Культура и искусство

Песня Никиты Богословского «Любимый город», посвященная Киеву, утверждалась самим Сталиным

0:00 — 21 мая 2003 eye 738

Завтра народному артисту СССР, выдающемуся композитору XX столетия исполняется 90 лет

«Спят курганы темные», «Любимый город», «Шаланды, полные кефали», «Темная ночь», «Три года ты мне снилась», «Давно не бывал я в Донбассе»… Все эти песни принадлежат выдающемуся композитору XX столетия, корифею советского песенного искусства Никите Богословскому. Он — автор музыки к кинофильмам, опереттам, пьесам, радиопостановкам. Творческий девиз композитора: нужно уметь и любить сочинять все, стремиться писать в нескольких жанрах — лишь в этом случае талант может раскрыться в полной мере.

Первое свое сочинение, вальс «Дита», 9-летний Никита посвятил дочери Леонида Осиповича Утесова

1. Никита Владимирович Богословский родился в Санкт-Петербурге в доме, где, кажется, даже стены были пропитаны музыкой. Его бабушка по матери, Надежда Николаевна Поземковская, была прекрасной пианисткой. По приглашению П. И. Чайковского присутствовала на премьере оперы «Пиковая дама» в Мариинском театре и сидела рядом с ним.

Одаренной пианисткой была и ее дочь Елена Михайловна, мать будущего композитора, ученица создательницы русской пианистической школы А. Н. Есиповой. Ее брат Георгий Михайлович был солистом Мариинского оперного театра, пел вместе с Ф. И. Шаляпиным.

2. Вскоре после рождения Никиты родители разошлись, и Елена Михайловна в 1917 году вышла замуж за офицера флота Георгия Крупенского. В три года мальчика усадили за рояль, после чего «четыре года моего музыкального образования, — вспоминал Никита Владимирович, — были сопряжены с серией грандиозных скандалов, слезами, суровыми наказаниями. Наконец, когда мне минуло семь лет и я пошел в школу, домашние окончательно махнули рукой на попытки приобщить меня к тайнам музыкального искусства. Но через некоторое время я почувствовал непреодолимое желание часами бренчать на рояле, издавая совершенно нелепые и дикие звуки. Начались скандалы обратного порядка — от рояля меня оттаскивали… «

3. Как-то в театре 9-летний Никита познакомился со своей ровесницей-девочкой по имени Дита. Она пригласила его на свой день рождения, и Никита подарил ей свое первое сочинение, вальс «Дита». На дне рождения были не только дети, но и взрослые (да какие!): будущая мировая знаменитость, пианист Владимир Горовиц, писатель Исаак Бебель, известный куплетист Владимир Хенкин. Ну, а всех встречал на пороге с веселыми шутками и прибаутками отец Диты — Леонид Осипович Утесов.

4. В 13 лет Никита Богословский показал первый акт своей оперы «Мечта мира» ректору Ленинградской консерватории Александру Глазунову. Композитор, перелистав клавир увертюры оперы, сел за рояль. «И тут произошло чудо, — вспоминал Никита Владимирович. — Александр Константинович сыграл с начала до конца всю мою увертюру, которую, как мне казалось, он всего лишь мельком просмотрел за столом. Сыграл не останавливаясь, без единой ошибки, в точном темпе и со всеми нюансами! Я, совершенно не поняв, что произошло, повел себя крайне глупо. Почему-то заглянул в рояль, потом под него, очевидно, решив, что ноты были где-то спрятаны, и Глазунов потихоньку в них подсматривал. Но нет, мой клавир продолжал лежать в отдалении на столе. Ошарашенный, я сидел молча, а Александр Константинович заговорщицки мне подмигнул и уронил на жилет сигарный пепел».

Талант молодого сочинителя был по достоинству оценен выдающимся композитором, и Никите было предложено раз в неделю по воскресеньям посещать квартиру Глазунова и показывать ему свои новые сочинения.

