Происшествия

Марина зиброва: «после года совместной жизни я поставила павлу ультиматум: или идем в загс, или уезжай к себе в святошин»

0:00 — 23 марта 2004 eye 941

В том, что украинские женщины -- далеко не СЛАБЫЙ ПОЛ, «ФАКТЫ» убедились, узнав, через какие испытания прошли некоторые известные украинки

Март принято считать месяцем женским -- так уж повелось. Правда, в одном «пункте» традиция претерпевает изменения -- все реже и реже женщин называют «слабым полом». Сегодня они руководят компаниями, содержат семьи. Глядишь, через год-другой начнут уступать место мужчинам в транспорте. Однако главная сила женщин в том, что они умеют выстоять под грузом жизненных обстоятельств, а в наше время это особенно важно.

Известные украинские женщины рассказали «ФАКТАМ» о том, через какие испытания им пришлось пройти.

Глава украинского правительства Валентина Шевченко: «Мужу я благодарна за все: он многие домашние дела брал на себя»

Известный политик советской эпохи, Председатель Президиума Верховного Совета Украинской ССР с 1985 по 1990 годы Валентина Шевченко прошла испытания ВЛАСТЬЮ. Дочь рядового шахтера и воспитательницы, она и не помышляла, что когда-нибудь окажется на такой вершине.

-- Ой, сколько ситуаций было! -- вспоминает Валентина Семеновна. -- К примеру, многие тогда удивлялись -- все правительство на черных «Волгах», а я на белой. Часто просила водителя -- кстати, сейчас он возит нашего президента -- менять правительственные номера на обычные и отправлялась к друзьям на дачу, в лес, на пикник -- куда хотела. На работу предпочитала ходить пешком -- пообщаться по дороге с людьми, посмотреть на жизнь не сквозь стекло автомобиля.

«Свободолюбивость» Валентины Шевченко стала легендой в правительственных кругах. Однажды, приехав на съезд в Москву с украинской делегацией, после очередного заседания она… сбежала в театр. «Валентина Семеновна, где вы были? Мы вас разыскивали, хотели посовещаться», -- недоумевал Владимир Щербицкий.

-- Не боялись должность по неосторожности потерять?

-- В том и парадокс, что за должности я никогда не держалась и даже «сопротивлялась» им -- и тем не менее продвигалась вперед.

К примеру, трижды Валентину Семеновну уговаривали уехать в Москву: в 1966 году -- секретарем ЦК ВЛКСМ, в 1970-м -- заместителем министра образования СССР, в 1989-м -- председателем Совета национальностей Верховного Совета Советского Союза.

-- И все три раза со слезами на глазах отказывалась, -- вспоминает Валентина Семеновна, -- не хотела уезжать из Украины. Мне ведь и самый первый переезд из Кривого Рога в Киев дался очень нелегко. Мужу пришлось менять специальность… А ехать в Москву -- об этом не могло быть и речи. В 1989-м меня пытался уговорить сам Горбачев… Партийная дисциплина не знала слова «не могу» -- было слово «обязан».

-- И какой же аргумент сработал?

-- У меня он был всегда один: мол, «возражает муж». Горбачев, услышав его, даже пошутил: «Так мы тебе другого мужа найдем -- академика, генерала… » Но я настояла на своем, припугнув, что если мое мнение не учтут, заявлю о своем отказе прямо с трибуны съезда…

-- Когда были у руля государства, случалось ли, что жалели о своем восхождении на вершину?

-- И не раз. Думала: уйду в декрет -- пропади оно все пропадом! Но так и не решилась родить второго ребенка, точнее, не нашла времени -- о чем жалею. Власть ведь, поймите, -- это очень напряженный труд и огромная ответственность. Самым острым моментом в моей карьере был Чернобыль. Меня тягали по прокуратурам, но самое страшное -- меня предали люди, которые, казалось, вошли в мою жизнь навсегда. Очень тяжело я пережила и то, что случилось с Украиной после перестройки: люди, роющиеся в мусорниках, беспризорные дети -- это страшно!

-- С Олимпа трудно было спускаться в реальную жизнь?

-- Я вам признаюсь: я самая большая дура -- с той точки зрения, что, будучи при власти, так ею и не воспользовалась. Могла квартиру поменять на лучшую -- не поменяла. Сын в армии отслужил, как все -- моя мама по этому поводу упрекала: мол, весь дом над тобой, Валентина, смеется… Что еще? Не была ни на одной товарной базе, хотя звали меня все и постоянно. Директора ювелирных заводов приглашали. А я сознательно «обходила» эти объекты: ведь люди не будут вникать, что за экскурсия, скажут: «Ясно, чего приперлась: чтоб золото-бриллианты ей дарили».

Продукты я могла заказывать с доставкой на дом, промтовары покупать в 6-й секции московского ГУМа -- как член Президиума Верховного Совета СССР. Но чаще одежду мне приобретала в Ленинграде у финнов подруга. Платья, сарафаны шила еще одна моя подруга. Домработниц же у меня не было ни тогда, ни сейчас.

-- Тем не менее вы состоялись и как политик, и как женщина. Ведь многие мужья не могут пережить успешность «второй половины», и семьи рушатся…

-- Мужу я благодарна за все. Он многие домашние дела брал на себя: с сыном делал уборку, мыл окна, ходил на рынок… А главное, у него потрясающее чувство юмора -- оно скрепляет наш брак.

