Мир

Самолет ил-62 со спикером владимиром литвином и народными депутатами на борту мог рухнуть на землю сибири с высоты 10 тысяч метров

0:00 — 31 мая 2003 eye 450

Из-за того, что службы российского аэропорта в Хабаровске заправили лайнер некачественным топливом. Низкое качество горючего уже было причиной трагедии -- в 1997 году упавший на окраины Иркутска «Руслан» унес жизни 68 человек

Украинский самолет Ил-62 с делегацией Верховной Рады Украины во главе со спикером Владимиром Литвином, возвращавшейся из Токио (Япония), после неприятного происшествия в международном аэропорту Хабаровска (Россия) вчера прибыл в Киев. Лайнер приземлился в аэропорту «Борисполь» на 12 часов позже запланированного срока. Вылет литерного самолета с членами парламентской делегации задержался на столь длительное время из-за того, что службы российского аэропорта заправили Ил-62 некачественным топливом. Последствием этой халатности могла быть катастрофа украинского самолета…

За 30 секунд до отрыва от земли экипаж Ил-62 принял решение не подниматься в воздух

Начальник летного отряда Государственного авиационного предприятия «Украина» (обслуживающего литерные рейсы) Владимир Пащенко рассказал журналистам, что самолет с украинской делегацией на борту вернулся с исполнительного старта в Хабаровском аэропорту… за 30 секунд до отрыва от земли. Заместитель начальника Хабаровского аэропорта успел сообщить экипажу, что самолет Ил-62 заправлен некачественным топливом -- в нем отсутствует жидкость, препятствующая образованию кристаллов. Как сказал Владимир Пащенко, при заправке в реактивное топливо необходимо подмешивать специальную жидкость, которая не дает возможности кристаллизироваться воде во время полета на большой высоте. По словам Пащенко, такая жидкость не была добавлена в топливо, поскольку дозаправщик Хабаровского аэропорта обнаружил, что кран дозатора этой жидкости был закрыт.

Начальник летного отряда Государственного авиационного предприятия «Украина» объяснил, что следствием этой халатности могла быть катастрофа украинского самолета, поскольку все четыре двигателя могли остановиться в воздухе на большой высоте.

По словам члена делегации народного депутата Петра Порошенко, руководство аэропорта сначала уклонилось от комментариев, признав факт залива некондиционного топлива. Затем сотрудники аэропорта Хабаровска стали утверждать, что топливо отвечало всем стандартам. Директор аэропорта предъявил сертификат соответствия, однако летчики сочли подобные доказательства недостаточными. Командир экипажа украинского самолета Владимир Пащенко отказался вылететь из Хабаровска и принял решение о сливе и замене топлива.

В 1997 году из-за отказа двигателей под Иркутском разбился «Руслан»

Как рассказали «ФАКТАМ» в АНТК имени Антонова, на высоте десяти тысяч метров температура опускается до 50-60 градусов по Цельсию ниже нуля. В авиатопливе присутствуют примеси воды, при низких температурах она может замерзнуть и осесть на дно топливных баков. Кристаллы льда через топливные насосы могут дойти до фильтра и, скопившись там, затруднить подачу горючего. Во избежание подобного, для заправки самолетов используют специальные жидкости, не позволяющие воде кристаллизоваться. Во время дозаправки специалисты должны следить за наличием спецжидкости в топливе.

Из досье «ФАКТОВ»

Трансконтинентальный лайнер Ил-62 предназначен для перевозки пассажиров и грузов на расстояние свыше 10 000 км. На самолете установлены четыре реактивных двухконтурных двигателя и дополнительный топливный бак, что позволяет значительно увеличить дальность полета. Управляет лайнером экипаж из пяти летчиков. Крейсерская скорость -- 820 — 900 километров в час. Максимальная высота полета -- 10 000 — 12 000 метров.

К сведению. Низкое качество топлива стало одной из причин авиакатастрофы Ан-124 «Руслан» в городе Иркутске (Россия), которая произошла 6 декабря 1997 года. Лайнер Ан-124, перевозивший во Вьетнам два самолет Су-27, рухнул на жилой квартал. В результате были разрушены детский и жилой дома, погибли 68 человек. Самолет разбился практически сразу после поднятия в воздух из-за прекращения работы всех четырех двигателей.

Все 12 часов вынужденного простоя в аэропорту Хабаровска члены украинской делегации находились на борту самолета

После расследования, проведенного специальной комиссией, самолет был перезаправлен. Замена топлива заняла 8 часов. Все это время члены украинской официальной делегации находились на борту самолета, так как в начале инцидента им не предложили переждать столь длительную процедуру в другом помещении, а позже Владимир Литвин сам отказался покидать самолет. Комментируя инцидент, Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин заявил, что считает недопустимым ситуацию, когда на территории Российской Федерации «забыли» принять официальную делегацию парламента Украины.

Министр иностранных дел Российской Федерации Игорь Иванов назвал ситуацию, сложившуюся с самолетом украинской делегации, возмутительной и принес извинения в разговоре с главой МИД Украины Анатолием Зленко. С группой украинских парламентариев по телефону связывался также глава верхней палаты российского парламента Совета Федерации Сергей Миронов. Спикер парламента Украины Владимир Литвин заявил, что подобная ситуация недопустима, «особенно, когда речь идет о равноправном партнерстве с Россией, а некоторые представители демонстрируют неуважение к официальной делегации».

P. S. Вечером в четверг, едва вылетев из аэропорта «Киев», запросил посадку Ан-140 авиакомпании «Аэромост-Харьков» с двумя десятками пассажиров на борту. Как стало известно «ФАКТАМ», сигнальная аппаратура предупредила о возможном отказе двигателя. Поэтому экипаж принял решение отключить этот двигатель и садиться на втором. Полет Ан-140 длился 12 минут, при посадке никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал (Кстати, тренировочные «взлет-посадка» занимают 15 минут). Сейчас расследованием причин этого инцидента занимается специально созданная комиссия.

По материалам информагентств УНИАН, «Интерфакс-Украина» материал подготовили Ирина КОЦИНА, Анатолий ГАВРИШ, «ФАКТЫ»