Происшествия

Заслуженный артист украины аккордеонист игорь завадский: «когда учительница смотрела на класс, ручка была у меня в правой руке, но как только она отворачивалась, я сразу же писал левой»

0:00 — 2 марта 2004 eye 573

В Украине подготовлено первое пособие по обучению левшей правильному письму

Пятилетняя Алиса смалу старалась все делать левой рукой. Мама пробовала перекладывать карандаш или ложку в ее правую руку, но девочка упрямо возвращала ее в левую. В конце концов родители с этим смирились. Но когда Алису отдали в детский сад, начались проблемы.

-- Малышка стала отказываться идти в садик, а я не могла понять, почему, -- рассказывает Анна Васильевна. -- Однажды, когда я ее забирала, ко мне подошла воспитательница: «Не знаю, что делать с вашей дочкой. Она отказывается писать правой рукой». Я возмутилась: «Но вы же знаете: Алиса -- левша». -- «А я левшей учить не умею. Так что либо переучивайте, либо занимайтесь с ней сами».

Мама Алисы с тем и обратилась в редакцию, что не знает: переучивать -- не переучивать? Ведь говорят, что леворукость -- признак того, что у ребенка хороший творческий потенциал.

«Я считаю, что у левшей больше возможностей в жизни -- из-за их природных способностей»

Известный аккордеонист Игорь Завадский из тех, кого пытались переучивать, но он не поддался, и сегодня уверен, что именно своей левой руке обязан сценическими успехами. А они недюжинные: Игорь единственный в Украине обладатель «Золотой лиры» -- приза Международного конкурса аккордеонистов.

-- Еще до школы я заметил, что делаю не так, как все, -- вспоминает Игорь. -- Понимал, что меня могут за это поругать, поэтому свою леворукость скрывал. Только через полгода классный руководитель заметила, какой рукой я пишу, и сразу позвонила маме. Мама провела со мной серьезную беседу и взяла обещание впредь писать как все.

Я честно пробовал писать правой рукой, но вместо красивых букв получались какие-то каракули, да и неудобно было писать правой! Но классного руководителя огорчать не хотелось, поэтому когда она смотрела на класс, я брал ручку в правую руку, а как только отворачивалась, перекладывал ее в левую. Так пришлось «скрываться» почти до конца школы. Мама, конечно, это замечала, но в конце концов разрешила делать, как мне удобно.

Считается, что у левшей с точными науками, у примеру, математикой бывают проблемы. А у вас?

-- У меня проблем не было, но, может быть, это связано с тем, что я с пяти лет учился играть на аккордеоне, то есть постоянно развивал правую руку, а значит, полушарие, отвечающее за математические способности. Впрочем, в первом классе у меня было приключение, которое запомнилось. Нам за каждую пятерку ставили звездочку, и ребята друг перед другом хвастались, у кого их больше. Однажды учительница сказала: тот, кто быстрее всех правильно решит задачу, получит аж две заветных звездочки. Зная, как решить задачу, я для скорости стал писать левой рукой и сдал работу первым. Каково же было огорчение, когда учительница поставила мне единицу! Оказалось, из-за того что паста в ручке текла, я все написанное стер ребром ладони. Впоследствии приходилось постоянно быть начеку, чтобы такое больше не повторилось, но ребро ладони при письме я пачкаю до сих пор.

-- Но вернемся к аккордеону. В игре на этом инструменте ведущая рука -- правая. Как же вам удалось научиться так виртуозно играть?

-- Всегда считалось, что инструмент, который я выбрал, предназначен для праворуких, и у меня были определенные сложности в освоении техники игры. Мне приходилось заниматься больше других, но впоследствии леворукость мне только помогала. И сейчас я уверен, что аккордеон все-таки больше подходит левшам. Дело в том, что правой ты только нажимаешь на кнопки, а левой растягиваешь меха, и она лучше, чем правая, чувствует, как это нужно делать.

-- Большинство леворуких в подростковом возрасте испытывают дискомфорт из-за постоянного внимания к себе. Вас, Игорь, оно не угнетало?

-- У меня все происходило с точностью до наоборот. Поскольку я был артистичным ребенком, то внимание мне как раз нравилось. Друзья часто просили: «Ну, покажи, как пишешь левой». Да и мама часто хвасталась подругам, какой у нее талантливый левша. Таким образом, то, что я левша, мне в жизни только помогало.