5. Когда Никите исполнилось 15 лет, Глазунов посоветовал ему поступить в Ленинградский музыкальный техникум (в консерваторию принимали с 17 лет). Во время вступительных экзаменов он познакомился с Васей Соловьевым — будущим композитором Соловьевым-Седым. Частые восторженные рассказы Никиты о посещениях дома Глазунова стали вызывать раздражение сокурсников. По инициативе Соловьева Никиту тайно сфотографировали и сделали фотомонтаж, где он на садовой скамейке сидит в обнимку с Глазуновым с надписью «Я и Саша Глазунов». Фотомонтаж был выставлен на всеобщее обозрение, и все хохотали от души. Но Никита был самокритичен и не обиделся на Соловьева. Их дружба длилась до последних дней Соловьева-Седого.

6. Первое сочинение Богословского для широкой аудитории — оперетта «Ночь под Рождество» по Н. Гоголю, премьера которой состоялась в 1929 году в Ленинградском театре музыкальной комедии. Щупленький 16-летний Никита выглядел моложе своих лет, поэтому на вечерний спектакль его не пустили.

7. На премьерном просмотре картины «Остров сокровищ» в московском Доме кино Богословский познакомился с известным украинским режиссером Леонидом Луковым, и тот предложил ему написать музыку к фильму «Большая жизнь». Богословский согласился и, в назначенное время приехав в Киев, начал работать. Сначала все шло хорошо, Луков безоговорочно принимал инструментальные фрагменты, а вот над ключевым эпизодом — песней «Спят курганы темные» — работа зашла в тупик. Богословский сочинил много вариантов к тексту Ласкина, но ни один из них не удовлетворял Лукова. Было решено прекратить сотрудничество. И вдруг у Богословского родилось несколько тактов мелодии к строчке «через рощи шумные и поля зеленые… «Так и появился окончательный вариант, который Луков безоговорочно принял.

8. В 1939 году после окончания работы над фильмом «Большая жизнь» Богословский написал музыку к фильму «Истребители», а к дополнительному эпизоду фильма «Вечеринка» — замечательную песню о Киеве «Любимый город», которая не понравилась директору Киевской киностудии, и он запретил вставлять ее в фильм. Однако благодаря его срочному отъезду в командировку фильм был послан в Москву с песней, и там после просмотра Сталиным песню утвердили.

9. Много неприятностей принесли Богословскому любимые народом песни из кинофильма «Два бойца». «Темную ночь» Богословский и поэт Владимир Агатов сочинили за полчаса в ташкентской гостинице. Глубокой ночью Бернес с гитаристом записали фонограмму песни, а наутро ее уже пели все работники Ташкентской киностудии. Богословский вскоре уехал в Москву и похвастался этой песней перед Утесовым. Через некоторое время Утесов с огромным успехом начал ее исполнять как на фронте, так и в тылу, да еще и записал на пластинку. И когда «Два бойца» появились на экранах, зрители уже хорошо знали эту песню. Это надолго рассорило Богословского с Луковым и Бернесом.

Богословский, в отличие от коллег-песенников — И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, Б. Мокроусова, Ю. Милютина, С. Каца, так и не был удостоен Сталинской, а позже Государственной премии СССР, не говоря уже о Ленинской. Только в 55 лет ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

У композитора было три жены и множество романов

10. Помимо трех официальных браков, у Богословского было немало романов. В 1942 году он влюбился в актрису Киевского драматического театра им. Леси Украинки Мальвину Зиновьевну Швидлер. Они познакомились летом в Ташкенте, где Швидлер с группой киевских актеров находилась в эвакуации, а Богословский писал музыку к фильму. Неиссякаемый шутник и балагур, он весьма своеобразно объяснился в любви к Мальвине Зиновьевне. Идя с нею знойным днем по одной из ташкентских улиц, он увидел водовозку, подбежал к ней, взобрался на цистерну и запел тут же сочиненную любовную серенаду. Встречи их продолжались и в послевоенное время, о чем свидетельствует хранящийся в личном архиве народной артистки Украины авторский экземпляр посвященной ей Богословским песни.

