Происшествия

Самое аварийно-опасное место на дорогах столицы -- проспект ватутина в районе моста через реку десенку

0:00 — 15 мая 2003 eye 282

О ситуациях на магистралях Киева и транспортных проблемах города «ФАКТАМ» рассказал начальник управления Госавтоинспекции Киева полковник милиции Анатолий Павловский

С начала года на дорогах Киева зафиксировано 692 дорожно-транспортных происшествия (ДТП), погибли 93 человека и пострадали свыше 700. Больше половины всех ДТП случается по вине пешеходов. Причина, как правило, достаточно банальна: переход улицы в неположенном месте. У водителей -- нарушение правил проезда перекрестков и выезд на встречную полосу движения. А самые тяжкие аварии провоцируют превышение скорости и алкогольное опьянение водителей -- виновниками каждой шестой трагедии на дороге стали пьяные автомобилисты. Многие, кроме того, невнимательны при проезде пешеходных переходов.

Нарушение водителями правил остановки машины и ее парковки -- одна из основных причин заторов на дорогах города

-- Анатолий Сергеевич, ГАИ ведет учет наиболее аварийно-опасных мест?

-- Безусловно. В этом году зафиксировано несколько мест, где случилось более трех ДТП: в первую очередь, проспект Ватутина (в районе моста через реку Десенку), участки в районе дома N21, что по Харьковскому шоссе, возле дома N4 по бульвару Дружбы народов, ряд перекрестков (улиц Телиги и Щусева, Кудряшова и Урицкого, Броварского проспекта и проспекта Освободителей).

Чаще всего автопроисшествия случаются на Большой Окружной дороге, проспектах Победы, Броварском, Ватутина, Харьковском шоссе, и улице Братиславской. Наиболее опасное время на магистралях столицы -- с 18 до 22 часов (едва ли не каждое второе ДТП. -- Авт. ). Самые неблагоприятные для водителя дни недели -- среда и пятница (каждое третье ДТП в городе).

Решение Киевсовета, дающее право сотрудникам ГАИ временно «задерживать» (до оформления протокола о правонарушении. -- Авт. ) номерные знаки за нарушение правил парковки, -- на сегодня вынужденная и в то же время единственно эффективная мера по наведению порядка на дорогах столицы. Ведь нарушение водителями правил остановки машины и ее парковки -- одна из основных причин заторов на дорогах города. Достаточно на какой-то улице неправильно припарковаться хотя бы одному автомобилю, тотчас же у остальных возникают проблемы с проездом.

Причем нарушивший правила водитель твердо осознавал свою безнаказанность. Как привлечь его к ответственности, если номерной знак снять нельзя, а протокол в отсутствие владельца машины не составишь? Поэтому улицы, где установлены запрещающие парковку знаки, сегодня попросту забиты автотранспортом. Хочу, однако, заверить всех автомобилистов: никто не будет наказан безосновательно! Никакого плана по снятию номерных знаков у Госавтоинспекции нет.

-- Что планирует предпринять ГАИ, чтобы улучшить дорожное движение в городе?

-- Мы подготовили ряд предложений в госадминистрацию города, которые, на наш взгляд, помогут увеличить пропускную способность центральных улиц и повысить безопасность дорожного движения. Так, чтобы снизить нагрузку на бульвар Шевченко, предусматривается разрешить двустороннее движение по улицам Богдана Хмельницкого (на участке от улицы М. Коцюбинского до улицы О. Гончара) и улице Олеся Гончара (от улицы Б. Хмельницкого до улицы Дмитриевской). На Днепровском спуске предлагается ввести одностороннее движение: с 7. 30 до 10. 00 в направлении города и с 17. 00 до 20. 00 часов -- в сторону Подола. Надеемся, что наконец-то будет принято решение о строительстве в районе металлобазы по Столичному шоссе надземного пешеходного перехода.

При нанесении дорожной разметки несколько более узкими, чем обычно, делаем полосы для движения транспорта, создавая тем самым более комфортные условия для проезда машин. Так, уже сегодня по улице Владимирской можно двигаться в одну сторону по трем полосам.

