Культура и искусство

Народная артистка россии алиса фрейндлих: «мою дачу жестоко ограбили. Я и сама могла стать жертвой кровавых грабителей»

0:00 — 30 июня 2004 eye 1059

В Киеве завершились десятидневные гастроли Большого Драматического театра им. Г. Товстоногова.

Ведущая актриса знаменитого театра Санкт-Петербурга играет в трех из пяти привезенных спектаклей -- «Коварство и любовь», «Аркадия» и «Калифорнийская сюита». В свободное от спектаклей и репетиций время Алиса Бруновна прогулялась по городу, посетила Киево-Печерскую лавру и… Бессарабский рынок. А также охотно пообщалась с журналистами. На встречу в редакции газеты «Аргументы и Факты в Украине» народная артистка России приехала без опоздания. По словам актрисы, сказывается немецкая пунктуальность. Выглядит актриса так, словно недавно сошла с площадки любимого фильма советского, да и современного зрителя «Служебный роман»: внешне строгая и неприступная, а в душе -- добрая и открытая. Перед беседой актриса достала из серебряного портсигара легкую сигарету, вставила ее в мундштук и элегантно отставив пальчик, закурила…

«Я всегда влюблялась в своих партнеров»

-- Не мне 46, а я на сцене уже 46 лет, -- ответила Алиса Фрейндлих на комплимент. -- Если честно, сейчас я чувствую себя намного старше. Недавно мне пришлось перевоплотиться в девяностолетнюю старуху для съемок нового фильма по повести Дины Рубиной. Его рабочее название -- «На Верхней Масловке». Это улица, на которой расположены мастерские художников и скульпторов… Такой своеобразный московский Монмартр. С ужасом считаю дни, когда он выйдет на экран. Ведь в нем я совсем старая. Гримеры на мои натуральные морщинки накладывали специальный грим, который значительно прибавлял возраст. Да и мироощущение изменилось -- я как бы стала старше. По сюжету моя героиня влюбляется в мужчину намного моложе себя. Разыгрывается настоящая драма. Главный герой Женя Миронов совершенно упоителен -- и как человек, и как актер… Мягкий, нежный, интеллигентный. Моей группы крови, если можно так сказать! Или я его группы крови!..

-- Ваши отношения можно назвать «служебным романом»?

-- О-о-о! Мне приятно, что «Служебный роман» оказался таким долгожителем и что его смотрят до сих пор, даже молодое поколение. Когда молодые люди говорят «мы любим этот фильм», меня это немножко изумляет, это значит, что фильм вписался во время -- и в ТО, и в ЭТО. Значит, есть какие-то моменты вечности, раз он прожил такую долгую жизнь -- 27 лет на экране! А в своих партнеров по фильмам я всегда влюблялась. Это были творческие романы. Влюбиться могу и сейчас. С Женечкой Мироновым в «Верхней Масловке» мы играем человеческую драму, когда два абсолютно одинаковых по мироощущению, взглядам на жизнь человека оказались разъединены временем. Ему -- 30 с небольшим, ей -- почти 90. Вообще, три четверти ролей, которые мне приходилось играть, были связаны с какой-то любовной драмой. Поэтому, не влюбляясь в своего партнера, просто невозможно убедительно сыграть любовь. Это не имело какого-то житейского продолжения, но я всегда воспитывала в себе влюбленность в своих партнеров по кино.

-- А какую роль любовь играла в вашей личной жизни?

-- Я всегда обретала крылышки! Но больше, чем в своего мужа, я не была влюблена ни в кого. Роскошный, красивый, видный мужик, талантливый, остроумный, он сочетал в себе абсолютно все качества, которые я обычно выделяю в мужчине. Мы много лет проработали вместе. К сожалению, его уже нет на этом свете, но я вспоминаю его как самую главную, интересную страницу в моей жизни. Даже не страницу -- огромный том!

-- Что побудило вас после девятилетнего перерыва снова вернуться на съемочную площадку?