11. Богословского трижды исключали из Союза Советских композиторов. Один раз — за розыгрыш композитора Сигизмунда Каца, с которым он дружил. «Мы с ним выступали на двух разных площадках, — вспоминает Никита Владимирович, — и в разных отделениях. А в антракте менялись площадками. Я хорошо знал песни Каца, поэтому выхожу и говорю: «Здравствуйте, я композитор Сигизмунд Кац! Сейчас я вам покажу несколько своих песен». Сажусь за рояль и исполняю хорошо известный мне репертуар Каца. После чего уезжаю. Приезжает Кац. Выходит во втором отделении на сцену и говорит: «Здравствуйте, я композитор Сигизмунд Кац. Сейчас я вам покажу несколько моих песен». И исполняет все, что я только что сыграл. Вы представляете, что было в зрительном зале?! За это меня исключили из Союза композиторов на три месяца».

12. Известный среди друзей и знакомых как мастер остроумных розыгрышей, Богословский и сам иногда становился их объектом, особенно со стороны ленинградского друга юности Соловьева-Седого. Один такой розыгрыш привел Богословского в шок. «Принимал в нем участие еще и Марк Фрадкин, — вспоминает Никита Владимирович. — Как-то он был у меня в гостях. Через десять минут после его ухода раздается телефонный звонок, и я слышу в трубке его голос: «Привет! Я звоню тебе уже из Ленинграда». Я, конечно, в это не поверил и говорю: «Да брось, Марк! Какой там еще Ленинград!» А он опять: «Я сижу в квартире у Васьки Соловьева-Седого. Могу поспорить с тобой на ящик коньяка. Хочешь, перезвони ему». Я, смеясь, перезваниваю и спрашиваю Марка, а Вася отвечает: «Да, Марк сейчас сидит у меня». Тогда я прошу его. И что вы думаете? Я слышу в трубке голос Фрадкина. Я ему задаю вопросы, и он отвечает. Ну, думаю, крыша у меня точно поехала. На следующий день звоню Марку, он, естественно, в Москве. Я ему тащу ящик коньяка, а он мне все и объясняет. Некоторое время назад Марк был в Ленинграде, зашел в гости к Васе, и эти два паразита, представляя, как я буду вести себя, записали Марка на магнитофон с ответами на мои вопросы».

13. За свою долгую творческую жизнь Богословский сочинил более 400 песен, 18 оперетт, музыку к 60 художественным и 50 мультипликационным фильмам, к 52 пьесам, 2 музыкально-лирическим драмам и 3 операм. Правда, рукопись первой (фрагменты которой он показывал Глазунову) он уничтожил. Вторую оперу, «Соль», сочинял 48 лет — с 1932 по 1980 год.

В последние годы Богословский трудится только на литературном поприще

14. «Для исполнения симфонической музыки у нас мало оркестров, да и любителей ее мало. Песни не пишу, потому что не осталось кому их исполнять. А к рок-жанру я отношусь с уважением, но не знаю, как это делается. А переучиваться поздно. Вот и получилось, что переключился на литературу и журналистику».

15. На вопрос, какая его любимая собственная шутка, Никита Владимирович отвечает: «Любимая — это всегда последняя. Потом она перестает быть любимой. Ну, например, название улицы — «Большая Берцовая». Или: «Если нельзя, но очень хочется, то все-таки нельзя».

Любимая, своя, песня — «Звезда моих полей» в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева. Любимая, не своя, — «Подмосковные вечера». Ну, а любимая женщина — последняя жена Алла Сивашова, младше его на 35 лет.

16. В 1983 году Никита Богословский стал народным артистом СССР. Его именем названа одна из малых планет. Узнав об этом, Богословский послал мэру Москвы Лужкову телеграмму: «Оплачивать квартиру денег нету и, видимо, не будет никогда. Назвали моим именем планету. Быть может, переехать мне туда?» На это Лужков, тоже не обделенный чувством юмора, ответил: «Я убежден, что трудности любые мы пройдем. А если что не так, то полетим вдвоем».