглашения независимости Украины. Такую надпись подготовили еще к первому памятнику Тарасу, открытому в 1884 году. Но за призыв поэта «Любiть Україну!» Киевский генерал-губернатор арестовал памятник до его установки на Чернечьей горе, и бронзовая табличка с текстом бесследно исчезла. Мы даже не знаем, каким шрифтом она была выполнена.

«Прах Василия Кричевского, автора Каневского музея, покоится в Нью-Джерси»

-- Как сложилась дальнейшая судьба Василия Кричевского -- автора здания Каневского музея Шевченко?

-- Василий Кричевский мечтал создать шедевр украинской архитектуры -- украсить фасад музея майоликой с национальным орнаментом, покрыть крышу цветной черепицей -- наподобие дворца Полтавского губернского земства, созданного им в стиле украинского модерна. Но здание Каневского музея так и осталось аскетично белым. Из-за борьбы с «украинским буржуазным национализмом» строительство мемориала на Чернечьей горе ограничили в средствах, а директор и главный бухгалтер музея вместе с главным инженером строительства были репрессированы.

В 1943 году Василий Кричевский смог вывезти свои архивы во Львов, надеясь со временем вернуться в Канев и достроить музей Шевченко. Опасаясь, что ему, оказавшемуся в оккупации, припомнят связь с лидерами Украинской Народной Республики Михаилом Грушевским и Симоном Петлюрой, 70-летний архитектор бежал из Советского Союза сначала в Чехословакию, оттуда через Австрию в Париж, где с 20-х годов проживал его старший сын Николай, известный украинский художник, один из лучших акварелистов Франции того времени. Но что было делать пожилому человеку в разрушенной войной Европе? Василий Григорьевич вынужден был выехать в Венесуэлу, где его зятю, горному инженеру, предложили работу.

Там талантливый украинский архитектор и художник умер в 1952 году, и мы до последнего времени не знали точное место его захоронения. В 1991 году я встречался в Каневе с 90-летним патриархом Украинской православной церкви Мстиславом, который с гордостью рассказал мне, что в свое время перевез прах Василия Кричевского из Венесуэлы в США и перезахоронил на кладбище в городке Баунд-Брук (штат Нью-Джерси) -- центре Украинской православной церкви в Америке.

На этом же кладбище похоронены сестра Леси Украинки Изидора Косач, эмигрировавшая в Америку после Второй мировой войны, известный в свое время в Украине бандурист Григорий Китастый, который позже организовал в Детройте капеллу бандуристов имени Тараса Шевченко, генерал-майор Петро Григоренко, выступивший в защиту выселяемых из Крыма татар и осужденный за диссидентство. Теперь здесь же покоится прах и самого патриарха Мстислава.

В прошлом году внучка Василия Кричевского Оксана де Линде привезла из Каракаса в Киев более 300 работ своего деда, в том числе семь проектов фасадов и интерьеров музея Шевченко в Каневе. По ним в Шевченковском национальном заповеднике приступили к реконструкции мемориала. Но, как назло, начавшие эту работу сотрудники сегодня отстранены от своих должностей, а новичкам для ознакомления с материалом потребуется не один год. Если же Украине удастся полностью реализовать замысел талантливого архитектора, это будет достойная память и ему, и Тарасу Шевченко.