-- Интересная, ироническая роль в сериале «Женская логика». Из всех предлагаемых мне за несколько лет она показалась самой славной. Кроме того, этот иронический детективный сериал исключает «кровавость». Интересный сценарий, яркий образ, талантливо написанные диалоги. Уже отсняли три части. Знаете, участие в этом проекте отразилось и на моей личной жизни. По глупости я что-то теряла, день ходила, как в воду опущенная, а потом вдруг на меня находило какое-то озарение, и пропажа оказывалась в самом невероятном месте. В августе будем снимать продолжение. Думаю, в четвертой части режиссер сделает американский хеппи-энд и поставит точку: мисс Марпл уезжает за границу и прекращает заниматься частным расследованием.

«Первую машину, «копейку», купила на гонорар за «Служебный роман»

-- Получается, что летом вместо отпуска вы будете активно работать?

-- Да, август я проведу на съемочной площадке. Но июль у меня свободный. Поеду к себе на дачу в Сосново.

-- Как всегда, сами поведете машину?

-- Ну что вы, я уже давно не вожу, хотя у меня водительское удостоверение с 1978 года. Первую машину, «копейку», купила на гонорар за «Служебный роман». Потом со временем машины менялись -- «тройка», «четверка», «пятерка», «семерка», «восьмерка»… Последняя моя машина -- «Сузуки» -- была такая славная, но я ее к чертовой бабушке продала. И больше не сяду за руль! Не одолею эту сумасшедшую улицу! Сейчас можно часами стоять в пробке, бесплодно теряя время, постоянно куда-то опаздывая. Меня это пугает, поэтому предпочитаю место пассажира.

-- Зато на даче, в уютном домике среди сосен, наверное, тишина и спокойствие, не то, что в городе?

-- Да, но иногда в поселке разыгрываются такие страсти, что и городу такого не снилось. Мою дачу жестоко ограбили. Я и сама могла стать жертвой кровавых грабителей. Но нет худа без добра. В канун Нового года я заболела и вместо того, чтобы отправиться праздновать на дачу, осталась в городе. А в это время банда, на счету которой было уже шесть убийств, орудовала в моем доме. Вынесли все, вплоть до тапочек и мелочей, остались только книги и икона Спасителя, которая валялась на полу. Через полгода грабителей поймали.

-- Может, они знали, что в доме никого нет?

-- Возможно, ведь у них был наводчик -- женщина, по сей день живущая в нашем поселке. Я даже знаю, кто она. Ее не посадили, потому что она была беременна. Дали условный срок. Все остальные участники банды тоже избежали наказания. Главарь банды, литовец, взял всю вину на себя. А после суда повесился в камере. Перед ограблением в Сосново эта банда отличилась в Риге, ограбив коттедж известного коллекционера. Грабители убили его и жену, собрали всю коллекцию, потом услышали наверху какой-то шорох и вернулись -- там находились парализованная бабушка и 10-летний мальчик. Их тоже убили! Душили проводами.

Наверное, и мне вряд ли удалось бы вырваться из их лап, видно, ангел-хранитель спас меня. По дороге бандиты потеряли в моем доме старинную икону, правда, поцарапали ее. После этого случая я провела на дачу телефон, сблокировалась с соседкой и подключила сигнализацию. И она уже доказала свою необходимость. Какой-то парень пытался вытащить через форточку, к которой не были проведены датчики сигнализации… стиральную машину! В этот момент его и засекли.

-- Кроме детективных историй, наверное, на даче есть занятия и поприятнее?

-- Я страстный грибник! Страшно люблю лес и охоту за грибами -- так я это называю. Умею готовить из грибов все, что угодно: и солить, и сушить, и просто вкусно поджарить. Думаю, этот дар мне передался от мамы и бабушки.

-- Наверное, их фотографии занимают особое место в вашем семейном альбоме?

