Культура и искусство

Постановление цк вкп(с) о кинофильме «большая жизнь» вынудило режиссера леонида лукова перед всем народом назвать себя «слепым котенком»

0:00 — 14 мая 2003 eye 1014

40 лет прошло с тех пор, как ушел из жизни известный режиссер и сценарист

В этом году Леонид Луков отмечал бы юбилей за юбилеем: 75 лет работы в кино; 65 лет с начала съемок «Большой жизни», ставшей и счастьем и несчастьем режиссера; 60 лет культовому фильму «Два бойца» (и песне «Темная ночь») -- первой в советском кино картине о войне, где «в вое мин и разрывах снарядов слышится стук простого человеческого сердца»; 50 лет со дня появления лучшей экранизации горьковской «Вассы Железновой» с Верой Пашенной…

О Леониде Лукове «ФАКТАМ» рассказали хранитель фондов Музея имени Довженко Вера Комиссаренко и земляк Лукова, влюбленный в его творчество, кинорежиссер Олег Фиалко.

«Сценарий к фильму «Большая жизнь» был написан всего за десять дней»

-- Мариупольский сорванец-голубятник Леня Луков, посмотрев первый в своей жизни спектакль, на следующий день собрал 15 уличных ребят и объявил их «театром», -- рассказывает Вера Комиссаренко. -- Зрителей определил изначально -- рыбаки! И сразу ввел свое «режиссерское правило»: чтобы все было по правде, чтобы у буржуя была настоящая енотовая шуба, а нэпман курил бы не папиросу, а сигару…

Учась в Харькове на рабфаке, Леня вместе с однокурсником пишет свой первый сценарий немого фильма «Ванька и Мститель» о судьбе деревенского мальчика в годы гражданской войны в Украине. Лукову было всего 18 лет! Сценарий понравился, и фильм запустили в производство. 4 марта 1928 года он был завершен -- в один день с рождением Киевской киностудии, которая потом начала называться довженковской. Как угадал юный рабфаковец, что станет первым в строю довженковцев?

В 1930 году Лукова пригласили работать режиссером на Киевскую студию. Здесь он один за другим снял фильмы «Борьба продолжается», «Итальянка», «Я люблю». В картине «Я люблю» сыграли театральная актриса Наталья Ужвий и юная девочка, будущая героиня Великой Отечественной войны Гуля Королева.

Основную ставку Луков делал на актеров. Однажды он испытал «солнечный удар», увидев в пырьевских «Трактористах» Петра Алейникова и Бориса Андреева. А на руках у режиссера был тогда роман известного уже писателя Павла Нилина «Человек идет в гору». Луков все решил молниеносно: вызвал в Киев Нилина, запер его в гостинице «Континенталь», и писатель за десять дней написал сценарий к фильму «Большая жизнь» -- о жизни донецких шахтеров. Это был триумф! И Государственная премия в 1941 году -- естественное его завершение.

Когда через пять лет Луков снял вторую серию этого культового фильма, его ждал сюрприз -- картину запретили. Он пережил шок. Почему? Те же герои, та же любовь к ним. Но… Послевоенный Донбасс. Затопленные войной шахты, развалины, люди еще не отошли от пережитого. Несмотря на разруху, они добывают долгожданный уголь. И что же? Специальным решением ЦК картину не допустили к демонстрации, режиссеру рекомендовали переснять так называемые «неудавшиеся сцены» о реальной действительности 1946 года, которую Луков пытался донести до зрителя. Но режиссер этого делать не стал. И тогда ЦК ВКП(б) 4 сентября 1946 года вынес постановление «О кинофильме «Большая жизнь», разгромив вторую серию в пух и прах.

Луков был вынужден каяться за очернительство советской действительности и называть себя «слепым котенком», не заметившим народного энтузиазма донбасских шахтеров. Но этого было мало. Пришлось доказывать свою лояльность -- так появился фильм «Рядовой Александр Матросов».

О подвиге Александра Матросова ходили разные слухи. Материала о 19-летнем парне не было никакого. Говорили даже, что и подвига как такого не было. Лукова заинтересовала сама ситуация вокруг имени Матросова, и он побывал в Уфе, в полку, носившем имя Матросова, встретился с очевидцами героического поступка солдата.

Фаина Раневская протестовала против замены музыки Богословского

Фильм «Рядовой Александр Матросов» получился человечным и был тепло встречен коллегами. Но произошло непредвиденное: музыку Никиты Богословского заставили заменить симфониями классиков. Против этой варварской акции выступила Фаина Раневская, сыгравшая в картине роль доктора. Власти не хотели видеть в фильме и эпизоды, где показана зарождающаяся первая любовь Саши. Однако зрительский успех помог-таки картине вырваться на экраны.

