В ответ глава государства приказал стянуть войска к границам автономии
Вчера вечером истек срок 24-часового ультиматума, предъявленного президентом Грузии Михаилом Саакашвили главе Аджарской автономной республики Аслану Абашидзе. Отношения между Тбилиси и Батуми резко обострились в воскресенье после того, как Саакашвили и его помощников не пустили на территорию Аджарии. Возмущенный грузинский президент был вынужден вернуться в город Поти, где и сделал свое гневное заявление.
Саакашвили назвал Абашидзе «средневековым феодалом, создавшим собственную армию». Президент потребовал, чтобы ему был немедленно обеспечен свободный и безопасный проезд по территории Аджарии, где он намеревался встретиться с избирателями перед парламентскими выборами (они назначены на 28 марта). Кроме того, Саакашвили заявил, что не позволит Абашидзе нарушать действующие в Грузии законы, а значит, власти Аджарии должны в течение суток обезоружить и распустить незаконные формирования, имеющиеся в автономии.
В воскресенье Абашидзе находился в Москве. Он тут же созвал пресс-конференцию, на которой назвал Саакашвили лжецом. Лидер Аджарии заявил, что президент Грузии не приближался к границе автономии. «Он вообще не покидал Поти, а история с тем, что его не пропустили в Аджарию, является поводом для моего насильственного отстранения от власти Саакашвили пообещал сбить мой самолет, когда я буду возвращаться в Батуми. В ответ я обещаю сообщить лично ему час и номер борта (самолета. -- Авт. ), на котором я буду вылетать!» -- сказал Абашидзе. Но слово свое не сдержал. Самолет с ним летел в Батуми по безопасному маршруту -- над Черным морем в нейтральном воздушном пространстве и только недалеко от границы с Турцией повернул на Аджарию.
Саакашвили приказал стянуть к границам автономии крупные войсковые подразделения с бронетехникой. Он также грозит взять Аджарию в блокаду, закрыть аэропорт и морской порт Батуми и погранпост Сарпи, через который проходят большегрузные автомобили. Абашидзе в ответ ввел на территории Аджарии комендантский час и объявил мобилизацию. Спешно создаются новые войсковые формирования, населению выдается огнестрельное оружие. На улицах Батуми появились танки и БТРы. Лидер Аджарии заявил, что готов к переговорам с Саакашвили, но не верит в их успех. Он предложил, чтобы российские войска, находящиеся в автономии, встали между конфликтующими сторонами для предотвращения кровопролития.
Представитель Министерства иностранных дел России Александр Яковенко заявил следующее: «Есть опасения, что Тбилиси планирует прибегнуть к силе. В случае кризиса вся ответственность за его последствия ляжет на грузинское руководство». Тем не менее Москва пообещала, что российские военные не станут вмешиваться во внутренние дела Грузии.