-- К сожалению, в войну многое погибло. Мы с родственниками собрали все, что осталось, -- только фотографии родственников поколения моей прабабушки. Устной информации намного больше. Бабушкины предки, их фамилия была Зейтц, были привезены Екатериной из Северной Германии -- Мекленбурга, Шверина. Они были стеклодувами, и когда под Питером Екатерина строила стекольный завод, их пригласили как специалистов этого дела. Что касается деда Фрейндлиха, то информация о первых представителях этой фамилии, которые появились в России, утеряна. Один из двоюродных Фрейндлихов был провизором императорского двора Его Величества, другой -- садовником императорского двора. А мой дед Артур получил российское гражданство только в 1828 году… Сохранился документ -- его прошение о гражданстве с резолюцией градоначальника. Вот поэтому во мне и идет бесконечная борьба немецкой и русской крови. Русский человек, как правило, бесшабашен, возбудимый, широкий… А немцы чрезмерно пунктуальны, тщательны, сверхаккуратны! Я люблю, чтобы все лежало на своих местах, все было вовремя и по списку. Но так не получается -- русское «авось» противоречит немецкому «надо».

«Внуки мало меня видят. Я не лучшая бабушка на свете»

-- Часто собираетесь на даче с детьми и внуками?

-- К сожалению, нет. Я же занятая бабушка. Внуки мало меня видят, я не лучшая бабушка на свете. Дочку свою я тоже не растила. Совершенно не было времени, она была на попечении нянек. Мы с мужем были поглощены театром. Но когда она выросла, сказала: «Меня воспитали мама и папа. Я видела, как много они работали, и для меня главный воспитатель -- их пример. Не назидание, а именно пример».

-- Внуки тоже берут с вас пример и рвутся в артисты?

-- Все дети -- лицедеи, нет ребенка, который бы не кривлялся. Никита и Анечка -- милые, славные детки. Актерские качества у них проявляются достаточно часто. С той разницей, что Никита -- интроверт, а Аня -- экстраверт. Пока не могу сказать, кто из них продолжит актерскую династию.

-- А как дети воспринимают свою звездную бабушку? Наверное, все спектакли с вашим участием посещают?

-- На спектакли они пока не ходят, потому что еще маленькие, только начинают обретать право идти на взрослый спектакль. Мы стараемся вести их туда, где им будет интересно… А ко мне они относятся просто как бабке, и все. Что во мне такого особенного? Был единственный случай, когда Никита, еще совсем маленький и не понимающий каких-то этических аспектов этого вопроса, пытался использовать мое имя. Привели мы с Варей, моей дочкой, Ника в поликлинику (у него с глазками были проблемы), он по коридору ходил-ходил, ждал, когда его примут, а потом подошел к киоскерше, которая лекарства продавала, и говорит: «А вы знаете, кто моя бабушка? Моя бабушка -- Алиса Фрейндлих!» Варя его тут же одернула: «Как тебе не стыдно? Зачем ты этим бравируешь?» Он ответил: «Ну хорошо, а если бы я потерялся, как бы вы меня нашли?» Так что аргумент у него был достаточно убедительный.

-- А в питерскую квартиру дети часто наведываются?

-- Да я и сама там редко бываю. То съемки, то спектакли. Иногда просыпаюсь в своей кровати и не знаю, в какую сторону вставать -- влево или вправо. Потому что только что я была в постели в поезде, потом в гостинице… Вообще, я страшно ПОЛЮБИЛА бывать дома! За короткое время стараюсь сделать все дела, которые не успевала раньше. Сяду, напишу список из одиннадцати пунктов… Два из них выполню, остальные девять приходятся на следующую паузу. И это несмотря на то, что у меня есть помощница, которая готовит и убирает.

Живу я одна. С котом! Кот у меня замечательный -- сибиряк. Кусается… Брать его с собой не могу -- он огромный. Вот и приходится либо подбрасывать его кому-то, либо просить кого-то жить у меня на время моего отсутствия.

-- Специально для вас Роман Виктюк поставил спектакль «Осенние скрипки». Не собираетесь продолжить сотрудничество?

-- Мы много лет поглядывали друг на друга со стороны и поговаривали, надо бы что-то поставить. Но как-то не было материала. Виктюк его и нашел. Мы в Киев приезжали с этим спектаклем. Получилось замечательно. Конечно, нам хотелось бы сделать что-то подобное. Он думал поставить «Трудных родителей» Кокто. Название придумал замечательное -- «Эшафот любви». Но не нашел денег на этот спектакль. Может, когда-нибудь наши творческие дорожки снова сойдутся.