Травля режиссера иногда приобретала формы полного замалчивания даже тех лент, которые «при жизни становились классикой», как шутили коллеги. Например, о фильме «Два бойца» после смерти Лукова критика писала, что эта картина -- предтеча фильмов «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Иваново детство». А тогда -- только миллионы у касс, мешки писем с фронта, всенародная любовь и поклонение. Однако и звание заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР и орден Ленина за «Двух бойцов» в расчет не брались при обвинении режиссера в очернительстве советской действительности…

-- С самым популярным композитором страны Никитой Богословским Лукова связывали не только творческие узы, -- говорит Олег Фиалко. -- Он любил этого остроумнейшего и блистательного импровизатора. Каждая его песня в фильмах Лукова становилась шлягером. Так было и в «Большой жизни» (»Спят курганы темные»), и в «Александре Пархоменко» (»Ты ждешь, Лизавета.. »), и в фильме «Ночь под Белградом». Но когда прозвучала «Темная ночь» в «Двух бойцах» -- это стало настоящим взрывом. Чтобы песня «ушла в народ» еще до выхода фильма? Такого нигде и никогда не было!

Когда Богословский посмотрел материал «Двух бойцов», настрой Лукова на то, чтобы «в вое мин и разрыве снарядов услышать стук простого человеческого сердца, подслушать солдатские думы», стал понятен и близок композитору. Судьбы двух пулеметчиков (Аркадия из Одессы и Саши с «Уралмаша»), прожитые на экране Марком Бернесом и Борисом Андреевым, потрясли Богословского.

Для написания «Темной ночи» композитору потребовалось всего 15 минут. И за два месяца до выхода фильма песню уже напевали везде, ее знали, любили, считали своей. Марк Бернес вспоминал: «Сначала обо мне как о претенденте на роль Аркадия Дзюбина не было и речи. Я вымолил у Лукова актерскую пробу. Никто в меня не верил. И надо было иметь большое режиссерское мужество, чтобы доверить именно мне эту роль»…

Для следующего фильма Лукову музыку писал уже Тихон Хренников. Лента «Донецкие шахтеры» с Кларой Лучко, Василием Меркурьевым, Владимиром Дружниковым, Лидией Смирновой и другими звездами первой величины получила на VI Международном кинофестивале в Карловых Варах «Премию труда», с успехом прошла в Брюсселе, Лондоне, Пекине и была удостоена Государственной премии СССР

Луков обратился к блестящим спектаклям Малого театра «Варвары» и «Васса Железнова», чтобы испробовать свое революционное решение -- перенести действие пьесы на натуру. В «Варварах» режиссер пытался точками съемок, крупными планами и монтажом выявить зерно горьковской пьесы -- познакомиться поближе с таким явлением, как цивилизованное варварство, которое принесло с собой в дикую провинцию аморальность, духовную деградацию.

«Хорошо, очень хорошо получилось», -- говорила Вера Пашенная о киноверсии «Вассы Железновой»

-- «Вассу Железнову» Леонид Луков решил осовременить, вынеся съемки на живую природу, -- говорит Вера Комиссаренко. -- Исполнительнице главной роли легендарной Вере Пашенной понравились съемки на Волге, хотя вставать приходилось с первыми лучами солнца. Режиссер, как она вспоминала, создавал на площадке атмосферу радостного творчества, импровизации. «Хорошо, очень хорошо получилось», -- подытожила великая актриса. Это был лучший из выпущенных фильмов-спектаклей и первый, где так органично соединились театр и кино.

После успеха «Вассы Железновой» Луков, как бы предчувствуя что-то, спешил снимать фильм за фильмом: «Об этом забывать нельзя» с молодыми Сергеем Бондарчуком и Вячеславом Тихоновым, «К новому берегу» по роману видного латышского писателя Вилиса Лациса. А «Разные судьбы» стали в практике режиссера наиболее знаковой постановкой. Татьяна Конюхова, Георгий Юматов, Юлиан Панич, Татьяна Пилецкая, Бруно Фрейндлих, Лев Свердлин -- звездный ансамбль! И главное, снова вместе с Богословским Луков «придумывает» музыкальное оформление. «Романс Рощина» (на стихи Николая Доризо) стал хитом 1956 года и снискал фильму широкую популярность. Но критике показалось, что в фильме образ отрицательной героини (Татьяна Пилецкая) оттеснил на второй план героев положительных. По установившейся традиции Лукова били за недостаточное внимание к так называемым положительным героям.

Тем не менее звание народного артиста РСФСР режиссеру Лукову все же присвоили.

Фильм «Олеко Дундич» (легендарный герой гражданской войны) был сделан по заказу правительства, а «Две жизни» (по роману Алексея Каплера) оказался последним фильмом Леонида Лукова. «Две жизни» продемонстрировали в Копенгагене на фестивале советских фильмов и назвали лучшей историко-революционной лентой.

И вдруг в реальную жизнь Лукова врывается мистика. Режиссер захотел экранизировать роман Юрия Германа «Один год». Как будто знал, что жить ему осталось ровно столько же. 24 апреля 1963 года Леонид Луков скончался. Ему было только 54. Патологоанатом сказал: «У него было очень большое сердце… »