20 лет назад умерла народная артистка СССР, чьи песни «Синий платочек» и «Давай закурим!» звучали на фронтах Великой Отечественной
Последний раз она вышла на сцену в 1976 году, отмечая свое 70-летие в Колонном зале Дома Союзов. Поздравляя Клавдию Шульженко, Леонид Утесов тогда сказал: «Поэты и композиторы удивляются умению певицы открывать в песне такие стороны, о которых сами даже не догадывались».
После концерта Клавдия Ивановна поклонилась -- по-своему, по-шульженковски, до земли. Все были поражены: казалось бы, пожилая женщина, после болезни Но именно так певица благодарила зрителей за любовь и внимание.
Несколько фактов из жизни великой певицы
1. Задатки большого таланта у 16-летней дочери харьковского бухгалтера-железнодорожника заметил главный режиссер столичного драматического театра (в 1923 году столицей Украины был Харьков) Николай Синельников. Выпускница школы Клава Шульженко решила испытать судьбу и отправилась на прослушивание в театр. В ответ на вопрос режиссера: «Ну что же мы умеем, девочка?» заявила: «Все! Петь, декламировать, танцевать». -- «Пожалуй, спойте», -- сказал Николай Синельников и подозвал к роялю концертмейстера Дуню -- так здесь называли молодого Исаака Дунаевского, в будущем известного композитора. Впервые исполнив перед слушателями свою любимую «Розпрягайте, хлопцi, конi» и еще несколько песен, Шульженко была зачислена в труппу драматического театра.
2. Первым избранником Клавдии Шульженко был харьковский поэт Иван Григорьев. Поэт ласково называл ее Куней. Молодые люди прожили вместе несколько лет, Куня даже носила обручальное кольцо, но свои отношения пара официально так и не оформила.
3. В 1928 году начинающая певица отправилась в Ленинград. В те годы в городе на Неве собирались лучшие композиторы, поэты, певцы-эстрадники. Успех Шульженко на сцене местного мюзик-холла превзошел все ожидания. Вместо запланированных двух песен Клавдии пришлось исполнить все семь, входящие в ее репертуар. Затем последовали выступления в Москве, знакомство с руководителем московского джаза Леонидом Утесовым и предложения со студии грамзаписи.
4. Замуж Клавдия Шульженко вышла за приобретавшего известность мастера разговорного жанра Владимира Коралли, который отбил ее у поэта Григорьева, буквально угрожая тому браунингом. У супругов родился сын Гоша, но их брачный союз носил скорее творческий характер (супруги возглавляли популярный джаз-оркестр). Измены в семье были обычным делом. В артистических кругах даже ходила эпиграмма: «Шульженко боги покарали. У всех мужья, у ней -- Коралли».
5. Для своей первой грампластинки, выпущенной в 1937 году, певица выбрала ту же «Розпрягайте, хлопцi, конi». Диск на прилавке не залежался, и за ним последовали записи «Утомленное солнце», «Я возвращаю ваш портрет», «Когда простым и нежным взором», лихая «Ах, Андрюша!», озорная «Кукарача». Песни Клавдии Шульженко поселились едва ли не в каждом дворе, стали участниками семейных застолий и народных гуляний.
6. Концерт певицы в Ереване, намеченный на 22 июня 1941 года, не отменили. Романс Ильи Жака на слова Лебедева-Кумача «Руки, вы словно две большие птицы» в исполнении Клавдии Шульженко неожиданно обрел новый смысл -- разлука стояла на пороге каждого дома.
Возвратившись в Ленинград, джаз-оркестр Коралли-Шульженко вошел в состав концертной фронтовой бригады. После первых же выступлений бойцы начали заказывать Клавдии песни из довоенной жизни, где не существовало бомбежек, артналетов и атак. И просили певицу выступать в концертных нарядах, а не в гимнастерке.
