Сегодня украинское спецподразделение антитеррора «Альфа» отмечает свое 10-летие
Тридцать лет назад при КГБ СССР было создано знаменитое управление «А», название которого уже в перестроечные времена с легкой руки журналистов трансформировалось в известное всем «Альфа». Как правило, работа «альфовцев» не афишируется, а ее сотрудники если и появляются на экранах телевизоров и страницах газет, то только в черных масках. Но от этого их заслуги не становятся менее значимыми. На счету еще советской «Альфы» много успешно проведенных операций и спасенных человеческих жизней. Понятно, что Украина не могла отказаться от такого элитарного отряда, и 23 июня 1994 года указом президента Леонида Кравчука при Службе безопасности было создано управление «А», которое и стало правопреемником легендарной советской «Альфы». О том, как это происходило, «ФАКТАМ» рассказал вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделений антитеррора «Альфа» Валерий Козярский, принимавший непосредственное участие в создании отечественного спецназа.
-- Валерий Павлович, так с чего же все начиналось?
-- В 1974 году председатель КГБ Юрий Андропов приказал создать так называемую группу «А» при 7-м управлении (внешняя разведка. -- Авт. ). Первой серьезной работой «альфовцев» стал штурм дворца афганского лидера Амина в 1978 году. Тогда «Альфа», как говорится, впервые «засветилась» -- около сотни бойцов взяли мощное укрепление, которое охраняли более 400 человек. В том бою были убиты мои одногруппник по Высшей школе КГБ Андрей Якушев и преподаватель этой же школы полковник Георгий Бояринов -- первые потери «альфовцев»
В Киеве одно из подразделений «Альфы» появилось в 1989 году, возглавил его полковник Петр Феликсович Закревский. Именно этот отряд и стал прообразом нашей украинской «Альфы». После распада СССР украинское подразделение всесоюзной «Альфы» осталось в системе Службы безопасности Украины, но только как группа сотрудников, а не отдельная структура. Тогда «альфовцы» именовались просто «10-я группа», потом группа «С». Четкого правового статуса мы не имели. Но в 1994 году при содействии тогдашнего председателя СБУ Евгения Марчука президент Украины Леонид Кравчук 23 июня подписал указ о создании управления «А» в Службе безопасности Украины. Эта дата и считается днем рождения украинской «Альфы». Ее командиром был назначен Василий Васильевич Крутов -- личность неординарная и, на мой взгляд, незаурядная. Он сумел правильно построить деятельность «Альфы», благодаря его руководству управление заявило о себе как о серьезной структуре.
-- Как формировалась наша «Альфа»?
-- В этой связи я хочу вспомнить опыт формирования американского спецназа «Дельта». Нам бы при создании «Альфы» такие возможности! Президент США распорядился откомандировать в «Дельту» всех, на кого укажет ее командир Беквит, причем будь то спецподразделения «зеленых беретов», «морских котиков» или рейнджеров. Сейчас «Дельта» считается одной из лучших в мире в своем роде. Все наши офицеры еще в бытность управления «А» прошли оперативную подготовку в США на базе этого спецотряда.
-- В отношении спецназа бытует мнение, что его бойцы -- настоящие супермены
-- Во всяком случае, они действительно проходят серьезную подготовку. «Альфовцы» взяли лучшее из опыта подготовки американских, израильских и французских спецслужб. Обучение проводится в трех направлениях: специальный, физический и морально-психологический вышкол. К примеру спецподготовка -- а это огневая, парашютно-десантная, минно-подрывная, подводная, специальная тактика, вождение, рукопашный бой и так далее -- включает в себя около 25 дисциплин, по которым нужно сдавать десятки тестов. Только огневая подготовка насчитывает 50. Наш боец должен 45 из них выполнять на «отлично» и только пять на «хорошо».
Чтобы попасть в «Альфу», претенденту на вступление нужно за 2 минуты 82 раза отжаться, 92 раза прокачать пресс и пробежать две мили (3200 метров. -- Авт. ) за 11, 53 секунды. Это своеобразный входной билет. Даже хорошие спортсмены не всегда проходят этот тест. У нас в подразделении был чемпион Европы по боксу. Сдавая эти нормативы, он провалился. Так что критерии отбора очень жесткие.
Большое значение в подготовке наших бойцов придается морально-психологической подготовке. Помню, в 1998 году на наши учения приехал Президент Леонид Кучма, и мы продемонстрировали ему фрагмент из программы французских спецслужб под названием «французский трюк». Встали друг напротив друга на расстоянии 25 метров в тяжелых бронежилетах и тигах (шлемы с забралами. -- Авт. ), на груди у нас в качестве мишени были закреплены тарелки для стендовой стрельбы, которые при попадании разлетаются, и начали стрелять друг в друга. Цель этого упражнения -- выработать у сослуживцев чувство команды. Ведь я должен быть уверенным, что напарник попадет мне в грудь, то есть в мишень, а не, скажем, в горло, которое не защищено броней, что у него не дрогнет рука. Уверенность в коллеге как в самом себе очень важна для командной работы. Правда, этот тест нам не разрешили внедрить в программу подготовки «альфовцев». А французы прогоняют его на всех своих сотрудниках.
