Происшествия

12-летний андрей овсянников, без запинки ответивший на все вопросы игры «самый умный», больше всего на свете любит читать энциклопедию и терпеть не может телевизор

0:00 — 3 марта 2004 eye 1931

Гимназист из Миргорода стал первым победителем интеллектуального турнира учащихся 5--6 классов сборной Украины и России

Стать участником игры «Самый умный» Андрюша хотел давно, но не подходил по возрасту. Каждую субботу мальчик включал телевизор и отвечал на все вопросы, опережая игроков, хотя они старше его на несколько лет. Он уже смирился с тем, что придется подождать пару годков. Но тут создатели программы, которая выходит на канале «1+1» при содействии Британского совета «Образовательные возможности», решили «омолодить» турнир и дали объявление об отборе кандидатур среди пятиклассников и шестиклассников. Андрей Овсянников позвонил на телестудию и оставил свои координаты на автоответчике, даже не сообщив родным. А когда чуть позже с ним связались авторы передачи, чтобы протестировать по телефону, после третьего вопроса последовало удивленное: «Вам, наверное, уже звонили со студии? Вы так быстро отвечаете на вопросы, будто заранее знаете, о чем мы будем спрашивать».

С одинаковым интересом мальчик читал букварь и газету «ФАКТЫ»

Общаться с самым умным -- одно удовольствие. Андрюша невозмутим и не по годам серьезен. Улыбается изредка и лишь уголками губ. А очки придают ему солидности. Ведущая шоу Тина Канделаки была права, когда заметила: «У меня такое впечатление, что я разговариваю с министром».

Действительно, Андрея Овсянникова, учащегося 5-Г класса миргородской гимназии имени Тараса Шевченко, за основательность и разносторонние знания очень часто в шутку называют министром. Правда, до недавнего времени мальчуган мечтал быть хирургом. Он научился делать уколы родным и осилил Атлас анатомии человека. Но сейчас увлекся историей России, и медицина отошла на второй план.

-- Японский язык тоже забросил -- надоело, -- говорит Андрей. -- Все прошлое лето штудировали его вместе с учительницей английского языка по кассетам и учебникам, но у меня не было стимула. Может, позже, когда увижу перспективы, вернусь к нему…

В свои двенадцать Андрей владеет уже двумя иностранными -- английским и французским. Украинский и русский для него родные в равной степени. На английском языке защитил свою первую научную работу на тему «Соединенные Штаты Америки» на кафедре иностранного языка и зарубежной литературы в гимназии. Кстати, и писать он научился сперва на английском (это было в пять с половиной лет), а потом уже на всех остальных.

Читает с трехлетнего возраста. Слоги он «пропустил» -- начал сразу со слов. В чтении неразборчив. Ему было все равно, что читать: букварь, детскую энциклопедию или «ФАКТЫ», которые являются любимой газетой в семье. Конечно, родители и бабушка с дедушкой переживали, что большие нагрузки скажутся на зрении мальчика, генетически унаследовавшего близорукость. Но выбора не оставалось -- надев очки, Андрюша продолжал читать запоем.

-- Сын и в детский сад не ходил потому, что там не было книжек, и с детьми не занимались чтением, -- рассказывает мама умника, Светлана Николаевна, учительница программирования гимназии, где учится Андрей. -- Неделю продержался, а потом бабушка возобновила воспитание по своей методике. Она все время играла с ребенком, а когда ей надо было отлучиться на кухню, давала Андрюше какую-то книгу, и он занимался самостоятельно. Он, мне кажется, родился таким: со стремлением к знаниям. Да и дома у нас все постоянно учатся. Папа наш, инженер по образованию, заканчивает еще и Военную академию Вооруженных Сил Украины. Я тоже вынуждена постоянно повышать свою квалификацию, ведь программирование развивается очень быстрыми темпами.

Андрею жаль тратить время на домашнюю работу

По меркам современной системы образования, в первый класс Андрюша Овсянников пошел поздно -- в семь с половиной лет. Он хорошо читал, писал, быстро решал задачи, но его первая учительница с истинно педагогической мудростью не превозносила успевающего ученика и очень редко хвалила. «Андрюша, этого недостаточно, тебе надо еще учиться», -- часто повторяла она. А мальчик рад был стараться! И чем больше узнавал, тем сильнее убеждался: действительно, знает мало. А хотелось знать все! К счастью, родители не жалели денег на умные, познавательные книги. Они считают, что средства, потраченные на образование, -- выгодное вложение капитала.

