Происшествия

Скорее всего, первая подземная магистраль начнется на столичной площади победы, пройдет под центром города и днепром и закончится возле станции метро «левобережная»

0:00 — 17 марта 2004 eye 304

Строительство транспортных туннелей -- единственная возможность разгрузить киевские улицы от засилья автотранспорта

В столице таки собираются строить подземные автомобильные тоннели. Причем, реализация этих масштабных проектов начнется уже в ближайшие два года -- городские власти согласились с выводами проектных институтов, доводами автодорожников и Госавтоинспекции, отмечающих, что реально разгрузить центр Киева, освободить жилые массивы от транзитного транспорта смогут лишь подземные магистрали.

Строительство их, при всей, казалось бы, сложности задач, вполне реально и под силу отечественным специалистам. Осталось определиться с проектами первоочередных тоннелей и приобрести современную технику, способную быстро и качественно работать под землей, не причиняя вреда рельефу и экологии столицы…

«Возможности нынешних автодорог далеко не безграничны»

-- С каждым годом транспорта в городе будет все больше, -- уверен генеральный директор коммунальной корпорации «Киевавтодор» Владимир Жуков. -- А возможности нынешних магистралей далеко не безграничны. Уже сегодня автомобилисты попадают в ловушки на центральных улицах. Расширить их нельзя -- слишком плотная вокруг застройка, невозможно и «прорезать» дороги через кварталы. Остаются два варианта -- строить эстакады или прокладывать тоннели.

В отдельных случаях, естественно, выручат эстакады, и мы планируем их возводить, однако не делать же этого по всей центральной части Киева. Ведь мы серьезно нарушим тогда архитектурный ансамбль, вмешаемся в историческую среду кварталов. К тому же жильцы близлежащих домов станут больше страдать от шума, а выхлопные газы автомобилей ухудшат экологическую ситуацию.

Подземные тоннели решают многие проблемы -- водители смогут гораздо быстрее преодолевать немалые расстояния, направляясь из одного района в другой, станет меньше шума, не пострадает историческая часть города. К тому же рельеф столицы позволяет прокладывать тоннели довольно быстро.

Кстати, первые подземные магистрали предусматривались Генеральным планом развития Киева еще в 1967 году, но вскоре от столь прогрессивной идеи отказались -- не было соответствующей техники, не хватало опыта строительства подобных сооружений. Сейчас тоннели протяженностью от полутора до 10 километров существуют во многих странах мира. А под Альпами в Швейцарии строится самая большая подземная магистраль -- ее длина составит 57 км.

-- Современные технологии позволяют строить тоннели довольно быстро, -- отмечает Владимир Жуков. -- К примеру, Лефортовский тоннель длиной 2,2 километра соорудили в Москве за 13 месяцев. Это, по сути, протяженность планируемой нами подземной магистрали под Днепром в районе Оболони.

-- По нашим подсчетам, к 2020 году в столице будет миллион автомобилей, плюс огромное количество иногороднего транспорта, -- отмечает и. о. главы правления АО «Киевпроект» Олег Овдий. -- Уже сейчас через центр города ежедневно проезжает 250 тысяч машин, больше половины из них -- транзитные. За последние несколько лет количество автомобилей, пересекающих мосты через Днепр в городской черте, увеличилось в 1,5 раза(!). Поэтому наши специалисты предлагают строить прежде всего тоннели, которые соединят левый и правый берега реки.

Еще один тоннель станет продолжением Большой Окружной дороги на севере столицы

Самая большая подземная магистраль -- длиной почти восемь километров -- начнется в районе Русановского залива недалеко от станции метро «Левобережная» и станет продолжением Броварского шоссе. Тоннель пройдет под Днепром параллельно мосту Метро, затем под улицами Январского восстания, Суворова, Кловским спуском, Крещатиком, бульваром Шевченко и закончится в районе площади Победы. Эта магистраль значительно разгрузит центр города и мост Метро, а главное -- под землю уйдет транзитный транспорт Черниговского и Житомирского направлений.