Поначалу, когда создавалась «Альфа», было трудно с материально-техническим обеспечением. Тогда нам помог Евгений Марчук, возглавивший Кабинет министров. С его помощью «альфовцам» выделили средства для закупки в Московском институте стали и сплавов бронежилетов, которые пришлось чуть ли не контрабандным путем перевозить в Украину. На пограничном КПП российские таможенники отказались нас пропускать, мол, наш груз относится к спецсредствам. Три дня мы их уговаривали, а потом съехали в сторону, нашли «окно» в границе на какой-то реке, сделали гать, чтобы машина могла по ней проехать, и таким способом доставили свой груз в Украину.
-- А правда ли, что в начале 90-х в числе вероятных противников Украины была и Россия?
-- Я тогда служил в Пограничных войсках Украины и был участником событий, которые чуть не привели к вооруженному конфликту между украинскими и российскими военными. 1992-й год. В одной из бухт под Одессой базировалась часть технических судов Черноморского флота бывшего СССР. Тогда как раз предпринимались первые попытки его разделить, причем по принципу: что захватил, то и твое. Была попытка силового захвата кораблей и с нашей стороны. Военные подошли с берега к одному из таких судов и потребовали передачи всего имущества. Командир российского корабля приказал матросам взять в руки оружие. И вот представьте себе картину: на пирсе стоят украинские военные, а на палубе судна -- российские. Капитан корабля, видимо, был решительный человек, он приказал рубить канат и двигаться на Севастополь, где находились основные силы Черноморского флота. За ним вдогонку пошли украинские корабли. Слава Богу, хватило ума не применять оружие, но остановить его пытались.
Россияне связались по рации с боевыми кораблями российского флота, и те вышли им навстречу. В частности, ракетный крейсер «Слава» -- мощное, современное судно, способное залповым огнем накрыть чуть ли не всю Украину. С нашей стороны вдоль берега были развернуты орудия. Но когда на нас нацелились мощные залповые установки крейсера, мы поняли, что их наводят не для того, чтобы орехи колоть. Все это продолжалось около трех недель.
-- Слава Богу, в Украине все эти годы не было террористических актов. Чем же тогда занималась «Альфа»?
-- Работы было много. Например, боролись с организованными преступными группировками. В 1994--95 годах страну буквально захлестнули криминальные разборки. Перед нами была поставлена задача остановить беспредел. То есть для физического подавления, ареста боевиков использовалась «Альфа». Мы, например, брали «знаменитого» Алика Грека (донецкий авторитет, который был взорван во время футбольного матча в Донецке в 1995 году. -- Авт. ). Только во время одной спецоперации арестовали около 40 его вооруженных сообщников. Не хватило наручников. Так мы, чтобы обезопаситься, положили их всех на землю веером в ботаническом саду Донецка, где располагалось имение Грека. По периметру его усадьбы стояло 12 вышек, на каждой -- по два боевика. Но они ничего не заметили, и мы спокойно «обработали» 40 человек. Более того, «коллеги» Грека ничего не заподозрили и продолжали приезжать на его виллу. За двое суток мы задержали еще человек 150.
Потом в середине 90-х была операция в Крыму. По оперативным данным, в туристическом комплексе «Ай-Даниль» русские и украинские киллеры «отдыхали» после выполненной работы. Здесь же устраивались криминальные сходки. «Альфовцы» одновременно штурмовали около 90 гостиничных номеров комплекса. И ни в одном из них не было сбоя. Изъяли много оружия, денег, аппаратуры. Были и другие операции, после которых мы стали получать информацию, что многие криминальные авторитеты начали сворачивать свою деятельность в стране и пытаются выехать за рубеж.
-- Но ведь в преступной среде сейчас много бывших сотрудников спецслужб
-- Да, когда мы брали Алика Грека, у него начальником службы безопасности был полковник, бывший руководитель контрразведки УСБУ в Донецкой области. До его увольнения мы работали вместе. Потом ему предложили большие деньги и он перешел к Греку. Конечно, своих подчиненных подготовил хорошо, но до «Альфы» они не дотягивали. Никто не может противостоять команде, работающей по четко отработанной тактике.
-- Потери у украинской «Альфы» есть?
-- К сожалению, да. 14 семей остались без кормильцев. Наша Ассоциация помогает родным погибших сотрудников, выплачивая пенсию. Сейчас, кстати, ведем переговоры с администрацией Голосеевского района Киева об открытии памятника спецназовцам. Нашу идею поддержал архиепископ Львовский и Галицкий Августин, который даже написал специальную молитву для спецназовцев.
-- А как вы пришли в «Альфу»?
-- Я закончил высшую школу КГБ в Москве. В 1978-80-х годах служил на китайской границе, занимался подготовкой агентурных групп. Затем до 1983 года в Афганистане руководил группой специального назначения, дислоцировавшейся в Тахорской провинции. Мы вели оперативную работу среди местного населения, моджахедов. Внедрялись в банды, а затем их уничтожали. Воевали с отрядами известного афганского полевого командира Ахмад Шаха Массуда.
-- Как же вы могли внедряться в банды? Язык, допустим, можно выучить, а внешность?
-- Во-первых, там, где я служил, очень много рыжебородых и голубоглазых. К тому же, когда на голове чалма, меня невозможно было отличить от местных. Выучил молитвы, местные приветствия.
-- «Работать» -- это значит уничтожать боевиков?
-- Да. На подконтрольной нам территории находилось 13 крупных банд. Наша группа ликвидировала 11. После Афганистана я еще работал в разведывательном подразделении и не думал, что опыт может впоследствии пригодится. Но так получилось, что мне предложили вступить в «Альфу» и принять участие в ее создании. Ни секунды об этом не жалею.