-- На подготовку домашних заданий мне достаточно полчаса, -- рассказывает юный эрудит. -- А потом принимаюсь за энциклопедию. Читаю ее выборочно, лишь то, что меня интересует в данный момент. Надоест читать -- захожу в Интернет, там тоже много узнаю. А для души есть Жюль Верн. Я прочитал почти все его произведения. Люблю Гарри Поттера. Во втором классе даже пытался придумать продолжение его приключений…

-- А по дому помогаешь, есть у тебя какие-то обязанности?

-- Не-е-т. Мне жаль тратить время, скажем, на мытье посуды или приготовление еды. Этим занимается, в основном, бабушка. Она часто балует меня чем-то вкусненьким. А я читаю, даже когда ем.

-- Ты занимаешься еще и музыкой…

-- Я нигде не выступаю, учусь играть на скрипке для себя. Добровольно-принудительно. Когда-то мама настояла, и теперь я уже в четвертом классе музыкальной школы.

-- В ходе телеигры ты выбрал сначала сектор «Общие знания» и блестяще ответил практически на все вопросы. А потом остановился на секторе «Техника». Увлекаешься машинами?

-- Абсолютно к ним равнодушен, хотя дома есть и автомобиль, и велосипеды. Просто из оставшихся мне эта тема показалась самой легкой.

-- Кроме мытья посуды и приготовления еды, что еще тебе не нравится?

-- Уроки рисования, труда и физкультуры. Не люблю смотреть мультики и телефильмы.

Светлане Николаевне неоднократно предлагали перевести Андрея в старший класс, ведь по уровню развития он опережает своих сверстников как минимум на два года. Но она считает, что сыну комфортно в том окружении, в котором он сейчас находится. Это позволяет мальчику заниматься множеством других интересных дел.

Гимназисты Миргорода хотят доказать, что их город -- родина умников

После передачи, которая демонстрировалась 21 февраля, Андрей Овсянников стал местной знаменитостью. Пятиклассника пришли поздравить с победой мэр Миргорода Александр Паутов и его заместитель. А родителям и директору гимназии уже звонили ректоры некоторых вузов, предлагая бесплатную учебу на факультетах экономики и менеджмента. Но Андрюша к этому относится по-философски спокойно. Только улыбнулся уголками губ, когда городской голова вручил ему три тома энциклопедии.

Мальчика, ставшего в своей возрастной группе первым претендентом на участие в суперфинале игры, который состоится в конце учебного года, не интересует даже главный приз -- гранд на образование в Великобритании. Удастся его получить -- хорошо, нет -- не беда. По словам Андрюши, главное -- участие в состязаниях и, конечно же, победа. Награды -- второстепенное.

На первый взгляд, ничего сложного для интеллектуально развитого ребенка турнир не представлял. Надо было лишь сосредоточиться и очень быстро ответить на поставленный вопрос. Чем больше правильных ответов в минуту, тем выше балл. Почти на каждый вопрос Андрей отвечал досрочно. Он уверяет, что ему угадывать не приходилось, он все знал. И то, какое оружие было впервые применено в ходе первой мировой войны, и как называется специальное устройство для устойчивости корабля, и каким фронтом командовал генерал Ватутин… Не волновался, как многие другие, и был уверен, что победит. После трех туров, в которых принимали участие 24 игрока, он набрал баллов больше всех.

-- Какой был самый трудный вопрос?

-- Все легкие.

-- А какой самый необычный?

-- Я уже и не помню, о чем меня там спрашивали. Вышел из студии -- и все забыл…

Директор гимназии Анатолий Радько утверждает, что в интеллектуальном шоу, кроме Андрея Овсянникова, могли достойно выступить как минимум десять их воспитанников. Педколлектив у них подобрался отличный. Есть современная оргтехника. Компьютеры, факсы -- это награды учителям за победы в различных конкурсах. А сам Анатолий Васильевич, единственный среди директоров Полтавщины, не так давно выиграл гранд в программе «Партнеры общественного образования» и стажировался в США.

-- Сегодня многие ученики изъявили желание повторить рекорд Андрея Овсянникова, и это хорошо, -- говорит директор. -- Я считаю, что умение подтвердить свои знания, проявить самостоятельность, твердость духа -- настоящий поступок. Мы докажем, что известный всему миру маленький Миргород -- город умников.