Происшествия

Даже если российские ввс откажутся от самолета аэ-70, в киеве намерены завершить испытания этой машины в будущем году

0:00 — 15 мая 2003 eye 210

На ее создание уже израсходовано около 178 миллионов долларов

Еще в апреле ничего не предвещало конфликта, который ныне разгорелся вокруг нового украино-российского военно-транспортного Ан-70. Основной этап испытаний машины завершен, приняты правительственные решения о подготовке ее серийного производства в России и Украине. О технических возможностях самолета специалисты прежде отзывались только с восторгом: мол, другой подобной машины в мире нет. И вдруг главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов публично выступил с резкой критикой в адрес Ан-70. Время для этого, похоже, выбрано не случайно.

Российские газеты сообщают, что в Москве планируется уже в ближайшие месяц-полтора объявить конкурс на разработку и создание среднего военно-транспортного самолета. Причем, по словам заместителя главкома ВВС России Дмитрия Морозова, Ан-70 не сможет принять в нем участие, поскольку фактически является тяжелым самолетом. Так что конкурировать будут только Ил-76 МФ и Ту-330. Но основная проблема Ан-70, по мнению главкома Владимира Михайлова, -- не в весе, а в недостаточной надежности. «В акте госиспытаний указывается, что в ходе полетов было 22 случая самовыключений двигателей и 30 случаев их неустойчивой работы», -- заявил главком в интервью телеканалу НТВ. Российских военных не устраивает также топливная экономичность, которая якобы в полтора-два раза ниже нынешнего мирового уровня.

Разработка этого самолета начата 25 лет назад в Киеве, еще под руководством Олега Антонова. Первый полет машина совершила в 1995 году, а через несколько месяцев разбилась. Экипаж погиб. «Антоновцы» на собственные деньги построили второй экземпляр. В январе 2001 года, направляясь на испытание холодами, машине пришлось совершить вынужденную посадку в Омске сразу после взлета. Причиной стал отказ одного из четырех двигателей, а повреждения от посадки «на пузо» (без выпуска шасси) были такими, что самолет пришлось разобрать и по частям доставить на местный авиазавод для ремонта. Затем машина прибыла в Киев своим ходом, и программа испытаний была продолжена. Однако россияне, как теперь стало известно, перестали принимать в них участие.

-- После продолжительного периода взаимных обвинений в феврале нынешнего года мы смогли собраться с российскими экспертами и четко определить, какие недостатки Ан-70 нужно устранить, чтобы продолжить совместные испытания, -- заявил заместитель генерального директора Авиационного научно-технического комплекса имени Антонова по программе Ан-70 Василий Теплов. -- Были определены пять основных недостатков. На сегодняшний день мы их устранили и направили российским коллегам приглашение приехать в Киев.

-- Обоснованы ли заявления главкома ВВС России о том, что Ан-70 устарел?

-- По заключению авторитетнейшего в бывшем Союзе Центрального научно-исследовательского аэрогидродинамического института им. Жуковского (ЦАГИ) и других авиационных институтов, Ан-70 остается уникальным самолетом. Этот факт зафиксирован в акте о первом этапе испытаний. По поводу стоимости Ан-70 могу сообщить, что серийный образец обойдется заказчикам в 35--40 миллионов долларов, тогда как уже далеко не новый американский Си-130 (»Фрегат») стоит 60--70 миллионов, а разрабатываемый западноевропейский аналог Ан-70 будет продаваться за 118 миллионов долларов.

-- Продолжается ли подготовка к серийному производству Ан-70 в Омске и Киеве?

-- К сожалению, она практически остановлена.

-- Что предпримет антоновское КБ, если Россия окончательно откажется от участия в проекте Ан-70?

-- Официального письменного заявления о выходе из проекта Ан-70 Москва не делала. Такой документ, согласно межправительственному договору, должен быть направлен за полгода до выхода из проекта. В любом случае мы намерены завершить испытания самолета в запланированные сроки -- в 2004 году, ведь бросить эти работы будет сродни преступлению. На создание самолета уже израсходовано около 178 миллионов долларов.

Ныне остается шанс на продолжение сотрудничества с Россией, правительство которой пока своего слова не сказало. Сейчас мы оформляем документы о том, чтобы права на интеллектуальную собственность, заложенную в Ан-70, были поровну распределены между Украиной и Россией.