Из власти Валентина Семеновна ушла сама, как только ей исполнилось 55 лет. Но быть просто домохозяйкой не смогла: нынче Валентина Шевченко возглавляет две общественные организации -- Конгресс деловых женщин Украины и Всеукраинский благотворительный фонд содействия развитию физкультуры, спорта и туризма.

Вице-чемпионка мира по конькобежному спорту Татьяна Тарасова: «У меня есть сертификат, который удостоверяет, что я женщина!»

Восемь лет Татьяна Тарасова (ныне Кулешова) была в сборной СССР по конькобежному спорту, участвовала в самых престижных соревнованиях -- на Олимпиаде в Лейк-Плесиде, чемпионате мира в Гренобле в 1981 году. Серебряную медалистку в Киеве встречали музыкой и цветами…

Однако спортивный век недолог. Родив сына, Татьяна ушла преподавать на кафедру зимних видов спорта в Киевский национальный университет физкультуры и спорта. Однако на преподавательскую зарплату жить было тяжело, тем более что брак Татьяны распался, она осталась с сыном одна. Из института вице-чемпионка ушла, заняла у знакомых денег и… отправилась обучаться профессиональному массажу.

-- Восстанавливающий массаж -- один из важных элементов спортивной жизни, и нам, спортсменам, время от времени приходится делать его друг другу, -- говорит Татьяна. -- Поэтому мой выбор был неслучаен.

-- Да, не в каждом салоне работают звезды спорта…

-- Меня часто просят рассказать о прошлой жизни, в которой было и радостное, и грустное, и смешное. Ну вот, например, история с сертификатом, который удостоверяет, что я… женщина. Знаете, в Олимпийской деревне на играх в Сараево все спортсменки проходили тест на идентификацию пола. Такое было в моей жизни впервые! Дело в том, что в истории спорта были случаи, когда в женских соревнованиях участвовали гермафродиты. Они ведь сильнее обычных женщин. Поэтому и проводился такой тест «на пол».

В своей нынешней работе Татьяна стала, судя по всему, не меньшим профессионалом, чем в спорте. А прошлая жизнь -- и слава! -- помогают ей держаться с достоинством.

Марина Зиброва: «Павел хотел, чтобы его будущая жена и два языка знала, и борщи умела варить»

Супруга народного артиста Украины Павла Зиброва, недавно оказавшаяся в эпицентре внимания благодаря скандальному клипу, где она снялась с Иваром Калныньшем, шутит, что на ее долю выпало испытание… известными мужчинами. Первый ее муж -- неоднократный чемпион Европы и мира по баскетболу, призер Олимпийских игр Александр Сальников.

-- Когда мы познакомились, мне было 18 лет, он на десять лет старше, -- вспоминает Марина. -- Он был женат. Теперь-то я точно знаю, что на чужом горе счастья не построишь, а тогда вышла замуж за Александра без сомнения, у нас родился сын. Девять лет совместной жизни пролетели незаметно, и тут… Александр ушел к другой женщине -- как когда-то ко мне. Самое страшное после развода -- на что жить? Ведь рядом с известным, обеспеченным человеком об этом не приходилось задумываться. Стала давать частные уроки английского детям.

Спустя некоторое время Марину взяли в частную фирму переводчиком, а затем -- в Союз промышленников и предпринимателей, где за пять лет работы она доросла до советника по вопросам международного сотрудничества.

-- Мое пребывание в этой должности совпало с тем периодом, когда президентом Союза промышленников и предпринимателей был нынешний Президент Украины Леонид Кучма, -- продолжает Марина. -- Знакомство наше началось с конфуза. Леониду Даниловичу решили представить сотрудников. Я же в этот день наметила генеральную уборку на рабочем столе. Когда делегация с Леонидом Даниловичем во главе появилась в дверях, готова была провалиться сквозь землю, но, увидев перед собой добрые улыбающиеся глаза, почувствовала твердую почву под ногами.

В Союзе промышленников и предпринимателей Марина и с Павлом познакомилась.

-- Он выступал на одном из наших мероприятий, -- вспоминает Марина. -- После концерта, на банкете, Павел пошутил: мол, ищет жену, но есть к ней требования: чтоб и два иностранных языка знала, и рубашки умела крахмалить, и борщи варить. Я и съязвила: «Женщина, знающая два языка, никогда не будет вам крахмалить рубашки и варить борщи!»

Слово за слово -- и Павел оставил Марине телефон. Ей же пришло в голову познакомить с ним свою подругу. Но кончилось все тем, что Павел стал перевозить к ней свои вещички…

-- А после года совместной жизни я поставила Павлу ультиматум: «Или мы идем в загс, или ты уезжаешь к себе в Святошин». Павел выбрал первое. Мы расписались, а через месяц я сказала, что нужно венчаться -- не рожу ребенка невенчанной…

Нынче Марина -- директор Театра песни Павла Зиброва. Иногда, по ее признанию, приходит домой даже позже, чем муж: подготовка новых сольных программ, переговоры с авторами текстов, монтаж клипов, концертов -- все на ней.