А на подступах к центру запланировано строительство ряда паркингов: в Бессарабском квартале в районе Нового проезда -- многоэтажный паркинг на 150 машин; на улице Лютеранской с тыльной стороны Крещатика -- многоэтажка на 130 мест; два подземных паркинга -- на углу улиц Прорезной и Пушкинской и в районе Европейской площади. Водители, оставив машину в охраняемом месте, смогут спокойно добраться в центр города на общественном транспорте, а центральные улицы столицы наконец-то можно будет разгрузить от обилия машин.

«Не проще ли на месте взимать штраф с нарушителя-пешехода?»

-- Верховная Рада приняла два года назад поправки в Административный кодекс Украины, запретив сотрудникам Госавтоинспекции налагать и взимать штрафы за нарушение правил дорожного движения. Новый закон также значительно уменьшил суммы штрафов, а определение ответственности водителей за нарушение дорожных правил перешло «в руки» судебных органов. Улучшилась ли с тех пор ситуация на дорогах столицы?

-- Безусловно, законодатели руководствовались благими намерениями, принимая Закон, и пытаясь адаптировать действующую в Украине систему админнаказаний к международным стандартам. Однако сегодня мы убедились, что столь либеральное законодательство эффективно только тогда, когда водители осознают, насколько важно четко соблюдать правила дорожного движения. Речь идет не просто о штрафе или лишении водительских прав, а об ответственности и за свою, и жизни других людей. К сожалению, большинство наших сограждан оказались не готовы к таким нормам поведения. Водители стали больше нарушать, почувствовав, что иногда можно избежать наказания. Ведь суды рассматривают далеко не все протоколы об админнарушениях, составленные инспекторами ГАИ. А оштрафовать водителя наш сотрудник не может.

-- Как обстоят дела с пешеходами-нарушителями?

-- С одной стороны, с ними проще -- сотрудник ГАИ вправе выписать штраф. Однако реально задействовать механизм наказания достаточно сложно. По закону получается, что инспектору нужно отпустить провинившегося пешехода, чтобы тот сходил в сберкассу, оплатил штраф, а потом принес квитанцию (!) Или доставить в райотдел нарушителя (например, если у того нет денег на штраф), потратив, таким образом, несколько часов на «свершение правосудия» в ожидании, пока кто-то не внесет за нарушителя восемь гривен (максимум, предусмотренный Законом. -- Авт. ). Не проще ли разрешить взимать штраф на месте? Подобную практику следовало бы применить и к водителям.

В случае же несогласия с вердиктом инспектора о нарушении -- составляется протокол и в дальнейшем суд будет определять степень вины того или иного участника дорожного движения. Естественно, что инспектор не может принимать решение и в отношении злостных нарушителей правил, например тех, кто ездит за рулем под «градусом» или создал аварийную обстановку на дороге.

-- Внося поправки в Админкодекс, законодатели рассчитывали, что на дорогах будет меньше взяточничества…

-- Механизм уплаты штрафа за годы независимости Украины изменялся несколько раз. Наверное, многие водители помнят о неудобствах и потерянном времени в очередях в сберкассах и ГАИ, при оформлении протоколов за незначительные нарушения правил. Сколько нареканий выслушала Госавтоинспекция по этому поводу! Учитывая пожелания участников дорожного движения, и приняли решение о введении штрафных квитанций. Правда, для некоторых автовладельцев это сразу стало поводом обвинить ГАИ в «левых» заработках.

Если же кто-то считал, что наконец-то исчезнет взяточничество на дорогах, то он глубоко заблуждался. Зачастую сами водители, боясь судебных разбирательств, еще больше стали провоцировать инспекторов на взятки. Уже в этом году нами задержаны и доставлены в милицию 120 автовладельцев, которые предлагали инспекторам деньги. Честные сотрудники и останутся честными, а недобросовестных этот закон вряд ли «вылечит». Тут существуют другие методы воздействия. И мы их активно практикуем: постоянно проводим негласные проверки практически всех подразделений ГАИ, в первую очередь, дорожно-патрульной службы. Ни один случай нарушения служебных обязанностей -- и грубость, и нетактичное поведение, и то же вымогательство денег -- не остается без санкций. Только в нынешнем году к дисциплинарной ответственности привлечены 185 наших сотрудников.