Сегодня знаменитому актеру исполняется 50 лет
Александр Абдулов -- человек страстный. Он все делает с перехлестом эмоций: играет, влюбляется, расстается, снимает кино, играет в рулетку. История о том, как Абдулов выиграл в египетском казино приличную сумму денег на пропитание съемочной группы картины «Бременские музыканты», стала уже хрестоматийной. Благодаря этой самой страстности сегодня у Абдулова репутация дебошира и скандалиста. Александр Гаврилович не любит журналистов и фотографов-папарацци. Более того, обещает попросту бить морду «90 процентам непонятной шушеры, которая ходит с диктофонами, блокнотиками и якобы занимается журналистикой». Связано это с широко известным скандалом. В декабре 1992 года газета «Собеседник» опубликовала отрывок из книги молодой журналистки Дарьи Асламовой «Записки дрянной девчонки», в котором достаточно подробно было описано, как несколько лет назад автору удалось соблазнить несколько известных людей, в том числе Александра Абдулова. Александр возмутился, заявил, что все написанное -- ложь, добавив: «Хочу взять лицензию на отстрел журналистов!»
В канун своего юбилея Абдулов тоже воздержался от обширных интервью. «Не комментирую», -- сказал Александр Гаврилович журналисту «ФАКТОВ». Кстати сказать, во время одного из недавних приездов в Киев с фильмом «Тартарен из Тараскона» Абдулов был разговорчивее
Александр Абдулов появился на свет 29 мая 1953 года в городе Тобольске. Вскоре семья переехала в Фергану, где отец, Гаврила Абдулович, работал режиссером местного драматического театра, а мама, Людмила Александровна, там же, гримером.
С рождением актера связана забавная история. К тому времени в семье уже было двое детей, и все -- мальчики. А родителям так хотелось девочку! В роддоме выяснилось, что в этой же палате у другой роженицы, жены главного повара местного ресторана, родилась третья девочка, в то время как ее муж мечтал о мальчике. И к Людмиле Александровне обратилась санитарка: «А не поменяться ли вам детьми?» Предложение было абсурдным, но женщины призадумались. Кто знает, может, был бы звезда театра и кино шеф-поваром какого-нибудь ресторана, однако судьба распорядилась иначе. Отец Абдулова, узнав о готовящемся обмене, категорически воспротивился этому.
С седьмого класса Александр Абдулов работал на уборке хлопка. Норма -- 50 кг в день! Но, как ни странно, будущему актеру в колхозе нравилось.
-- Берешь раскладушки, матрасы, -- вспоминает он, -- и вон из дома, из-под родительской опеки. Свобода! Самостоятельность! Вечерами девочки, костры, прогулки под луной А утром снова становишься буквой «г», и сколько видишь до горизонта -- все хлопок. Мне было труднее всех -- я самый длинный Мы жили в казармах, в чудовищных антисанитарных условиях, с одним сортиром на всех. Вместо жратвы -- какая-то баланда. Но это нас не смущало
А вот пионером Саша Абдулов так и не стал -- невиданный по тем временам случай. Учительница спросила: «Ребята, кто считает, что недостоин высокого звания пионера?» Все промолчали, а Абдулов встал: «Я не достоин. Двойки получаю, да и вообще » Наверное, с тех пор он и не боится говорить и поступать не так, как все, а так, как считает нужным.
В комсомол Абдулов все-таки вступил -- так сложились обстоятельства. В Ферганском драматическом театре, где он работал после школы, было всего два комсомольца, а для создания комсомольской ячейки по уставу нужны были трое, вот и пришлось написать заявление.