Кстати, я уверен, что если бы не стал музыкантом, то обязательно -- спортсменом. В детстве тренеры частенько заманивали меня в секции то фехтования, то бокса. А все потому, что левши нестандартно мыслят, и значит они неудобные противники. Вообще я считаю, что у левшей больше возможностей в жизни -- из-за их природных способностей. Но они не всегда могут ими воспользоваться, потому что боятся проявить свою индивидуальность.

«Выбор руки -- не каприз ребенка»

Но если все так, как рассказывает Игорь Завадский, почему же левшей всегда старались переучить? Негативное отношение к леворукости имеет исторические корни. В Библии указывается: те, кого Бог посадил по левую руку, пойдут в муку вечную, а те, кого он посадил по правую -- в жизнь вечную. Во многих языках слово «левша» подразумевает человека с негативными качествами. В частности, во французском слово «левый» несет, кроме основного, значение «лживый». Грешит этим и русский язык, однако в то же время левша в нашем понимании -- это человек необыкновенных способностей.

И все-таки характер нашего письма (слева направо) затрудняет левшам обучение, и в советских школах левшей переучивали. Ситуация изменилась только после того как в середине 80-х ученые убедились: в числе последствий такого переучивания -- нарушение у детей темпа и ритма речи, заикание, нервные тики и энурез. Леворуких было рекомендовано не переучивать в школах, но это не сняло их проблем. Одна из них -- как научить ребенка правильно писать левой рукой?

-- Левшей у нас учат так же, как и правшей, -- говорит заведующий кафедрой детской, социальной и судебной психиатрии Киевской медицинской академии последипломного образования имени П. Щупика доктор медицинских наук Анатолий Чуприков. -- Поэтому в школах и садиках нередко настаивают на переучивании. А ведь выбор руки -- не каприз ребенка, он связан с распределением ролей между полушариями головного мозга. Дети-левши отличаются от праворуких сверстников: они эмоциональные и часто художественно одаренные, прекрасно лепят, обнаруживают музыкальные способности. Но в то же время им часто свойственны задержка речи и затруднения в произношении различных звуков. Такой ребенок непосредствен, доверчив, легко поддается настроениям. Ему с трудом даются чтение и письмо, что в первом классе может стать камнем преткновения. Но если взрослые найдут правильные методы воспитания, то проблемы будут разрешены.

За последнее десятилетие количество левшей увеличилось, и сейчас в Украине это каждый десятый, что подтолкнуло специалистов к созданию пособия по подготовке леворукого ребенка к письму. Что же следует знать родителям и педагогам, которые сталкиваются с левшами?

Во-первых, левша быстро устает, поэтому, занимаясь с ним, перерыв следует делать через каждые 20--30 минут. Учитывая повышенную утомляемость, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы ребенка не отвлекали шумы и яркие краски -- ковры, картины, календари. При письме левой рука перекрывает линию строки, а значит, ребенку удобнее сидеть боком, подняв плечо -- это обязательно приведет к искривлению позвоночника.

Для леворуких характерны выраженные нарушения почерка, неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к), искажение их конфигурации, зеркальное письмо. Леворуких детей отличает также более медленный темп письма. Вообще обучение письму -- процесс не только длительный (навыки письма у левшей формируется лишь к девяти-десяти годам), особенно в букварный период. Необходимо учитывать и трудности со зрительно-пространственной ориентировкой, недостаточной дифференциацией отдельных пространственных признаков контура букв.

При изучении букв эти трудности проявляются в том, что ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как это надо сделать, может путать не только правую или левую сторону буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям определить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Чтобы снять эти трудности, нужна специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти, различия фигур среди других. Часто в таких ситуациях помогает обучение вышиванию -- так как оно приучает мысленно планировать направление действий руки.

Если ребенок пишет печатные буквы зеркально (в обратную сторону), делать ему замечания бесполезно. Лучше предложить ему списывать буквы по пунктирным линиям, снабженным стрелками. Так он довольно быстро научится изображать буквы правильно.

-- Впрочем, родителям левшей и их учителям лучше прочитать наше пособие, -- советует Анатолий Чуприков.