Политика

Народный депутат юлий иоффе: «люди недовольны своим уровнем жизни, но и свергать существующую власть не пойдут»

0:00 — 27 мая 2003 eye 323

Член Парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Юлий Иоффе поставил своеобразный личный рекорд: он является народным избранником уже четвертого подряд созыва. Таких людей в парламенте можно сосчитать по пальцам. Кроме того, далеко не все знают, что г-н Иоффе начинал свой трудовой путь в далеком 1957 году простым слесарем на Коммунарском металлургическом заводе. Это уже потом он стал генеральным директором «Стахановугля», а затем и вице-премьером по вопросам ТЭК. Сегодня Юлий Иоффе отвечает на вопросы «ФАКТОВ» о перспективах начавшейся политической реформы.

В украинском варианте модели власти отразился в основном французский опыт. Но мы упустили такой важный момент, как государственный совет

-- Юлий Яковлевич, сегодня самая животрепещущая тема -- это политическая реформа, инициированная Президентом Леонидом Кучмой. Каковы, на ваш взгляд, перспективы ее внедрения в жизнь?

-- Для меня, и как для депутата, и как для человека, важно, чтобы политическая реформа стала инструментом демократизации общества. Однозначно то, что должна повышаться ответственность власти перед народом и, соответственно, человека перед государством. А вот положение о двухпалатном парламенте еще может дискутироваться. Если посмотреть на поведение большей части оппозиции, то складывается впечатление, что им необходима лишь замена людей на высших руководящих постах в том же законодательном коридоре. И здесь я согласен с Леонидом Кравчуком, который как-то сказал, что даже если поставить ангела на самый высокий пост в государстве, то у него непременно вырастут рога… Сейчас в конституционной комиссии Верховной Рады вырисовывается компромиссный вариант из двух предложенных по политической реформе законопроектов. В чем я однозначно уверен, так это в том, что политическую реформу нужно завершить в ближайшее время, поскольку, если в стране будет новый президент, еще неизвестно, пойдет ли он на такое существенное урезание своих полномочий, на которое согласился сегодня Леонид Кучма.

-- Некоторые эксперты утверждают, что в результате реформы полномочия действующего Президента как раз и не уменьшаться …

-- Это зависит от того, в каком окончательном виде будут приняты изменения к Конституции. Нужно помнить, что Конституция принимается, образно говоря, на века. А сегодняшние действия нашей оппозиции показывают, что она этого не понимает. Со стороны это выглядит как персонифицированные политические разборки. А нужно просто изменить баланс власти в стране, поскольку исполнение законов зависит не только от их принятия, но и от сложившихся в обществе норм поведения. Давайте возьмем, к примеру, европейские страны развитой демократии, где успешно функционирует как парламентско-президентская республика, так и президентско-парламентская. А почему? Да потому что там четко выписана система властных противовесов. В украинском же варианте модели власти отразился в основном французский опыт. Но мы упустили такой важный момент, как государственный совет, который есть во Франции.

Речь идет не о каких-то фундаментальных изменениях в экономике, а лишь о неприятии отдельных политических фигур

-- Скажите, чем вы можете объяснить разброд, который наблюдается сегодня в рядах оппозиции?

-- Каждый из лидеров оппозиции тянет политическое одеяло на себя. Взять, к примеру, таких лидеров, как Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко. Оба они прекрасно понимают, что работают практически на одном и том же электоральном поле. На мой взгляд, кто-то из них двоих должен признать безоговорочное лидерство другого, в противном случае, уже на стадии будущих выборов они рискуют стать откровенными политическими противниками.

-- На конец мая -- начало июня оппозиция, как известно, запланировала массовые акции протеста. Как вы считаете, насколько они всколыхнут страну?

-- Я не думаю, что эти акции, даже если они состоятся, будут иметь сколько-нибудь широкий общественный резонанс. Конечно, люди недовольны своим уровнем жизни, но и свергать существующую власть не пойдут. Кроме того, начинаются выпускные экзамены в школах и вступительные в вузах. Люди живут повседневными заботами и их не волнуют разборки между различными политическими силами и их вождями. Народ у нас мудрый и понимает, что речь идет не о каких-то фундаментальных изменениях, скажем, в экономике, а лишь о неприятии отдельных политических фигур.

-- Юлий Яковлевич, вы известны как ярый противник пропорциональной системы выборов. Вы по-прежнему стоите на этих позициях?

-- Наш со Степаном Гавришем вариант будущего закона исключает недостатки как мажоритарной, так и пропорциональной системы выборов. Скажите, где будет рядовой избиратель искать «своего» депутата от партий, если нужно будет обратиться с какой-нибудь проблемой? Я, например, на своем округе в Луганской области принимаю избирателей, если надо, и до двух часов ночи.

-- Юлий Яковлевич, вы прошли суровую школу жизни. Скажите, у вас есть рецепт жизненного успеха?

-- Действительно, я родился в семье горного мастера и затем сам долго работал на шахтах. Каких-то особых амбиций у меня не было. Просто каждую работу я воспринимал как определяющую для моей дальнейшей жизни и, соответственно, делал ее качественно. Такое же отношение к работе я старался прививать и своим детям.

-- Кстати, чем занимаются ваши сыновья, стали ли они продолжателями семейной традиции в горнодобывающей отрасли?

-- К сожалению или к счастью -- нет. Старший после окончания мединститута стал хирургом, причем довольно известным, некоторое время практиковал в институте Шалимова. А еще раньше по контракту работал в Южной Африке в очень сложных условиях. Младший сын -- юрист.