Впервые Саша вышел на сцену, когда ему было 5 лет, в спектакле «Именем революции», где его отец играл роль Ленина. Однако об актерской карьере Абдулов в то время не думал. Мечтал о музыке (сказалось повальное увлечение «Битлз») и спорте (на уроках физкультуры он всегда был первым). Саша закончил школу в 1970 году и, уступив настояниям родителей, отправился в Москву -- поступать в Щепкинское училище. Но не прошел по конкурсу, вернулся в Фергану и тут же поступил в педагогический институт на физкультурный факультет. Параллельно Абдулов продолжал работать в театре -- монтировал декорации, чинил сцену. А потом, на радость отцу, вновь отправился в Москву. На этот раз все сложилось удачно, и Александр Абдулов стал студентом ГИТИСа.
Настоящий успех пришел к актеру после фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо», где он сыграл роль Медведя. Сегодня на его счету множество ролей, но до сих пор он мечтает сыграть короля Лира и Коровьева.
В 1975 году на четвертом курсе ГИТИСа Абдулов получил приглашение в знаменитый «Ленком» (тогда еще Театр имени Ленинского Комсомола), в котором играет по сей день. Что касается личной жизни, то было бы удивительно, если бы такой незаурядный молодой человек не пользовался популярностью у женщин. По словам самого Абдулова, первая появилась в его жизни еще в Фергане, когда будущему секс-символу отечественного кино было 16 лет. Ей же был уже 21 год, и Саше она казалась старой, почти бабушкой. Несколько любовных историй случилось у Абдулова и в Москве, правда, почти все -- с трагическим финалом. В первый раз девушка, в которую он влюбился, предпочла ему другого. Тогда Абдулов заперся в своей комнате в общежитии и вскрыл себе вены. Если бы не сосед по комнате, который, почуяв неладное, вернулся раньше времени и выломал дверь, неизвестно чем бы все закончилось.
Во второй раз Абдулова угораздило влюбиться в американку, работавшую в Москве вице-президентом крупного банка. Дошло до того, что Абдулова вызвали на Лубянку и предложили следить за возлюбленной, которую гэбисты подозревали в шпионаже. Дабы не стать агентом КГБ, актер решил прекратить отношения с этой женщиной, а вскоре ее выслали из СССР.
А в 1976 году Абдулов женился на одной из красивейших актрис советского кино Ирине Алферовой. Это была настоящая романтическая любовная история. Как только Алферова появилась в театре, между ними разгорелся сумасшедший роман. На гастролях в Ереване Абдулов сделал ей предложение, но Ирина, как настоящая женщина, дала ответ не сразу. «Пронесешь на руках через весь парк, -- сказала она, -- соглашусь!» Пронес! В этом браке у Абдулова и Алферовой родилась дочь Ксения, ныне известная актриса. Самые сильные эмоции в своей жизни актер пережил на свадьбе дочери (Ксения вышла замуж за актера Егора Бероева, внука знаменитого «майора Вихря»).
-- Никогда не думал, -- вспоминает актер, -- что могу испытывать такой шок. Казалось бы, ну что тут такого -- свадьба и свадьба! А я сидел, как дурак, и не мог понять, что со мной происходит. Ко мне подходили друзья, спрашивали: «Что с тобой?» А я не знаю
Сегодня к женщинам вообще и к своим избранницам в частности Абдулов предъявляет высокие требования, считая, что «все они разделились на женщин и непонятно что». Наверное, поэтому с абсолютной уверенностью можно назвать только двух «женщин Абдулова» -- Ирину Алферову и балерину Галину. Правда, недавно в одной из московских газет появилось интервью с журналисткой, которая якобы была с Абдуловым последние два года и рассталась только потому, что их разлучили мафиозные друзья актера. Трудно сказать, как все было на самом деле. Сам Александр Гаврилович от комментариев отказывается.
Несмотря на то что Абдулова часто звали на различные выступления перед партийной элитой, актеру под разными предлогами удавалось избегать такой «чести». Но в феврале 1986 года разгорелся скандал: Абдулов отказался выступать перед делегатами ХХVII съезда партии.
