Политика

Генпрокурор геннадий васильев: «для возбуждения уголовного дела по материалам, переданным генералом кравченко, оснований нет»

0:00 — 4 марта 2004 eye 270

Следователи, изучив собранный на отечественные спецслужбы «компромат», обнаружили, что за границей они защищают интересы своей страны

Генпрокуратура не будет возбуждать уголовное дело по материалам, переданным в Украину из ФРГ генералом СБУ Валерием Кравченко. Об этом сообщил журналистам Генпрокурор Геннадий Васильев. По его словам, в предоставленных документах нет ни одного указания руководства СБУ либо инструкции о проведении незаконных действий, а именно -- о слежке за украинскими и иностранными политиками в ФРГ.

Прослушивать и следить тоже надо в рамках закона

Как ранее сообщали «ФАКТЫ», экс-советник посольства Украины в Германии, генерал-майор СБУ Валерий Кравченко в конце февраля сделал ряд заявлений немецким средствам массовой информации. В частности, сообщил о том, что располагает документами, свидетельствующими о санкционировании руководством СБУ незаконной слежки за политиками и чиновниками, пребывающими в ФРГ. И готов передать их в распоряжение Генпрокуратуре. Правда, Кравченко поставил условие -- следователи должны с ним встретиться для передачи документов в Германии. Пока в надзорно-правовом ведомстве решали, кого отправлять в командировку и отправлять ли вообще, народный депутат Николай Томенко вызвался съездить на аудиенцию к генералу Кравченко в Германию. Во время состоявшейся встречи парламентарий получил от разведчика «компромат» на родные спецслужбы и привез его в Украину. В Киеве он выполнил возложенную на него функцию. Передача документов следователям Генпрокуратуры состоялась 26 февраля.

Для понимания того, что вменяет в вину своим коллегам по работе в СБУ генерал Кравченко, следует отметить, что разведорганам Украины для выполнения возложенных на них функций разрешено применять методы и средства оперативно-розыскной деятельности (следить, прослушивать, вербовать агентуру и т. д. ), но в установленном законом порядке. В частности, такая деятельность может проводиться, например, в отношении лиц, которые совершили или готовятся совершить преступление, на основании реальной угрозы жизни судей, сотрудников правоохранительных органов, а также при необходимости получить развединформацию в интересах безопасности общества и государства и т. д. Любая другая разведдеятельность, находящаяся за очерченными законом рамками, является неправомерной.

Было ли это зафиксировано в документах, переданных генералом Генпрокуратуре? По словам Геннадия Васильева, у Кравченко не было средств оперативно-розыскной деятельности, то есть службы наблюдения, агентурной сети, не имел права генерал и кого-либо вербовать. Разведчику ставились задачи, соответствующие его должности и возможностям. В подтверждение этому Генпрокурор Геннадий Васильев рассказал, что переписка между посольством и СБУ ведется под грифом «Для служебного пользования». Как известно, если речь идет о какой-либо агентурной работе, на сопровождающих документах стоит гриф «Совершенно секретно». Иначе говоря, любой специалист скажет, что в бумагах с пометкой «Для служебного пользования» (именно такой гриф стоит на документах, переданных Кравченко Генпрокуратуре) не может содержаться информация, касающаяся наблюдения, слежки, работы с агентами и т. п.

Если генерал не хочет быть завербованным, ему надо вернуться в Украину

Геннадий Васильев зачитал журналистам некоторые положения из тех указаний, которые получал генерал из Киева. Итак, Кравченко просили выяснить, в частности, по чьему приглашению тот или иной политик посетил Германию, сроки визита, цель, программа, кто финансировал пребывание украинской делегации в ФРГ, какие и где проводились переговоры, подписывались документы… Противозаконно ли это? Нет. Потому что сбор такого рода информации не является ноу-хау отечественных спецслужб. Более того, регламентируется не только отечественными законами, но и Венской конвенцией о дипломатических отношениях. Геннадий Васильев напомнил ряд ее положений, в частности о «выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства».

По сути, предоставленные генералом Кравченко документы свидетельствуют о том, что он занимался сбором информации в рамках и украинского, и международного законодательства. «Каждая страна защищает свои интересы, так почему же такая работа не может проводиться Украиной?» -- задал риторический вопрос Геннадий Васильев. А пристальное внимание со стороны СБУ к чиновникам, находящимся за рубежом, Генпрокурор объяснил следующим образом: министры, представители власти являются носителями секретной информации, которую нужно защищать законными методами. Собственно, это и происходило в случае с Кравченко. Задания следить за журналистами, политиками и правительственными чиновниками генерал не получал.

По словам Геннадия Васильева, пока оснований для возбуждения уголовного дела в отношении генерала СБУ нет. Прозвучавшие в последнее время заявления Кравченко не нарушают положений статей Уголовного кодекса о защите секретной информации, государственную тайну он также не обнародовал. Генерал СБУ передал материалы в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку, что и было сделано. Тем не менее Генпрокурор считает, что Кравченко должен вернуться в Украину, ведь он все же генерал СБУ, и спецслужбы других государств были бы не против с ним пообщаться…

Что же касается намерений народного депутата Николая Томенко обнародовать документы генерала, то Геннадий Васильев заявил: «Если экспертиза установит, что в материалах Кравченко содержится государственная тайна, то народный депутат будет привлечен к уголовной ответственности за ее разглашение». Николай Томенко, передавший вчера журналистам фрагменты инструкций, полученных Кравченко от руководства СБУ, считает невозможным возбуждение против него уголовного дела. По мнению народного депутата, независимо от того, содержится в документах гостайна или нет, после их опубликования ответственность может нести только субъект, непосредственно владеющий материалами.