В Соединенных Штатах, где начался процесс над украинским экс-премьером, уверены, что для приобретения этой недвижимости Лазаренко использовал деньги, заработанные незаконным путем
Судебный процесс над бывшим премьер-министром Украины Павлом Лазаренко, начавшийся на этой неделе в Сан-Франциско, привлекает внимание ведущих средств массовой информации и особенно американской прессы. Подробнейшие публикации об этом громком деле появились во всех крупных газетах и журналах, издающихся в США. Внимательное их прочтение позволяет понять, чем же так поразил воображение американцев Павел Лазаренко.
На территории США крайне редко судят политиков и государственных деятелей других стран, пусть и бывших. В последний раз такой «чести» удостоился панамский диктатор Мануэль Норьега. Было это почти 20 лет назад. Но его преступления меркнут перед тем, в чем подозревают Лазаренко: взятки, финансовые махинации, покушения на убийство, отмывание денег. «Звучит, как будто сценарий нового голливудского триллера! На самом деле это драматическая история из реальной жизни » -- пишет газета «Марин индепендент джорнал», выходящая в Сан-Франциско.
Официально американские власти предъявили украинскому экс-премьеру обвинение в отмывании 114 миллионов долларов. Но в газетах называются и другие суммы -- от 200 миллионов до миллиарда долларов! И по логике американского обывателя в этом есть определенный резон. В прошлом году Лазаренко отпустили под залог в размере 86 миллионов долларов. Такой суммы залога Америка просто не помнит! Даже убийц и насильников, торговцев наркотиками и боссов мафии освобождают под куда более скромные деньги. У американцев начинает лихорадочно колотиться сердце, когда они слышат про залог в миллион долларов. Ведь это означает, что обвиняемый совершил очень тяжкое преступление. А тут -- 86 миллионов долларов! И пусть внесено было пока только 65 из них, это не меняет сути вопроса. С точки зрения любого гражданина Соединенных Штатов размер залога должен быть сопоставим со степенью тяжести обвинения. В данном случае речь идет о финансовых махинациях, отмывании денег. И если с человека потребовали 86 миллионов долларов, значит украсть он должен был в десять раз больше!
А теперь прибавьте к этому историю с покупкой особняка в пригороде Сан-Франциско. Новато -- очень тихий и спокойный городок. Здесь живут в основном представители среднего класса, которые могут позволить себе дом стоимостью до 500 тысяч долларов. Есть, конечно, несколько миллионеров, чья недвижимость оценивается в полтора миллиона долларов. Но самым дорогим, вызывавшим зависть у окружающих, был особняк на Обертц-лейн, 100. Эту домину площадью свыше 2000 квадратных метров построил местный бизнесмен-финансист Джордж Майкл Шипси. Боже, как радовались жители Новато, когда в 1997 году его посадили в тюрьму за хищение 700 тысяч долларов из пенсионного фонда! Они считали, что справедливость наконец восторжествовала.
После этого местное общество несколько успокоилось. Особняк снял в долгосрочную аренду популярный комик Эдди Мерфи. Звезде Голливуда понравился и район, и сам дом. В Новато нет обычной голливудской суеты, а он как-никак человек семейный -- пятеро детей подрастают. До Сан-Франциско каких-то 70 километров -- рукой подать по американским меркам. Выйдешь на прогулку по Тихому океану на катере или яхте -- и в хорошую погоду виден знаменитый мост «Золотые ворота». Им даже можно любоваться в бинокль, или телескоп непосредственно со специальной смотровой площадки на крыше дома. А на работу -- в Голливуд -- можно и на вертолете летать, благо, на участке есть две посадочные вертолетные площадки. Говорят, особенно понравилось Мерфи наличие пяти бассейнов -- как раз на каждого отпрыска по одному. Хоть толкаться не будут, выясняя, кто первым в воду полезет. И в самом доме места хватает. И все такое солидное. У мошенника Шипси был вкус -- помимо множества спален, гостиных, кабинетов в особняке есть просторный бальный зал, гранитные полы и дубовые двери с латунными пластинами и массивными позолоченными ручками.
Но Мерфи пожил на Обертц-лейн и съехал, купив себе дом в Лос-Анджелесе. Особняк вновь стал лакомым кусочком для местных агентов по торговле недвижимостью. Впрочем, они не верили, что кому-то из них удастся его скоро продать. Как вдруг в Сан-Франциско появился реальный покупатель -- Павел Лазаренко. Украинец выложил за особняк 6,7 миллиона долларов не моргнув глазом. Наличными! Местные жители все еще вспоминают, как агент, оформлявший эту сделку, сидел потом в баре и дрожащим от волнения и выпитого виски голосом рассказывал, как покупатель небрежно раскрыл кейс и предложил пересчитать деньги. И в Новато каждый понял, что приехавший иностранец не чета их мистеру Шипси. Это птица куда более высокого полета.
Кстати, особняк, купленный Лазаренко, является одной из причин, по которой его дело слушается в суде Сан-Франциско. Местная прокуратура уверена в том, что для приобретения этой недвижимости бывший украинский премьер использовал деньги, заработанные незаконным путем. Тем не менее дом на Обертц-лейн, 100 снова выставлен на продажу! Об этом написали газеты «Канзас стар» и «Сан-Франциско кроникл». Эти издания утверждают, что агенты теперь просят за него 12 миллионов долларов. Вот только пока неясно, от чьего имени они действуют -- Лазаренко или государства.
Но факт остается фактом -- особняк, все еще остающийся собственностью украинского экс-премьера, сразу оказался в списке 50 самых дорогих домов, продающихся в настоящее время в США. Этот рейтинг каждый год составляет журнал «Форбс».
Возглавляет этот список имение «Три пруда», расположенное на острове Лонг-Айленд (Нью-Йорк). Оно принадлежит Шерил Гордон -- вдове легендарного торговца недвижимостью Эдварда Гордона, который создал целую империю. После его смерти компанию поглотили более молодые и энергичные конкуренты. Теперь настал черед и «Трех прудов». Имение было выставлено на продажу в августе прошлого года. Вдова просит за него 75 миллионов долларов. Эксперты считают, что цена явно завышена. На такие деньги еще могут претендовать дома, расположенные на океанском побережье, а особняк Гордонов к таковым не относится. Однако у него есть несколько весомых преимуществ. Во-первых, на территории участка расположено поле для игры в гольф. Вдова уже не раз сдавала его в аренду для проведения престижных турниров. Во-вторых, название имения абсолютно оправдано. Там действительно есть три чудесных пруда, больший из которых сравним по размерам с озером. Площадь особняка превышает 2300 квадратных метров. Имеется винный погреб с коллекцией из 3000 бутылок отборных сортов вин, а также коттедж для гостей и несколько ухоженных садов с различными цветами -- розами, лилиями, гортензиями.
Но, как отмечает журнал «Форбс», даже за такой особняк 75 миллионов долларов многовато. Такие деньги никто не даст. Яркий пример тому история с домом миллионера Нельсона Пелтца, президента компании «Триарк», расположенном в Палм-Бич. За него тоже просили 75 миллионов долларов, и особняк два года возглавлял рейтинг самой дорогой недвижимости, выставленной на продажу. В этом году Пелтц вообще отозвал свое предложение с рынка. Средняя цена в списке журнала «Форбс» -- 49 миллионов долларов за дом. Но за два года ни один из особняков, входивших в первую десятку, так и не был продан. Это значит, что реальная цена на хорошие дома площадью свыше 2000 квадратных метров колеблется от 10 до 20 миллионов долларов. Так что особняк Лазаренко в Новато попадает в это число.