-- Дело было так, -- рассказывает Александр Гаврилович, -- стихи принесли в театр, директору. Они назывались «Мы державно идем в коммунизм». Я не знал, что делать. Мы тогда репетировали «Диктатуру совести» Михаила Шатрова, он сидел в зале. Шатров и посоветовал мне отказаться. Я позвонил в идеологический отдел ЦК, долго извинялся, ссылался на слабоумие. А потом, черт меня дернул, спросил, читали ли они сами эти стихи. Мне вежливо сказали, что не читали. Я взял и брякнул: «Почитайте. Это за гранью добра и зла». Мне снова-таки вежливо ответили, что обязательно последуют моему совету. Через полчаса из кабинета выбежал перепуганный директор с криком: «Ты никогда не получишь звания заслуженного!» Оказывается, ему позвонили и сказали: «Мы долго решали, кому поручить столь ответственное дело -- Лановому или Абдулову. Предпочли Абдулова. Так вот, передайте ему, что нам тоже нравится не все, что он делает. И еще ему передайте, что стихи, одобренные идеологическим отделом ЦК КПСС, не могут быть за гранью добра и зла!» И повесили трубку. Театр лихорадило, думали, что за этим последует приказ об увольнении. Но все обошлось.
Несколько раз в жизни актер был на грани жизни и смерти. В Севастополе Абдулова едва не затянуло в грот, в последний момент ему удалось выплыть и, содрав кожу, вырваться наружу. В другом случае он чуть не погиб в авиакатастрофе: срочно надо было лететь в Ленинград, и в последний момент его пересадили на самолет, который должен был вылететь на 15 минут раньше. Тот, из которого Абдулов высадили, разбился А однажды Александра заочно объявили мертвым. Во время операции на ногах, которую делали под местным наркозом (общий был ему противопоказан), Абдулову стало плохо.
-- Меня повело, -- рассказывает актер. -- Когда операция закончилась, врач спросил меня: «Чего ты хочешь?» -- «Стакан виски!» -- «Стакан нельзя, но сто граммов -- можно». А в это время Рустаму Ибрагимбекову сказали, что я умер. Он все бросает, летит в центр, вбегает в палату и видит картину: лежу я, справа и слева от меня капельницы, в одной руке сигарета, в другой -- виски, а сзади стоят два врача. Черный юмор!
К мнению кино- и театральных критиков Абдулов не прислушивается, считая эту профессию вымирающей. Главной оценкой для Абдулова является мнение зрителей, а еще -- мамы и дочери Ксении.
Александр Абдулов сыграл более 150 ролей в кино, но не получил ни одной кинонаграды. Однажды за фильм «Факты минувшего дня» его выдвинули на Государственную премию и тут же вычеркнули. За нездоровую популярность. И только сейчас за картину «Бременские музыканты» на фестивале «Любить по-русски» он получил «Подкову» (за режиссуру и исполнение роли). За двадцать лет работы в театре он получил «Золотую маску», а также «Хрустальную Турандот» и премию Фонда Станиславского за спектакль «Варвар и еретик». А еще у него есть «Странник» -- приз Международной ассоциации писателей-фантастов.
-- До меня, -- рассказывает Абдулов, -- его получил только Сокуров. Приятно, что меня оценили как самого фантастического режиссера минувшего века. И обидно, что это сделали не коллеги, а писатели-фантасты.
Сегодня Александр Гаврилович мечтает написать книгу.
-- Не о себе, -- говорит Абдулов, -- а о людях, которые меня окружали и окружают. Я могу часами о них рассказывать. Например, Параджанов Все Мюнхгаузены, которые существуют, не стоят его мизинца.
Когда Абдулову исполнилось 33 года, он придумал замечательный афоризм, который время от времени повторяет: «Дай Бог, чтобы все хорошие слова мне говорили в спину».
-- Считается, что до 33 лет тебя ведет Бог, а потом ты идешь сам. И я тогда подумал, как было бы хорошо, чтобы все добрые слова нам говорили в спину. В лицо-то мы все умеем говорить