Еще один тоннель станет продолжением Большой Окружной дороги на севере столицы. Сейчас участок дороги строят к улице Богатырской, дальше транспорт уйдет в туннель, протянувшийся на 2,2 километра под Днепром и выйдет на поверхность возле улицы Бальзака на Троещине, разгрузив Московский мост.

По словам Олега Овдия, соорудить тоннели по три полосы в каждом направлении можно за 12--15 месяцев, в то время как строительство моста через Днепр займет около четырех лет. Рассматривается возможность и строительства двухуровневых тоннелей -- по три полосы на каждом уровне. Автомобили тогда смогут двигаться на разных «этажах» как в одном, так и в двух направлениях.

Разгрузить бульвар Шевченко позволит небольшая -- около трех километров -- подземная магистраль от площади Победы до улицы Бассейной. Шестикилометровый тоннель планируют еще от улицы Борщаговской -- в районе улицы Шолуденко, вдоль линии железной дороги и русла реки Лыбедь, под улицами Урицкого, Федорова, проспектом 40-летия Октября, с выходом на улицу Саперно-Слободскую -- недалеко от Южного моста. От автомобилей значительно освободятся центр города и Московская площадь. Еще одна подземная автодорога протяженностью 2,5 километра запланирована от улицы Богатырской под Гаванью к улице Набережно-Крещатицкой. Этот тоннель позволит разгрузить улицы древнего Подола и Московский проспект (бывший Красных Казаков).

Крайне необходим тоннель, который станет продолжением строящегося Подольского мостового перехода

-- В первую очередь мы предлагаем построить тоннели от площади Победы к станции метро «Левобережная» и соединить подземной магистралью Оболонь с Троещиной, -- подытоживает Олег Овдий. -- Крайне необходим еще тоннель, который станет продолжением строящегося Подольского мостового перехода. На правом берегу трасса моста упирается в гору на улице Фрунзе -- в районе Пивзавода. Построить здесь поверхностную дорогу практически невозможно, поэтому лучше всего увести транспорт под землю, миновать сложные рельефы под улицами Олеговской, Лукьяновской, Глыбочицкой, Артема и вывести автомобили на улицу Косиора.

Для безопасности движения в подземных магистралях предусмотрены современное освещение, системы пожаротушения и рассеивания выхлопных газов, пути эвакуации людей. К примеру, через каждые 500 метров, по словам директора проектного института «Укрметротонельпроект» Виктора Яникина, вдоль тоннеля сделают специальные сбойки, по которым можно будет выводить людей из одного подземного сооружения в другое. В сбойках предусмотрены тамбуры с противопожарными дверями и системы, подающие свежий воздух…

-- Существующие тоннелепроходческие комплексы действительно позволяют построить подземную магистраль длиной, скажем, около 2,5 километра за полтора-два года, что значительно быстрее, чем сооружать мост через Днепр, -- уточнил «ФАКТАМ» Евгений Миненко, представитель компании «Херренкнехт» в Украине, уже 26 лет производящий оборудование для строительства тоннелей. -- К примеру, тоннель в немецком городе Люблике сооружен под гаванью параллельно действующему мостовому переходу, который демонтируют, как только туннель заработает. А построили его всего за восемь месяцев.

В украинской столице целесообразно строить внутригородские подземные магистрали -- к примеру, от площади Победы к станции метро «Левобережная» -- двухъярусными, по три полосы в каждом ярусе. Это будет намного быстрее. Так сооружен внутригородской туннель в Париже. А вот подземную магистраль под Днепром -- между Оболонью и Троещиной -- лучше сделать двухтоннельной.

Туннелепроходческий комплекс можно построить за год, для его монтажа на строительной площадке в Киеве понадобится около трех месяцев. Как свидетельствует практика, стоимость одного погонного метра тоннеля с внешним диаметром 14 метров -- а это высота четырехэтажного дома! -- обходится около 100 тысяч евро. Однако тоннель протяженностью около 10 километров обойдется вдвое дешевле.