Однажды в госпитале Шульженко услышала из-под бинтов голос обгоревшего танкиста: «Кунечка!» Это был харьковчанин Иван Григорьев, ее первый избранник. Через несколько часов он скончался от ран.
7. После одного из концертов в части под Ленинградом, охранявшей «Дорогу жизни» на Ладожском озере, лейтенант Михаил Максимов предложил Клавдии Шульженко новый текст уже известной песни польского композитора Иржи Петербургского «Синий платочек». До войны ее, только на слова Якова Галицкого, записали Изабелла Юрьева и Лидия Русланова.
«Синий платочек» на слова Михаила Максимова в исполнении Клавдии Шульженко стал чем-то вроде фронтового гимна наряду с прославленной «Давай закурим!».
8. В декабре 1952 года известная артистка получила приглашение от Сталина принять участие в новогоднем концерте. «Раньше надо было звонить!» -- отрезала Шульженко. От расправы ее спасла только скорая смерть вождя.
9. Оказавшись после развода с Коралли без квартиры, актриса пришла к министру культуры СССР Екатерине Фурцевой просить жилье. Прождав длительное время в приемной, Шульженко заявила: «Мадам, вы плохо воспитаны!» -- «Надо быть скромнее!» -- парировала Фурцева. Но актриса не смолчала: «Вы были ткачихой, сегодня вы министр, и кем будете завтра -- неизвестно. А я певица, которую любит народ!»
10. Почти через 20 лет после развода певица познакомилась со своим давним поклонником. Много лет подряд он присылал ей поздравительные открытки к 8 Марта и дню рождения, подписанные инициалами Г. Е. Кто это, никто не знал. И только благодаря случаю они встретились -- таинственным незнакомцем оказался кинооператор Георгий Епифанов. Однажды увидев Клавдию Ивановну, он влюбился, как мальчишка, а подойти боялся. Ради Шульженко Епифанов ушел из семьи, но так и не расписался с Клавдией. Знаменитая актриса страшно ревновала Георгия, который был моложе ее на 12 лет, и после восьми лет совместной жизни они расстались.
11. В еде Клавдия Ивановна была весьма непритязательна: с утра -- творожок, в обед -- бульончик. В личной машине надобности не было -- на концерты возили служебные. Для поездок по городу актриса обычно пользовалась метро, хотя таксисты, узнав ее, готовы были бесплатно мчаться по любому адресу.
А вот косметику Клавдия Ивановна признавала только французскую и выкладывала за нее колоссальные суммы. Так же требовательно относилась и к своим нарядам. Костюмы заказывала лучшей столичной портнихе и только за свой счет, ибо от вида бесплатных тканей в Москонцерте приходила в ужас.
Еще одной слабостью певицы был антиквариат. Вместе с Лидией Руслановой они специально ездили в столичный магазин «Бронза» за роскошными зеркалами, люстрами, картинными рамами.
12. В московском спорткомплексе «Олимпийский» Алла Пугачева представляла свою театрализованную программу «Пришла и говорю». В тот вечер в ее репертуаре преобладали песни с драматическими или трагическими нотами. После исполнения «Когда я уйду» Алла Борисовна, не скрывая слез, единственный раз обратилась к публике: «Сегодняшний концерт посвящаю ушедшей от нас великой певице Клавдии Ивановне Шульженко, Человеку и Учителю с большой буквы »
Зал ахнул -- о кончине Шульженко еще никто не знал. А Пугачевой незадолго до концерта скорбную весть сообщил сын Клавдии Ивановны Игорь Владимирович. 18 тысяч зрителей поднялись с мест и застыли в молчании. Это было 17 июня 1984 года. В день похорон Клавдии Ивановны шел дождь
13. Через 12 лет рядом с ее могилой на Новодевичьем кладбище похоронили Владимира Коралли. А спустя год, в день рождения Клавдии Ивановны, умер одинокий Георгий Епифанцев.
У надгробия великой актрисы чьи-то заботливые руки постоянно кладут синий платочек.