Торговля людьми приносила преступникам многомиллионные доходы
Арест 39-летнего украинского бизнесмена Виктора Соломки, проживавшего со своей семьей в графстве Норфолк, остается на этой неделе одной из главных тем в британских масс-медиа. Напомним, что правоохранительные органы Великобритании подозревают Соломку в организации преступной сети, занимавшейся торговлей людьми. Полиция утверждает, что именно он является мозговым центром этой организации, незаконная деятельность которой приносила многомиллионные доходы. «ФАКТАМ» вместе с московским бюро английской газеты «Дэйли экспресс» удалось узнать многое о жизни Соломки в Норфолке. Об этом рассказали соседи Виктора.
В небольшом городке Кингс-Линн украинский бизнесмен появился два с половиной года назад. Он приобрел дом и земельный участок общей стоимостью свыше 500 тысяч долларов. Пару недель жил там один, потом привез жену и дочь-подростка. После этого тихая жизнь городка закончилась. Одна из соседок Соломки, 27-летняя студентка юридического факультета Мелани Лакстон, рассказывает: «Первым делом они построили новый забор около трех метров высотой. По периметру установили видеокамеры слежения. У ворот круглосуточно дежурила охрана. По-моему, они были вооружены. В общем, превратили свой дом в Форт-Нокс! На крыше появилась «тарелка» от спутниковой антенны -- раза в два больше в диаметре, чем обычные. Когда Соломка привез свою семью, мы с мамой по традиции испекли кекс и пошли познакомиться с новыми соседями. Мы не напрашивались в гости, но таков обычай. Нас встретили очень враждебно -- послали подальше в буквальном смысле!»
Еще один сосед, не пожелавший называть свое имя, говорит, что Соломка и его жена ни с кем из соседей не хотели разговаривать. Когда к ним обращались, они отвечали дежурной фразой: «Мы не говорим по-английски». «Но однажды я увидел их в закусочной «Макдоналдс». Они делали заказ, и их английский был вполне хорош. Акцент, конечно, присутствовал, но говорили они быстро и без запинки. Потом я еще несколько раз слышал, как они беседуют с посторонними людьми на английском языке »
Соседям украинского бизнесмена приходилось жаловаться не только на его враждебность. По вечерам Соломка принимал гостей. С его участка неслась оглушительная музыка. Местные жители жаловались в полицию, Виктору делали замечания, но все оставалось по-прежнему.
Вскоре соседи обратили внимание на то, что в доме Соломки всегда кто-то гостит. «Люди постоянно менялись. Их привозили на машинах, чаще в микроавтобусах или небольших фургонах. Они никогда не приезжали сами, обязательно с сопровождением. Какое-то время гости находились в доме, потом исчезали, но им на смену прибывали другие. Приезжих становилось все больше и больше, им уже приходилось ночевать прямо в машинах, которые парковались у забора. Иногда мы даже не могли проехать, приходилось просить, чтобы они дали дорогу, -- утверждает Мелани Лакстон. -- Но самый неприятный инцидент произошел в прошлом году: у ворот взорвался джип! В полиции нам сказали, чтобы мы не беспокоились: мол, никакого криминала не было, машина оказалась неисправна, что и привело к взрыву. Но нам уже стало ясно, что Соломка занимается какими-то грязными делишками »
Британские власти сообщили, что постоянное наблюдение велось за Виктором на протяжении десяти месяцев. Взрыв джипа не остался без внимания полицейских, но они не хотели спугнуть украинского торговца людьми. Соломка поставлял в Великобританию нелегальных иммигрантов из стран Восточной Европы. В основном это были украинцы, россияне, белорусы, жители прибалтийских республик. Дом Виктора в Норфолке служил нелегалам перевалочной базой, где они получали фальшивые документы и отправлялись в Шотландию. Работали в основном на местных рыбных заводах или собирали на побережье мидии. Платили им, как легальным рабочим. С работодателями следствие еще не разобралось до конца. Те утверждают, что понятия не имели о нелегалах. Соломка был у руководителей рыбзаводов на хорошем счету, они не знали, что он присылает им людей с поддельными документами. Виктор устроил свой бизнес так, что заработную плату рабочих (около 11 долларов за час труда каждого нелегала) получал лично. А им перепадали гроши, так как иммигранты были должны своему «благодетелю» за поддельные документы и питание. Ведь первые дни Соломка кормил прибывших за свой счет. Соседи рассказывают, что гараж в доме украинца был забит продуктами. С поставщиками Виктор всегда рассчитывался наличными, которые держал в сумочке на поясе. Тугие пачки банкнот бизнесмен перетягивал резинками. Один из соседей рассказывает, что однажды к Соломке приехал представитель иммиграционной службы. Виктор в дом его не пустил, разговаривал на улице перед воротами. Из услышанных обрывочных фраз сосед понял, что речь идет об очередных «гостях», находившихся в особняке. У них были на несколько недель просрочены визы. Бизнесмен приподнял свитер, открыл свою сумочку, достал увесистую пачку и вручил ее чиновнику. «Там было несколько тысяч фунтов стерлингов! Видимо, он заплатил штраф за всех » -- полагает сосед Соломки.
Виктор и его жена никогда не выходили из дому без телохранителей. Супруги могли ехать в одной машине, а охрана следовала за ними в другой. У украинского бизнесмена были автомобили на все случаи жизни: три джипа (два «Ленд-Крузера» и «Мицубиси-Шогун»), два «Мерседеса» представительского класса и роскошный «Ягуар».